Как Карлсон успокаивал Малыша после взрыва машинки?
– Что больше: десять тысяч, две сотни или несколько дюжин?
– Как меняется количество паровых машинок на крыше у Карлсона?
О чём это говорит?
– А вы верите в то, что на днях Карлсон даст Малышу новую машинку?
– Почему Карлсон сразу не дал Малышу новую машинку? (У него их просто нет, они выдуманы для того, чтобы утешить Малыша.)
– Можно ли сказать, что Карлсон совсем попрощался с Малышом?
– С какими новыми «крылатыми» высказываниями Карлсона мы познакомились?
2) Чтение по ролям 4-й части.
3) Пересказ отрывка о запуске паровой машины.
4) Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрите иллюстрации. «Подпишите» их только одним предложением из сказки. Кто подберёт предложение точнее?
Литературное чтение
Урок 47.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», часть 4.)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Устный рассказ о Малыше по плану (задание 4, с. 23 тетради).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
Работа с текстом во время чтения (диалог с автором,
2 4 3 1 1 2 3
Работа с текстом 4й части.
1. Работа с текстом до чтения.
– В какой момент мы расстались с героями?
– Как, повашему, события будут развиваться дальше?
2.
комментированное чтение).
Образец чтения:
Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с
глазами, полными слёз. (В. Что его так расстроило? О. Ответыпредположения детей.)
– Моя паровая машина... – всхлипывал он. – Моя паровая машина
развалилась на куски! (П.)
– Это пустяки, дело житейское! – И Карлсон беспечно махнул своей
маленькой пухлой рукой. – Я тебе дам ещё лучшую машину, – успокаивал
он Малыша.
– Ты? – удивился Малыш.
– Конечно. У меня там, наверху, несколько тысяч паровых машин.
(Трудно представить такое.)
– Где это у тебя там, наверху?
– Наверху, в моём домике на крыше.
– У тебя есть домик на крыше? – переспросил Малыш. – И несколько тысяч
паровых машин?
– Ну да. Уж сотни две – наверняка.
– Как бы мне хотелось побывать в твоём домике! – воскликнул Малыш.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
© ООО «Баласс», 2012
2В это было трудно поверить: маленький домик на крыше и в нём живёт
Карлсон...
– Подумать только, дом, набитый паровыми машинами! – воскликнул
Малыш. – Две сотни машин! (Представляете, как мечтает о таком доме Малыш?!)
– Ну, я в точности не считал, сколько их там осталось, – уточнил Карлсон,
– но уж никак не меньше нескольких дюжин (дюжина – двенадцать).
– И ты мне дашь одну машину? (Малышу не надо много новых машинок, хотя бы одну.)
– Ну конечно!
– Прямо сейчас?
– Нет, сначала мне надо их немножко осмотреть, проверить
предохранительные клапаны... ну и тому подобное. (Не знает, что ещё придумать,
чтобы уйти от своего обещания.) Спокойствие, только спокойствие! Ты получишь
машину на днях.
Малыш принялся собирать с пола куски того, что раньше было его паровой
машиной.
– Представляю, как рассердится папа, – озабоченно пробормотал он.
(Только теперь, когда ему обещана новая машинка, он вспомнил об отце и понял, что сейчас будет.)
Карлсон удивлённо поднял брови:
– Изза паровой машины? Но ведь это же пустяки, дело житейское
(обыкновенное, обычное дело), изза которого и волноватьсято не стоит!
Так и передай своему папе. Я бы ему это сам сказал, но спешу и поэтому не
могу здесь задерживаться... Мне не удастся сегодня встретиться с твоим
папой. Я должен срочно слетать домой, поглядеть, что там делается.
(Карлсон вовсе не стремится к встрече с папой Малыша и явно ищет причину, чтобы удалиться.)
– Очень хорошо, что ты пришёл ко мне, – сказал Малыш. – Хотя, конечно,
паровая машина... Ты ещё когданибудь зайдёшь сюда?
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
© ООО «Баласс», 2012
3– Спокойствие, только спокойствие! – сказал Карлсон и нажал кнопку на
своём животе.
Мотор загудел, но Карлсон всё стоял неподвижно и ждал, пока пропеллер
раскрутится во всю мощь. Но вот Карлсон оторвался от пола и сделал
несколько кругов.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Мотор чтото барахлит. Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там
смазали. Конечно, я и сам мог бы это сделать, да, беда, нет времени...
Думаю, что я всётаки загляну в мастерскую.
Малыш тоже подумал, что так будет разумнее. (В. Почему Малышу кажется, что так
будет разумнее? О. Ответыпредположения детей.)
Карлсон вылетел в открытое окно; его маленькая, толстенькая фигурка
чётко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звёздами небе.
– Привет, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и
скрылся.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Беседа:
– Как Карлсон успокаивал Малыша после взрыва машинки?
– Что больше: десять тысяч, две сотни или несколько дюжин?
– Как меняется количество паровых машинок на крыше у Карлсона?
О чём это говорит?
– А вы верите в то, что на днях Карлсон даст Малышу новую машинку?
– Почему Карлсон сразу не дал Малышу новую машинку? (У него их
просто нет, они выдуманы для того, чтобы утешить Малыша.)
– Можно ли сказать, что Карлсон совсем попрощался с Малышом?
© ООО «Баласс», 2012
4– С какими новыми «крылатыми» высказываниями Карлсона мы
познакомились?
2) Чтение по ролям 4й части.
3) Пересказ отрывка о запуске паровой машины.
4) Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрите иллюстрации. «Подпишите» их только одним предложением
из сказки. Кто подберёт предложение точнее?
5) Обобщающая беседа.
– Почему Астрид Линдгрен часто рисует в повести звёздное небо?
(Малыш стоит у окна, смотрит на звёзды, он мечтает. В конце Карлсон
улетает в звёздное небо. Он живёт к звёздам ближе, чем люди.)
– Почему никто, кроме Малыша, не может увидеть Карлсона?
Рассказ учителя об авторе.
Астрид Анна Эмилия Линдгрен (14 ноября 1907 – 28 января 2002) –
шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей.
Как указывала сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков
«Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным
средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был
медленнее, развлечения – проще, а отношения с окружающей природой
куда более тесные, чем сегодня. Такая обстановка способствовала
развитию у писательницы любви к природе – этим чувством проникнуто всё
творчество Линдгрен.
Писательница родилась в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю
провинции Смоланд, в фермерской семье. Она стала вторым ребёнком у
Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец занимался сельским
хозяйством на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой
© ООО «Баласс», 2012
5окраине городка. Вместе со старшим братом,
Гуннаром, в семье росло трое сестёр – Астрид, Стина и Ингегерд. Сама
писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много
игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его
окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником
вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали
глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись
показывать её, что было по тем временам редкостью.
Многие шутки, сказки, истории Астрид Линдгрен слышала в детстве от
отца или от друзей, потом они легли в основу её собственных
произведений.
Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации – эти
задачи стали главными в творчестве писательницы.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Так всётаки кто же он, Карлсон? (Карлсон – это мечтатель, фантазёр,
выдумщик, необыкновенный человек, взрослый, который остался ребёнком.
Его поведение необычно, но не бесцельно, так как противостоит скуке
заурядных человеческих дел и поступков. Его отличает детское восприятие
мира. Карлсон – это мечта обыкновенного Малыша, плод его воображения,
фантазии.)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
© ООО «Баласс», 2012
6Ι
V. Домашнее
задание.
1. Нарисовать фантик с изображением своего любимого сказочного героя
или слепить его из пластилина.
2. Рассказать об этом герое.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
7