Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», часть 4.)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как Карлсон успокаивал Малыша после взрыва машинки? – Что больше: десять тысяч, две сотни или несколько дюжин? – Как меняется количество паровых машинок на крыше у Карлсона? О чём это говорит? – А вы верите в то, что на днях Карлсон даст Малышу новую машинку? – Почему Карлсон сразу не дал Малышу новую машинку? (У него их просто нет, они выдуманы для того, чтобы утешить Малыша.) – Можно ли сказать, что Карлсон совсем попрощался с Малышом? – С какими новыми «крылатыми» высказываниями Карлсона мы познакомились? 2) Чтение по ролям 4-й части. 3) Пересказ отрывка о запуске паровой машины. 4) Работа с иллюстрациями. – Рассмотрите иллюстрации. «Подпишите» их только одним предложением из сказки. Кто подберёт предложение точнее?
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur47.doc
Литературное чтение Урок 47. Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема: Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», часть 4.) Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3 Проверка домашнего задания. Устный рассказ о Малыше по плану (задание 4, с. 23 тетради). Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений.  Работа   с   текстом   во   время   чтения   (диалог   с   автором, 2  4  3  1  1  2  3  Работа с текстом 4­й части. 1. Работа с текстом до чтения. – В какой момент мы расстались с героями? – Как, по­вашему, события будут развиваться дальше? 2. комментированное чтение).  Образец чтения: Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слёз. (В. Что его так расстроило? О. Ответы­предположения детей.) –  Моя   паровая   машина...   –   всхлипывал   он.   –   Моя   паровая   машина развалилась на куски! (П.) –  Это   пустяки,   дело   житейское!   –   И   Карлсон   беспечно   махнул   своей маленькой пухлой рукой. – Я тебе дам ещё лучшую машину, – успокаивал он Малыша. – Ты? – удивился Малыш. – Конечно. У меня там, наверху, несколько тысяч паровых машин. (Трудно представить такое.) – Где это у тебя там, наверху? – Наверху, в моём домике на крыше. – У тебя есть домик на крыше? – переспросил Малыш. – И несколько тысяч паровых машин? – Ну да. Уж сотни две – наверняка. – Как бы мне хотелось побывать в твоём домике! – воскликнул Малыш. 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  © ООО «Баласс», 2012 2В это было трудно поверить: маленький домик на крыше и в нём живёт Карлсон... –  Подумать   только,   дом,   набитый   паровыми   машинами!   –   воскликнул Малыш. – Две сотни машин! (Представляете, как мечтает о таком доме Малыш?!) – Ну, я в точности не считал, сколько их там осталось, – уточнил Карлсон,  – но уж никак не меньше нескольких дюжин (дюжина – двенадцать). – И ты мне дашь одну машину? (Малышу не надо много новых машинок, хотя бы одну.) – Ну конечно! – Прямо сейчас? – Нет, сначала мне надо их немножко осмотреть, проверить  предохранительные клапаны... ну и тому подобное. (Не знает, что ещё придумать,  чтобы уйти от своего обещания.) Спокойствие, только спокойствие! Ты получишь  машину на днях. Малыш принялся собирать с пола куски того, что раньше было его паровой  машиной. – Представляю, как рассердится папа, – озабоченно пробормотал он. (Только теперь, когда ему обещана новая машинка, он вспомнил об отце и понял, что сейчас будет.) Карлсон удивлённо поднял брови: –  Из­за   паровой   машины?   Но   ведь   это   же   пустяки,   дело   житейское (обыкновенное, обычное дело), из­за которого и волноваться­то не стоит! Так и передай своему папе. Я бы ему это сам сказал, но спешу и поэтому не могу здесь задерживаться... Мне не удастся сегодня встретиться с твоим папой. Я должен срочно слетать домой, поглядеть, что там делается. (Карлсон вовсе не стремится к встрече с папой Малыша и явно ищет причину, чтобы удалиться.) – Очень хорошо, что ты пришёл ко мне, – сказал Малыш. – Хотя, конечно, паровая машина... Ты ещё когда­нибудь зайдёшь сюда? плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. © ООО «Баласс», 2012 3– Спокойствие, только спокойствие! – сказал Карлсон и нажал кнопку на своём животе. Мотор загудел, но Карлсон всё стоял неподвижно и ждал, пока пропеллер раскрутится во всю мощь. Но вот Карлсон оторвался от пола и сделал несколько кругов. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. – Мотор что­то барахлит. Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там смазали. Конечно, я и сам мог бы это сделать, да, беда, нет времени... Думаю, что я всё­таки загляну в мастерскую. Малыш тоже подумал, что так будет разумнее. (В. Почему Малышу кажется, что так будет разумнее? О. Ответы­предположения детей.) Карлсон вылетел в открытое окно; его маленькая, толстенькая фигурка чётко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звёздами небе. –  Привет, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся. 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа: – Как Карлсон успокаивал Малыша после взрыва машинки? – Что больше: десять тысяч, две сотни или несколько дюжин? – Как меняется количество паровых машинок на крыше у Карлсона? О чём это говорит? – А вы верите в то, что на днях Карлсон даст Малышу новую машинку? –  Почему   Карлсон   сразу   не   дал   Малышу   новую   машинку?   (У   него   их просто нет, они выдуманы для того, чтобы утешить Малыша.) – Можно ли сказать, что Карлсон совсем попрощался с Малышом? © ООО «Баласс», 2012 4–  С   какими   новыми   «крылатыми»   высказываниями   Карлсона   мы познакомились? 2) Чтение по ролям 4­й части. 3) Пересказ отрывка о запуске паровой машины. 4) Работа с иллюстрациями. – Рассмотрите иллюстрации. «Подпишите» их только одним предложением из сказки. Кто подберёт предложение точнее? 5) Обобщающая беседа. – Почему Астрид Линдгрен часто рисует в повести звёздное небо? (Малыш стоит у окна, смотрит на звёзды, он мечтает. В конце Карлсон улетает в звёздное небо. Он живёт к звёздам ближе, чем люди.) – Почему никто, кроме Малыша, не может увидеть Карлсона? Рассказ учителя об авторе. Астрид   Анна   Эмилия   Линдгрен   (14   ноября   1907   –   28   января   2002)   – шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей. Как   указывала   сама   Линдгрен   в   сборнике   автобиографических   очерков «Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее,   развлечения   –  проще,   а   отношения   с  окружающей   природой куда   более   тесные,   чем   сегодня.   Такая   обстановка   способствовала развитию у писательницы любви к природе – этим чувством проникнуто всё творчество Линдгрен. Писательница родилась в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд, в фермерской семье. Она стала вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец занимался сельским хозяйством на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой © ООО «Баласс», 2012 5окраине городка. Вместе со старшим братом, Гуннаром, в семье росло трое сестёр – Астрид, Стина и Ингегерд. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр   и   приключений,   перемежавшихся   с   работой   на   хуторе   и   в   его окрестностях)   и   указывала   на   то,   что   именно   оно   служит   источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую   привязанность   друг   к   другу   и   к   детям,   но   и   не   стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Многие шутки, сказки, истории Астрид Линдгрен слышала в детстве от отца   или   от   друзей,   потом   они   легли   в   основу   её   собственных произведений. Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации – эти задачи стали главными в творчестве писательницы. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? –  Так всё­таки кто же он, Карлсон? (Карлсон – это мечтатель, фантазёр, выдумщик, необыкновенный человек, взрослый, который остался ребёнком. Его   поведение   необычно,   но   не   бесцельно,   так   как   противостоит   скуке заурядных человеческих дел и поступков. Его отличает детское восприятие мира. Карлсон – это мечта обыкновенного Малыша, плод его воображения, фантазии.) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? ΙΙΙ . Итог. © ООО «Баласс», 2012 6Ι V. Домашнее  задание. 1. Нарисовать фантик с изображением своего любимого сказочного героя или слепить его из пластилина. 2. Рассказать об этом герое. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 7

Посмотрите также