Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 91.
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема: Картины весны (стихотворение Б. Окуджавы «Весна»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
Выразительное чтение наизусть стихотворений В. Маяковского, О.
1 2
Проверка домашнего задания.
1.
Мандельштама, С. Чёрного.
2. Чтение цитат из разных стихотворений, выписанных на страничку
«Весна» в тетради. Можно провести эту работу в виде конкурса «Узнай, из
какого стихотворения строчки».
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
Работа со стихотворением Б. Окуджавы «Весна».
1. Работа с текстом до чтения.
– Заметили ли вы, в какой последовательности расположены стихи в этом
разделе? (От описаний ранней весны до поздней.)
– О какой весне стихи Б. Окуджавы? О чём они?
По иллюстрации дети предполагают содержание стихотворения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение стихотворения про себя.
– Какие картины весны вы представляли, читая стихотворение?
– Почему автору удалось нарисовать так много картин? (Каждая строчка –
картинка природы. Автор точен в выборе слов.)
2. Чтение стихотворения вслух по частям.
– Сколько частей в этом стихотворении? (Три.)
– Прочитайте первую часть. (Первые четыре строчки.)
– Чему может улыбаться жук?
– Что вы чувствовали, читая эти строки? (Покой, радость, что оживает всё
вокруг, надежду, ожидание прекрасного.)
– Прочитайте вторую часть. (До слов «Слава Богу, что кущи и рощи…».)
– О чём рассуждает автор? (О зиме.) Любит ли он зиму?
– Вспомните стихи о зиме. Только ли задумчивость и грусть навевала она
поэтам? Нет, и радость, и восторг, и любование. Много великолепных строк о
зиме у Пушкина, Тютчева, Есенина. Что чувствует Б. Окуджава зимой? Какие
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
© ООО «Баласс», 2014
2сравнения он находит? (Одиночество, безысходность, темнота и неизвестность –
вот что такое зима в видении автора.)
Чтение 3й части.
– В чём автор пытается нас убедить?
Вопросы ко всему стихотворению:
– Озаглавьте части стихотворения.
1. Картина майского утра.
2. Воспоминание о зиме.
3. Вновь весна!
– Какое самое главное чувство выразил автор в стихотворении? (Наслаждение
весной.)
– Какую строчку можно вынести в заглавие? («Наслаждается маем природа».)
3. Выразительное чтение (отрабатывается интонация перехода от одного
настроения к другому, от части к части).
4. Работа по заданиям учебника (с. 181, задание 2).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
ΙΙΙ
. Итог.
– Какие строчки о весне, о природе весной вам особенно понравились? Что
запомнилось?
– Одинаково ли воспринимаются поэтами весна и зима в их начале и конце?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
© ООО «Баласс», 2014
3Домашнее
IV.
задание.
1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, которое захотелось
выучить наизусть.
2. Сделать выписки на с. 52 в тетради.
Примечание.
Часть урока можно посвятить анализу письменной работы, которая проводилась на прошлом уроке (перечитать текст и
прокомментировать выполнение каждого задания, сформулировать ответы).
© ООО «Баласс», 2014
4