К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"
Оценка 4.8

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
25.02.2017
К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"
Материал представляет собой конспект урока литературы по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб". Тип урока: освоение новых знаний с элементами повторительно – обобщающей деятельности с применением интерактивных технологий.. Цели: 1) анализ произведения 2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении 3) развитие аналитического мышления учащихся 4) нравственное воспитание Задачи: - совершенствовать навыки выразительного чтения - развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения - развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый. Виды работы на уроке: фронтальная работа, групповая работаКонспект урока литературы в пятом классе по программе В.Коровиной.
конспект урока Кочиневой И.Э .doc
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская Бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 34» Разработка урока  литературы в пятом классе  на тему: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Тема греха и его искупления. Урок разработан Кочиневой И.Э., учителем литературы  БОУ СОШ № 34 ст.Новотитаровской, Динского района  Краснодарского края 2 Ст.Новотитаровская, 2017                                                                               Молюсь и каюсь,                                                                              И плачу снова,                                                                              И отрекаюсь                                                                                От дела злого…                                                                              А.К.Толстой Тема урока: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Тема греха и его искупления.   Цель урока: 1) анализ произведения  2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в    православном   учении                        3) развитие аналитического мышления учащихся                        4) нравственное воспитание  Задачи: ­ совершенствовать навыки выразительного чтения  ­ развивать умение анализировать, выявлять причинно­следственные связи,  аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения ­ развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор  Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания,  мультимедийный проектор, музыкальный центр. По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Ход урока I.Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение. III. Вступительное  слово учителя  о К.Г.Паустовском. (На экране проецируется портрет писателя, слайды (1­7), иллюстрирующие его биографию) 3 К.Г.Паустовский ­ известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел в Киеве, на Украине. Учился в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. Константин   Георгиевич   –   взрослый   писатель.   Его   романы   и   рассказы   внесли   в   нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько   сказок:   «Растрепанный   воробей»,   «Стальное   колечко»,   «Дремучий   медведь», «Теплый хлеб».    Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень   жизненные,   реальные.   Но   в   каждой   сказке   содержатся   глубокие   мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.    Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги.  Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками. IV.Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (слайд 8) (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение  в тетрадь по литературе. V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. 1) Прочитать начало сказки до слов: «…К тому же конь­ раненый, пострадал от врага». Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию. 2) Что мы узнали о коне и о Панкрате? 3) Прочитать о мальчике Фильке. А) Что мы узнали о Фильке? Б) Понравился ли вам мальчик?  В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком? Г) Почему он живет не с бабушкой­бабулечкой, а  с бабкой? Д) Где его родители? Е) Как обходятся старый и малый без помощи? Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька? VI.  Работа с пейзажем. (слайд   9)  Какую  картину   зимы   рисует   автор?   Строки   какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин « Октябрь уж наступил…» Текст проецируется на экране). 4      VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: «В один из таких теплых серых дней…» до слов «На вас не напасешься христарадников…».    VIII. Что совершил Филька в этом эпизоде?  ГРЕХ. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого   коня,   который   жил   благодаря   милосердию   людей.   Он   совершил   мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.   IX. Какая беда приключилась  в Бережках?  (Пересказать эпизод: удивительные  дела в Бережках). X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?    XI.   Какой   урок   жизни   поведала   Фильке   бабушка?   Зачем   бабушка   рассказала   внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло? XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно,  притча. Именно     в   форме   притчи   вслед   за   Иисусом   Христом   передают   люди   из   поколения   в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.  XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок?  Понял ли, что  совершил очень дурной поступок и надо содеянное как­то исправлять? Что, по­вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?  XIV.  Слово учителя.  (слайд   10)   Филькой   овладел   страх.   Так   же   когда­то   испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд.   Так   же   поступает   и   наш   маленький   грешник.   Разве   вы,   когда   сотворите   что­то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.  Физразминка. Действительно, у каждого человека есть невидимая часть – душа, и видимая ­ тело.        Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги.  Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь.  А мы продолжаем беседу о том, что же случилось  с героем сказки К.Г.Паустовского. 5   XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке?. Читаем эпизод со слов « Ночью он слез  c  печи…» до слов  «..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу». XVI.  Выделить ключевые слова  в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице.  (слайд 11) (Воздух синий, страшный;  воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело  шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию. XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?  XVIII.  Слово учителя. (слайд 12)Как   Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает   совесть,   очищает   от   гнета   вины.   (Весь   последующий   рассказ   учителя иллюстрируется слайдами на  экране).    Самая первая ступень – это ОСОЗНАНИЕ   своего греха, стыд за неправедное дело (а также   слово   или   даже   мысль,   намерение).   Надо   глубоко   прочувствовать   свою   вину   и понять, что ты нарушил какую­то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.      Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение  воли, ­ это ПРЕОДОЛЕНИЕ страха наказания  и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.          Следующая, еще более   трудная ступень   ­ ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАСКАЯНИЕ и ПОКАЯНИЕ     перед   теми,   кого   ты   обидел,   это  нелегко,   так   как  нужно   смирить   свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.      Однако не всем и не всегда   удается подняться на четвертую ступеньку покаяния ­ ИСКУПЛЕНИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ ГРЕХА. Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом. 6      Пятая, самая  высокая  ступень, БЛАГОДАРНОСТЬ  ЗА УРОК. Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе. XX.  Итог урока: какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?  Выставление оценок активно работавшим учащимся XXI. Домашнее задание: (слайд 13) дочитать сказку, письменно ответить на вопрос «Кого и как мы должны благодарить за уроки жизни?»

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"

К.Г.Паустовский "Тема греха и его искупления в сказке "Теплый хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017