. Беседа:
– Как называется сказка, которую вы начали читать дома?
– На что вы обратили внимание до чтения сказки? О чём подумали?
– Какой народ её придумал?
– Какую киргизскую сказку мы уже читали? («Дыйканбай и дэв».)
– Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались? Что ценит в людях киргизский народ?
2. Работа с иллюстрацией (с. 11).
– Расскажите, какой эпизод текста выбрал художник для своей иллюстрации.
3. Чтение вслух учащимися 13-й части «цепочкой».
Вопросы после чтения:
– Что вы узнали о Сарыбае?
– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным.)
– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор. («Живые быстро забывают слова умерших».)
– Как вы их понимаете?
– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да. Ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.)
– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)
– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки?
Литературное чтение
Урок 67.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 1 4
1. Работа с тетрадью.
Выполнение задания на с. 32.
2. Проверка домашнего задания.
1. Беседа:
– Как называется сказка, которую вы начали читать дома?
– На что вы обратили внимание до чтения сказки? О чём подумали?
– Какой народ её придумал?
– Какую киргизскую сказку мы уже читали? («Дыйканбай и дэв».)
– Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались? Что ценит в людях
киргизский народ?
2. Работа с иллюстрацией (с. 11).
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1– Расскажите, какой эпизод текста выбрал художник для своей иллюстрации.
3. Чтение вслух учащимися 13й части «цепочкой».
Вопросы после чтения:
– Что вы узнали о Сарыбае?
– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным.)
– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор. («Живые быстро
забывают слова умерших».)
– Как вы их понимаете?
– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да. Ведь народ не хотел выбирать ханом
пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.)
– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Киргизы уважительно
относятся к старейшим – аксакалам.)
– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки?
– Как Болотбек правил своим ханством?
– На какие две части делится прочитанный текст? Найдите границу частей.
– Вспомните название сказки. А узнали мы чтонибудь о девушке?
– Давайте читать дальше.
2 1 3 1 2 3
1. Работа с текстом 2й части.
Чтение текста вслух учащимися.
После 1го абзаца:
– Почему Болотбек плакал, видя свой старый рваный халат? Каким он был
человеком?
Вопросы после чтения текста на с. 14:
– Почему хан согласился жениться?
– О какой жене он мечтал?
– Какие загадки загадал Болотбек?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
II. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2012
2– Попробуйте отгадать их.
Ответы детей. После чтения 2й части:
– Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная
Даанышман?
– Как к ней относились знатные богатые девушки?
– Почему Болотбек женился на Даанышман? Какое качество жены он ценил
особенно?
2. Работа с текстом 3й части.
1. Чтение текста самостоятельно про себя.
2. Вопросы и задания после чтения:
– Что означает имя Даанышман?
– Как правили хан с женой своим ханством?
– Чем Даанышман разгневала хана?
– Как она ему помогла понять несправедливость его упреков?
3. Обобщающая беседа:
– Чем закончилась сказка?
– Какой момент сказки вам показался самым интересным?
– Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем?
4. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16).
– Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет?
– Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций?
– Кто главный герой на первой иллюстрации? На второй? Как художник
выделяет главного героя (план, краски, поза, выражение лица)?
(Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на
переднем плане, чтото говорит, её руки подняты.) Художнику удалось
передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик
героев, их одежду...
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания
© ООО «Баласс», 2012
3– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Повторите загадки Болотбека и отгадки Даанышман. В чём мудрость её
отгадок?
– Что говорит о том, что прочитанная нами сказка – сказка киргизского
народа?
– Что объединяет киргизскую сказку о мудрых людях с татарской сказкой?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданско
патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового
образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ι
V. Домашнее
задание.
Перечитать сказку и озаглавить её части. План записать в тетради
(с. 32–33, задание 4).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
4