В зависимости от содержания и хода практического решения экспериментальные задачи можно разделить на отдельные типы и варианты.
1. Получение и свойства веществ. В зависимости от способа получения вещества этот тип экспериментальных задач можно подразделить на варианты:
а) получение веществ химическим путем;
б) получение веществ выделением их из смесей.
Каждый из этих вариантов также может иметь несколько версий, например, получение чистого вещества из загрязненной песком поваренной соли предполагает применение лишь физических методов. Однако для очистки хлорида натрия от примесей хлорида бария потребуется проведение химической реакции (осаждение хлорида бария сульфатом натрия). Важное значение имеет формирование у учащихся умений описывать свойства веществ, определять их сходство и различие.
31.doc
Классификация экспериментальных задач
В зависимости от содержания и хода практического решения экспериментальные задачи
можно разделить на отдельные типы и варианты.
1. Получение и свойства веществ. В зависимости от способа получения вещества этот
тип экспериментальных задач можно подразделить на варианты:
а) получение веществ химическим путем;
б) получение веществ выделением их из смесей.
Каждый из этих вариантов также может иметь несколько версий, например, получение
чистого вещества из загрязненной песком поваренной соли предполагает применение лишь
физических методов. Однако для очистки хлорида натрия от примесей хлорида бария
потребуется проведение химической реакции (осаждение хлорида бария сульфатом
натрия). Важное значение имеет формирование у учащихся умений описывать свойства
веществ, определять их сходство и различие.
2. Приготовление растворов. Практическое решение этого типа задач требует от
учащихся не только знание теоретического материала о способах выражения состава
растворов и умения проведения нужных расчетов, но также определенных навыков работы
с реактивами, весами, посудой и т.д.
3. Распознавание и идентификация веществ, ионов, функциональных групп,
смесей и т.д. В зависимости от уровня знаний, учащиеся должны не только уметь получать
определенные вещества, но и распознавать их; доказывать наличие тех или иных ионов в
растворе, наличие примесей в веществах, определять функциональные группы или,
наоборот устанавливать их отсутствие и т.д.
4. Выполнение определенных химических реакций, наблюдение, описание и
объяснение данных химических явлений. К этому типу экспериментальных задач можно
отнести выполнение характерных реакций для данного вещества; доказательство, что
данное вещество (ZnO) относится к определенному классу веществ (амфотерный оксид);
объяснение внешних признаков химических реакций с точки зрения атомномолекулярного
учения и других законов и теорий химии.
5. Комбинированные задачи. Экспериментальная задача может содержать несколько
заданий, например, необходимо получить данное вещество, идентифицировать его и
проделать характерные химические реакции.
Экспериментальные задачи можно решать в виде демонстрационного опыта учителем
или учеником, в виде фронтальной формы решения задач всем классом, в качестве
экспериментальных контрольных работ или вопросов, как домашнее задание и т.д.
При организации обучения решению экспериментальных задач необходимо реализовать
следующие элементы программного содержания:
• Познакомить учащихся с методами получения неорганических веществ, методами
• Расширить представления учащихся о свойствах веществ, через проведение
• Уроки решения экспериментальных задач необходимо построить так, чтобы
учащиеся самостоятельно искали способ их решения, обращаясь к различным
источникам информации и к учителю (обучение с элементами проблемного урока).
качественного анализа.
лабораторных работ.
Экспериментальные задачи – мощное средство развития мышления учащихся, они
убеждаются в том, что за абстрактными формулами стоят реальные вещества с
определенными свойствами, что эти свойства можно познать, изучить и применить на
практике.
Решение расчётных и экспериментальных задач обеспечивает закрепление
теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации, способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. В ходе
решения задач ученик продолжает расширять и углублять свои знания по химии, а также
совершенствует специальные умения в проведении химических опытов, приучается
применять свой знания на практике.
Классификация экспериментальных задач
Классификация экспериментальных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.