МБОУ «Лицей № 52»
Классный час
«Мы- многонациональный народ»
Классный руководитель 56 класса
Ахмедов А.М.
09.12.2017год.
Тема: «мы- многонациональный народ»
Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
· Познакомить учеников с историей формирования национального
состава населения России;
· Расширять кругозор учащихся;
· Стимулировать интерес к изучению истории России;
· Вызвать чувство гордости за свою Родину;
· Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Методы: беседа, сочетающий форму с проектной деятельностью учащихся.
Оборудование: карта мира, физическая карта России, презентация к классному часу
Ход
классного часа
I. Орг. момент.
Цель: Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.
II. Введение в тему классного часа.
Запись на доске:
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
Н. Забила
Стихотворение В.Степанова.
Живут
в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение мы выбрали для сегодняшней беседы? (мнения уч-ся)
Наша беседа будет на тему «Россия - многонациональная страна».
Посмотрите на карту с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.
Люди какой национальности населяют наше государство?
А как вы думаете, представители, каких национальностей проживают в нашем районе?
Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина — Россия)
- Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей? (неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений)
- Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? (нужно уважать, ценить их обычаи, нужно жить дружно и в мире)
Вывод: для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.
1) Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.
У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете. После выполнения задания пословица приклеивается на плакат.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.
Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца
Язык дружбы не нуждается в переводе
Если дружба велика, будет Родина крепка
Дружба и братство лучше богатства
Каждую пословицу приклеивать к плакату.
Вывод: Есть много пословиц у народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
2) Работа в группах.
Сегодня звучали слова: «народ», «нация», «национальность», «соотечественники», «патриотизм». Как вы их понимаете? А теперь давайте проверим значения этих терминов в словарях.
НАРОД - население определенной страны
НАЦИЯ - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Вывод: Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином.
Жители нашей страны – россияне. А вот за границей всех нас зовут русскими.
Ученик читают стихотворение.
Мы – русские.
Работаем по-русски.
По-русски мы восходим в свой зенит.
По-русски переносим перегрузки,
И русской песней слава нам звенит.
Мы – русские.
В крови у нас не дремлет
Священный зов – работать и творить!
Еще не раз мы сможем эту Землю
гагаринской улыбкой озарить!
Грузины, белорусы, украинцы,
Узбек, казах, киргиз или якут -
Мы русские!
Не даром за границей
Нас всех сегодня русскими зовут!
3) Представление проектов учащихся на тему «Многонациональная Россия»
Сейчас мы узнаем насколько многонациональна культура России. Вашему вниманию будут представлены групповые проекты учащихся.
Рефлексия. Подведение итогов.
Вернемся к нашей теме. Как вы думаете, можно ли нашу страну назвать единой? Почему?
Ребята, мы надеемся, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.
А сейчас давайте закончим наш плакат о дружбе народов. Мы раздаем вам ваши ладошки, а вы посмотрите на список качеств человека, выберите одно или несколько, необходимых для нормального проживания в многонациональной стране. Запишите на ладошку, а затем приклейте её на плакат.
Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по форме и по цвету. Что это символизирует?
Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.
Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.
Ученик читает стихотворение:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.