Классный час во 2 классе «Толерантность и Терпимость!».
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Ход занятия:
На доске 2 круга – планета Добра и планета Зла.
Назовите всех, кто, по вашему мнению, живет на одной планете и на другой. (Называют качества этих жителей.)
- Итак. Мы поняли кто на какой планете живет.
- А теперь представим, что жители планеты Зла прилетели на планету Добра.
-Что тогда будет? - Как они себя поведут?
- Как себя будут чувствовать жители планеты Добра?
- Что нужно сделать для того чтобы жители двух планет не враждовали между собой?
Мы непохожие и разнокожие.
Русоволосые и кареглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные.
Все очень дружные – и это главное.
1. Беседа.
- Все люди на земле похожи между собой, но в тоже время будет правильно сказать, что все люди разные. Вы согласны со мной? Давайте попробуем определить наши сходства и различия. Чем мы все похожи?… А в чем люди отличаются друг от друга?…
- Как вы считаете, можно ли по этим признакам определить: хороший человек или плохой?… Конечно нельзя! Вы совершенно правы.
- Прочитайте тему классного часа. Выскажите свои мнения, о чем пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учащихся записываются в таблицу)
-
2. Игра «Мы все особенные».
- Давайте поиграем в игру. Кто-либо из вас называет какую-то свою особенность. Встают те, кто имеет такую же особенность. Например: «У меня есть брат. Встаньте все, у кого есть братья»
- Вывод: все мы с вами чем-то похожи.
3. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючий».
- А сейчас я приглашаю вас посмотреть мультфильм, в котором все было совсем не так, как у нас с вами, а совсем наоборот…
4. Обсуждение мультфильма.
- Кто главные герои мультфильма?
- Кто из героев мультфильма понравился больше всех? Почему?
- Опишите ежика, который отличался от остальных.
- Как относились к нему родные?… Другие жители леса?… Почему?
- Кто был против кудряшек ежа?
- Как повели себя близкие после насмешек вороны?… Почему?
- Как вы относитесь к кудрявому ежику?
- Нужно ли было кудряшки ёжика превращать в колючки?
- Как вы думаете, какое чувство испытывал ежонок? Обидно ли ему было, как вы думаете?
- Как вы думаете, какими чертами характера он обладал? Почему вы так решили?
- Какой совет вы бы дали родителям и братьям этого ежика?
- Что случилось с вороной?
- Почему она побелела?
- Какой бы совет вы дали вороне?
- Что бы вы пожелали ежонку?
- Когда вам было смешно? Когда грустно?
- Сложно ли быть не таким, ка все?
- Стоит ли ежику стесняться и прятать свои кудряшки?
- Будут ли у ёжика друзья в школе?
- Чему учит нас этот мультфильм?
- Вывод: Мы все разные и никто не виноват, что он родился таким, все заслуживают хорошего отношения.
- И доказать нам это поможет упражнение.
- Я приглашаю выйти ко мне 5 человек. Вы получаете листы бумаги. Ваша задача выполнять последовательность действий, которую я называю.
- - сложите лист пополам
- -сложите еще раз пополам
- -оторвите правый верхний угол
- -оторвите левый нижний угол
- -сложите пополам
- -оторвите правый нижний угол
- Обсуждение. Почему, выполняя одинаковые команды, участники получили разные результаты? Почему итог работы некоторых одинаков? Чему учит данное упражнение?
- Вывод: Все люди разные, имеют разные взгляды, интересы, одну и ту же ситуацию оценивают по-разному.
- А как называется способность принимать людей такими, какие они есть? Толерантность.
- Что же такое толерантность? Это уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
- В отличие от «терпимости» (терпеть — не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»)
- Толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются
7. Подведение итогов «Наше доброе сердце»
- А как быть человеку, который отличается от других: например он чернокожий, или этот человек – инвалид, или у него какая-то редкая болезнь?…
- Что бы вы пожелали человеку, который не похож на остальных?...
А теперь я приглашаю вас вновь встать в круг очень тесно друг к другу, возьмитесь за руки и по моей команде все поднимем руки вверх и хором весело скажем: Мы вместе и это здорово!
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе! «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь .Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Вы благодарные слушатели! Удачи вам! Успехов! Вы лучшие! Спасибо!
- Что такое терпение?
- Что такое толерантность?
- В чем их схожесть?
- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?
- Все ли терпимо?
- Где границы терпимости?
Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.