Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
24,
25
Произведения А.С.Пушкина
(5 часов).
Дата: 14.10.18
Урок 26.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Цели урока:
Образовательные: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и
письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и
слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только
фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в
своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
•познакомить с разными жанрами произведений А.С. Пушкина (сказки, стихи, поэмы, песни);
•закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора»;
•учить сравнивать (рифмы, строфы, темы);
•учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать тон и темп, соблюдать паузы
и выделять логические ударения);
•познакомить учащихся с книгами А.С. Пушкина и их иллюстраторами.
Учебные умения:
•работать с разножанровыми произведениями А.С. Пушкина;
•определять точку зрения автора и выражать своё отношение к произведению, героям;
•выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифма, ритм);
•читать выразительно произведение или отрывок (выбирать тон и темп чтения, указывать паузы и
логические ударения в стихотворной строке);
•выполнять творческие задания (сочинение строф на определённую тему (рифму)).
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение,
выражать своё отношение к нему,
моделировать обложку (определять тему и жанр). Использовать при анализе текста понятия
«рифма», «строфа», «стихотворная строка (стих)». Работать над выразительным чтением
стихотворений (работа в группах).
Выполнять задания в тетрадях и самостоятельно проверять по готовому образцу или под
руководством учителя. Писать литературный диктант (лексический). Работать с таблицей:
Автор
Заголовок
Главные герои
Чудеса
Превращения
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
1 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске, портрет.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос: выразительное чтение стихотворения
А.С. Пушкина «И.И. Пущину» или отрывка из «Записок о Пушкине» И.И. Пущина; проверка
заданий в тетради к «Запискам о Пушкине» И.И. Пущина.
2. Работа со «Сказкой о золотом петушке».
• Чтение по частям.
• Словарная работа.
• Выполнение заданий в учебнике.
3. Самостоятельное выполнение заданий в тетради.
4. Проверка выполнения заданий под руководством учителя.
5. Слушание статьи «Из воспоминаний В.И. Даля» (читает учитель или хорошо читающий ученик),
повторение произведений В.И. Даля.
6. Чтение отрывка «Из воспоминаний В.И. Даля», работа со словарём, обсуждение вопроса «Что
волновало русского учёного и друга Пушкина?».
7. Работа в группах: заполнить схему на листочках или на компьютере.
Обратите внимание. Данная схема позволяет каждому ученику проверить свой уровень
начитанности, знание биографических фактов из жизни А.С. Пушкина, с которыми
знакомились в нашем курсе. (Друзьями Пушкина дети могут назвать В.А. Жуковского,
В.И. Даля, И.И. Пущина, Арину Родионовну Яковлеву.) Важно, чтобы ученики не
гадали, а аргументировали свои ответы, называя источники информации.
8. Задание на дом (по выбору): подготовить выразительное чтение отрывка из сказки; поработать со
справочной литературой об А.С. Пушкине, В.И. Дале.
2