Клуб литературного творчества - это программа занятий с детьми по развитию творческих способностей учащихся. На данных занятиях дети знакомятся с литературными произведениями, рисуют к ним иллюстрации, пробуют сочинять стихи. На занятиях проводятся игры со словами, с числами. Дети знакомятся с лингвистическими сказками и пробуют перевести их на понятный всем язык. Занятия носят игровой характер. После разработок есть приложение, в котором можно познакомиться с творчеством детей и их родителей.Клуб литературного творчества - это программа занятий с детьми по развитию творческих способностей.
Клуб литературного творчества.docx
Клуб Литературного творчества
(для учащихся 34 классов)
Однажды мне случайно попала в руки рабочая тетрадь по литературе для
начальной школы. Мне понравилась
идея занятий по литературному
творчеству. Я составила свой курс из 10 занятий и провела их с детьми своего
класса во внеурочное время. Детям эти занятия очень понравились. Большую
помощь оказывали родители.
Каждое заседание клуба заканчивается творческой работой учащихся. Дети
оценивают себя и других, выражая свое отношение к работам своих
одноклассников. Результатом занятий по данному курсу стал «Сборник
творческих работ учащихся и родителей»
Цель данного курса: развитие творческих способностей учащихся в области
литературы и искусства, расширение кругозора детей, воспитание интереса к
русскому литературному языку
Заседание 1. Волшебный сундучок (организационное)
(открытие клуба Литературного творчества, рисование автопортретов членов
клуба, раздача визиток)
Ребята, сегодня придя в школу, я обнаружила у себя на столе странный
предмет. Красивый сундучок, запечатанный со всех сторон. На нем написано
послание: «Дорогие ребята 3 класса! В этом сундучке хранится много
интересного и полезного для вас. Изучив это, каждый из вас испытает себя в
роли поэта или писателя. Хотите ли вы почувствовать себя в этой роли? Если
ДА, то смело открывайте сундук. Желаю вам успехов в творчестве!
Буквоежка».
Ну, что, ребята, откроем волшебный сундучок? Что же в нем лежит?
(достаю) Зеркало, а на нем записка: «Мне бы очень хотелось познакомиться с
каждым ребенком из третьего класса. Нарисуйте свой автопортрет!» (дети
рисуют свои автопортреты, глядя в зеркальце). Из данных рисунков
оформляется галерея участников клуба Литературного творчества.
1 Ребята, тут еще чтото лежит (достаю записку) «Молодцы! Вы очень красиво
себя нарисовали. У меня для вас подарок – ваша личная визитная карточка, на
которой указано, что вы являетесь членом клуба Литературного творчества
(раздаю детям бейджики). И вот первое задание! К следующему заседанию
приготовьте словарифмовки. Пусть вам в этом помогут родители. А может
быть вы сможете чтонибудь сочинить, используя рифмы? Желаю успехов! До
следующей встречи. Буквоежка»
Заседание 2. Катастрофа в сундуке.
Добрый день, дорогие ребята! Вот мы и собрались на второе заседание клуба
Литературного творчества. Что вы принесли с собой? Чем порадуете
Буквоедку? Дети читают словарифмы, двустишия и т.д. Обсуждаются
источники нахождения информации, участие родителей в проделанной
работе.
Молодцы! Вы не зря провели время! У меня для вас подарок. Я хочу
познакомить вас с поэтессой, стихи которой мне очень нравятся. Это Лариса
Рубальская, а у меня в руках сборник ее стихотворений. Я выбрала несколько
стихотворений, которые понравятся и вам (читаю стихотворения из сборника
Л.Рубальской «Пони», «Эскимос и папуас», «Муха»)
С учащимися проводится работа на понимание стихотворений.
А теперь давайте заглянем в наш сундук.
Ой! Что это? Какой здесь беспорядок! Наверное, чтото случилось? А вот и
записка. Давайте прочитаем ее:
«Пословицы, песенки, сказки, потешки,
2 Считалки, дразнилки, кричалки, утешки,
Спокойно качаясь на дне сундука,
По пыльной дорожке катились в тележке,
Когда колесо накатилось на камень!
Тут и стряслась в сундуке катастрофа:
Смешались рисунки, и буквы, и строчки,
Поля и страницы, обложки и строфы,
И где было складно – ни смысла, ни рифмы…
И все вперемежку, и все в беспорядке,
И едут в тележке сплошные загадки.
Айяйяй! Айяйяй!
Теперь попробуй отгадай:
Где чьи слова и строчки,
Рисунки, строфы, точки?
Полстрочки здесь, полстрочки там…
Как их расставить по местам?
Дорогие взрослые! Дорогие дети!
Помогите исправить пословицы эти!»
Испорченные пословицы.
1.С кем поведешься, на том и провалишься.
2.Чем хвалишься, от того и наберешься.
3.Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
4.Не суйся в волки, коли делать нечего.
5.Старый друг лучше большого таракана.
6.Маленькая рыбка лучше новых двух.
3 Ребята исправляют пословицы, объясняют их смысл.
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Буквоежка говорит вам большое
спасибо и предлагает вам к следующему заседанию приготовить свои
«испорченные» пословицы. Сможете? Если будет трудно, обратитесь за
помощью к старшим.
До следующей встречи в клубе Литературного творчества!
Заседание 3. История с мухой.
Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас на очередное заседание клуба
Литературного творчества.
Что интересного произошло за это время?
А как вы приготовились к сегодняшнему заседанию? Кто приготовил
«испорченные» пословицы? (выступления детей, обсуждение работ)
Что сегодня в нашем волшебном сундучке? Давайте посмотрим. Ребята,
здесь много осенних листьев, на которых написаны какието слова. А еще
здесь какое–то незаконченное стихотворение. А вот и записка от Буквоежки :
«Дорогие ребята! На дворе осень. Идут дожди. Дуют ветры. Скучно.
Однажды я сидел дома и смотрел в окно. Вдруг на окно села муха. Я долго
наблюдал за ней, разглядывал ее, и мне казалось, что муха тоже смотрит на
меня и, наверное, о чемто думает. Потом муха улетела, а у меня родилось
стихотворение, которое я назвал «История с мухой». Но вот беда. Осенним
ветром унесло слова из этого стихотворения. Помогите их вернуть! Я буду
вам очень благодарен»
Ребята, поможем Буквоежке ?
Дети работают со стихотворением, добавляют слова, подходящие по смыслу.
История со мной, окном и мухой.
Я нос уткнул в оконное ____________ .
Осенним ветром муху _____________ .
Она снаружи на окне ______________
4 И на меня внимательно _________________ .
Я думаю, что мухе ______________________ :
И интересно, и ногам __________________ .
Слова – подсказки: стекло, весло, висит, назло, глядит, тепло, занесло, сидит,
повезло.
Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь нарисуйте иллюстрацию
к этому стихотворению.
Выставка работ учащихся.
Подведение итогов заседания, рефлексия.
Ребята, сегодня я вам даю творческое задание. Попробуйте продолжить
строчки:
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю…
До следующей встречи в клубе Литературного творчества!
Заседание 4. Строчка! Знай свое место!
Добрый день, дорогие ребята! Вот и снова мы собрались на очередное
заседание клуба Литературного творчества.
Кто сегодня готов выступить с рифмовками? У кого получилось
стихотворение из предложенных на прошлом заседании строк? (выступления
детей)
5 Давайте посмотрим, что сегодня в нашем сундучке? (достаю из сундука
игрушечную мышку, листок со стихотворением)
Интересно, а зачем нам мышка? А вот и записка от Буквоежки. Давайте
прочитаем ее: « Дорогие ребята! Как вы думаете, есть ли у строчки свое
место? Прочитайте стихотворение. Все ли в нем правильно? Попробуйте
поставить строчки на место. Что у вас получится? Нарисуйте рисунок к этому
стихотворению. А зачем вам мышка – узнаете позже».
Ребята, прочитайте стихотворение.
Ветер, ветер, ветер
В почерневший сад
Тучи, тучи, тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий,
Мокрый листопад,
Взрослые и дети по небу летят.
Как вы думаете все ли здесь правильно? Как можно исправить ошибки?
Дети работают над ошибками, а затем рисуют иллюстрацию
А сейчас вас ждет дождливое задание. Прочитайте нарисованное
стихотворение. Я вам чутьчуть подсказкой помогу, и вы управитесь с
заданием вскоре: читать начните внизу, на берегу, и поднимайтесь к горизонту
в море.
На берегу в домике живет наша мышка. Ей скучно, ей грустно и одиноко в
этом домике. А ей так хочется иметь хороший теплый домик. А еще ей
хочется завести друзей.
Ребята, нарисуйте для мышки такой домик, в котором бы ей жилось весело.
На что будет похож ваш домик? На теремок? На нарядную избушку? На
сказочный дворец?
(дети рисуют домик для мышки)
6 Молодцы! Я думаю, мышка обрадуется, увидев какие красивые домики вы
для нее нарисовали.
Сегодняшнее наше заседание подошло к концу. (рефлексия)
К следующему занятию придумайте историю про мышку. Это может быть
сказка, рассказ или стихотворение. Желаю вам успехов в творчестве! До
следующей встречи!
Заседание 5. Урок одного стихотворения.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Мне
очень хочется услышать, какие истории вы придумали про мышку.
(выступления детей)
Давайте заглянем в наш сундучок. Странно, в нем только одно какоето
стихотворение и записка от Буквоежки: « Дорогие ребята! Сегодня у вас
будет серьезная работа. Вы прочитаете стихотворение известного поэта
Михаила Юрьевича Лермонтова и узнаете, какие секреты и тайны скрывает
это стихотворение. Удачи!»
Стихотворение М.Ю.Лермонтова называется «Парус». Послушайте его.
О чем это стихотворение?
7 Стихотворение «Парус» Лермонтов написал в 18 лет. Какую картину
наблюдает поэт? Что он видит? Автор сопоставляет картину моря и
одинокого паруса с человеческой жизнью. Жизнь людей, подобно стихии
моря, сложна, противоречива, контрастна в своих проявлениях. И поэту
близки по духу те гордые, отважные люди, которые не удовлетворяются
повседневностью, находятся в постоянном поиске высоких жизненных целей,
страдают от неудовлетворенности собой. Именно таких людей ценил
Лермонтов. Именно таким был он сам.
Последние строки стихотворения – пробный камень для любого поэта. Они во
многом определяют успех или неуспех всего произведения. Конец
стихотворения последний аккорд. От того, как он прозвучит, зависит общее
впечатление. Лермонтовские строки не исключение: каждое слово тут
особенно значимо и требует точного понимания.
Что значит «мятежный»? В17ти томном Словаре современного русского
литературного языка мы находим:
Мятежный 1) причастный к мятежу, охваченный мятежом
2) бунтарски настроенный, склонный к мятежу
Переносное: тревожный, неспокойный, бурный.
Именно второе значение иллюстрируется интересующей нас строчкой: «А он,
мятежный, просит бури…» В понимании значения этого прилагательного
ключевую роль играет значение существительного «мятеж». В словаре читаем:
Мятеж. Стихийное, вооруженное выступление, бунт
Слово «мятежный» связано в этой строке и со словом «буря» (восстание,
революция) Ключевое в понимании образа паруса слово «одинокий»
произнесено уже в первой строке, с первой строчки начинает звучать тема
одиночества.
Не менее важен глагол «белеет». Он позволяет увидеть не просто признак
(белый), а признак и движение паруса в противоположность неподвижности
моря. Одиночество паруса динамично. Парус не в силах находиться в покое.
Любопытно в этом стихотворении проследить роль глаголов в стихотворении
– той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики и
изменчивости.
8 1е четверостишие: парус – белеет, ищет, кинул
море
2е четверостишие: парус: мачта гнется и скрипит, не ищет, не бежит
море – играют волны, ветер свищет
3 четверостишие: парус – просит бури
море
в 1ом и 3ем четверостишиях движения в природе нет. Везде царствует
покой. Что же парус? Он – в противоположность – пронизан стремлением к
непокою, движению.
2ая строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики,
напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в это момент
– и только в этот момент – герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент
поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней
стихией. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым
безоблачным небом. Но значение этих строк шире.
Парус между небом и морем: бездонное небо, морская глубина и герой,
который затерялся меж покинутым родным краем и неведомой далекой
страной. Абсолютное одиночество паруса трудно передать точнее.
Но одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нем, когда
вокруг бушуют волны и свищет ветер. Но вот буря прошла. К парусу
возвращается внешний покой и одиночество. И уже закономерно звучат
строки: «А он, мятежный, просит бури. Как будто в бурях есть покой» Цель
мятежного (беспокойного) паруса обрести покой в буре. Душевный покой во
время бури, потому что внешняя динамика паруса, которая пронизывает все
стихотворение, порождена внутренним разладом в душе героя.
Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
9 Рефлексия.
К следующему занятию выучите стихотворение «Парус» наизусть. До
следующей встречи в клубе Литературного творчества!
Заседание 6.Образ морской волны в поэзии и живописи.
Здравствуйте, ребята! Вот и снова мы вместе. Какие события произошли в
вашей жизни за прошедшее время?
Что сегодня в нашем сундучке? Давайте посмотрим. Какая красивая
морская раковина! Как вы думаете, зачем она здесь? А еще здесь записка от
Буквоежки, а ней всего лишь один вопрос: «Ребята, а вы нарисуете море
сами?» (ответы детей)
Конечно, вы сможете нарисовать море, и я помогу вам в этом. Но это будет
чуть позже. А сейчас я хочу рассказать вам о М.Ю. Лермонтове. Ведь он не
только писал стихи, но и был хорошим художником. Наряду с горными и
воздушными пейзажами, к которым питал пристрастие Лермонтов, еще одним
объектом лермонтовской лирики была морская стихия.
М.Ю. Лермонтов любил постоянство ощущений, образы к него прочно
залегают в душе и в поэзии. К таким, «прочно залегшим в душе поэта и
упрямо повторяемым им образом» и принадлежит образ волны.
Подтверждением этого тезиса могут служить исследования поэтического
языка Лермонтова, приведенные в Лермонтовской энциклопедии. Согласно
этим исследованиям, в стихотворениях Лермонтова слово «океан»
10 встречается 19 раз, слово «буря» 8 раз, слово «море» 101 раз, а слово
«волна» 172 раза.
Кроме обычных для романтической поэзии эпитетов: гордая, бледная,
кристальная, бурная, ночная, синяя, бушующая, кочующая и т.п., Лермонтов
дает волнам и более подробную характеристику, описывая волны в их
деятельности, движении: волны расстилаются, забегают, играют, толкаются,
шумно катятся, лепечут, хлещут пеною кипучей, дробятся и орошают пеной
«брега в туманной мгле», волна «качается, чернеет и возвращается».
Лермонтов считал основными свойствами волн их нерасторжимую связь друг
с другом, ритмичность их движений с неизбежным возвращением назад, к
месту их возникновения.
Лермонтов создает не только зрительный, но и звуковой образ волны. У
Лермонтова волны производят разнообразные звуки: шум, шипение, шепот,
лепет, плеск, ропот, рев, с помощью которых они ведут свой «разговор живой
и полный выраженья» Однако и этот глухой шум, и сладостный и томный, или
упрямый и мятежный ропот, и этот дикий плеск оказывается столь же
бесполезным, как и движенье волн.
Сравнивая между собой душевную жизнь человека и жизнь моря, Лермонтов
подчеркивает их сходство – вечное движение и бесцельность,
бессмысленность этого движения.
Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они и связаны между
собой и всецело принадлежат морю. Трагедия возникает тогда, когда одна из
волн почувствует, осознает свою слабость, когда она поймет, что она выше,
талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, также, как и
они, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих
передвижениях береговой чертой. И хотя она не одинока в их окружении, она
не может уйти от них никуда.
Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей.
А вот как описывали море, морскую стихию русские писатели:
Море было спокойное, черное и густое, как масло.( М.Горький)
Море к вечеру стало совсем ровным и маслянистым. Только у самой кромки
берега волны лениво шевелились, как край скатерти. (К. Булычев)
11 Море неистовствовало. Огромные, сплошь покрытые пеной валы, вздымались
на десятиметровую высоту. (И.Ефремов)
Не защищенное от ветра море кипело и металось во мраке. (В.Короленко)
Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно прося пустить их
погреться к костру.
Художники, которые в своем творчестве главной темой выбрали море,
называются маринистами, а картины с морскими видами – маринами.
Посмотрите на картины И.Айвазовского «Девятый вал», «Закат на море»,
«Черное море»
Дети выражают свое отношение.
Волны, как рыбы с большими хвостами,
Рыбы, как лодки с большими боками,
Лодки, как чайки с тугими крылами,
Чайки, как брызги летят над волнами,
Краски, как волны текут полосами,
А вы нарисуете сами море?
Дети тренируются в рисовании волн различной
формы, а затем рисуют морской пейзаж.
Выставка рисунков. Рефлексия.
Наше заседание окончено. До новых встреч!
Заседание 7 . В зоопарке.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей очередной встрече.
12 Сегодня в сундучке я обнаружила много интересного. Это и игра с
магической буквой, и рассыпавшиеся слова, и книжка со стихами, и ребусы. А
еще мы с вами побываем в зоопарке, где с одним очень симпатичным
Бегемотом произошла очень странная история. Все это приготовил для вас
Буквоежка. Он передает вам большой привет и надеется, что сегодня вам
будет весело и интересно.
Ну, что ж, я достаю из сундука слово с магической буквой. Эта буква из
четырех слов может сделать восемь. Догадайтесь, что это за буква?
Стол?рак вер?а ко?ра
А это какое слово? Прочитайте его с конца.
АКШУБАБ (бабушка)
Найдите лишнее слово: бок, бощ, боб, бор, бот, бук, гриб, лоб, сноп, дуб
( бощ – не имеет смысла, сноп – нет буквы Б)
Разгадайте ребусы (по картинкам). По первой букве каждого слова
отгадайте фамилию детской писательницы (ботинки, адрес, рисунок, трамвай,
огурец – Барто)
Какие стихи А.Л.Барто вы помните?
Чтение детьми и учителем стихотворений А.Л.Барто из книги «Идет бычок,
качается»
А теперь мы отправляемся в зоопарк. Кто там живет? Кто из вас был в
зоопарке?
Какие животные вам нравятся?
Вот какая история произошла там.
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот…
Как вы думаете, что могло произойти дальше? Попробуйте придумать
продолжение, а затем раскрасьте бегемота, как вам хочется.
Учащиеся сочиняют продолжение и раскрашивают бегемота.
Выступления детей.
13 Молодцы! Вы сегодня работали весело, интересно. У вас получились
интересные истории про бегемота. Дома попробуйте сочинить еще. Пусть вам
помогут старшие. До следующей встречи!
Заседание 8. У слона на дне рождения.
Здравствуйте, дорогие ребята! Как ваше настроение?
Кто хочет выступить с придуманной историей про бегемота?
Давайте заглянем в наш сундучок. Чего там только нет: картинки животных,
картинки овощей и новая книга. А вот и записка от Буквоежки:
« Здравствуйте, дорогие умники и умницы! Все предметы в сундучке собраны
не случайно. Всех их объединяет чтото общее. А вот что – попробуйте
догадаться! Желаю успехов!»
Я предлагаю в начале заседания провести разминку. Поработайте со словами
– анаграммами. Их каждого слова составьте новое.
Кукла (кулак), корма (комар), каприз (приказ), камыш (мышка), коршун
(шнурок)
А сейчас такая игра. Соединяя буквы в любом направлении по линиям,
составьте не менее 15 слов, в которых самой распространенной является
буква К.
Р
К
О
Д
А
14
Е
Т (кот, река, рак, рот, ток, каток, театр, радар, кора, око, док, торт, дата, крот,
дар, катер, ракета, карта, атака, редактор, теракт, трактор, доктор, актер,
драка, тара)
Молодцы! Кто составил больше всех слов?
А теперь мы идем к слону на день рождения!
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два , три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
Ан – ти – ло па – ди – ко – дил,
Ко – кро – шим – зе – пан – ко – рил,
На – мот – ге – бе – раф – е – ги,
Мур – го – ла – ле – бра – браз – жи!
( к слону пришли: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла,
жираф, лемур, кобра, гиена)
А теперь на экскурсию в огород. Прочитайте стихотворение
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА,
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел, и МОРКОФЕЛЬ дозрел,
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
15 А таких БАКЛАЧКОВ да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Объясните, почему вы легко понимаете, о чем идет речь, хотя в
стихотворении много слов, которые вы раньше никогда не встречали?
Нарисуйте эти фантастические гибриды овощей.
Послушайте отрывок из повести Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье: (глава
«Зазеркальные насекомые»)
О каких необычных насекомых вы узнали? А почему их так назвали?
(пчелампа, торшершень, саранчашка, саранчайник, баобабочка)
Что же общего было в заданиях Буквоежки?
Попробуйте к следующему заседанию придумать свои необычные новые
слова. До следующей встречи!
Заседание 9. Где поставить запятую?
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы снова собрались на заседание нашего
клуба литературного творчества.
Давайте заглянем в наш сундук. Здесь записка от Буквоежки: «Дорогие
ребята! Когда я готовил вам тексты для работы, оказалось, что все запятые
16 сбежали со своих мест. В результате получилась путаница. Ваша задача –
разобраться, где нужно поставить запятую, чтобы сохранить правильный
смысл предложений. Эта работа требует усидчивости и внимания, но я
уверен, что вы справитесь с этой задачей. Желаю успехов! Буквоежка»
Чтобы нам работалось легко, давайте проведем разминку. Подберите рифмы
к словам: вареник (веник), банка (склянка), Светка (конфетка), речка (печка),
пёсик (носик), художник (дождик), пчелка (ёлка), мороз (поднос), Краснодар
(самовар).
Попробуйте с этими словами составить рифмовки.
А теперь звуковые ребусы:
2+1 лапа + паук = (папа)
2+2 ухо + робот = (хобот)
2+целое слово рука + камыши = (камыши)
1+1+1 маки + шило + насос = (машина)
1+1+2 дома + робот + нога = (дорога)
2+2+1 мясо + дорога + каша = (сорока)
А вот и наша гостья появилась.
Хоть я лишь точка с хвостиком,
Невелика я ростиком.
Но я в грамматике важна
И всем для чтения нужна.
Все люди без сомнения
О том, конечно, знают,
Что важное значение
Имеет запятая.
17 Ребята, однажды в первом классе произошла такая история (рассказ «Точки,
запятые»): «Юлю Борискину вызвали к доске читать стихотворение. Юля
вздохнула поглубже и начала очень громко:
Выпал снег упал мороз кошка снегом моет нос у щенка на черной спинке…
Ойейей! – сказала Антонина Павловна. – А для кого, интересно, ставят в
книжках точки и запятые? Давай сначала!
Юля Борискина снова вздохнула и начала читать совсем по – другому:
Выпал…снег упал … мороз…,
Кошка…снегом…моет…нос…у щенка…
Как мне жалко эту кошку! – сделала грустное лицо Антонина Павловна. – У
нее, наверное, мерзнут лапы…И жалко мне этого щенка. Его, наверное,
потерял хозяин. А в городе все не рады снегу. Сидят по домам, смотрят в
окно и сердятся... Давайка Юля, представим лучше, что машинист тепловоза.
Первоклассники завозились, зашушукались. Они не поняли, почему Юля
будет машинистом тепловоза. Ведь в стихотворении говорится только про
кошку, снег и щенка.
Вот наша Юля ведет настоящий тепловоз… Сказала Антонина Павловна, и
Мише Лисичкину представилось, будто он сидит не у школьного окна, а у
вагонного окошка. Отъехали мы от Хабаровска, и повстречалась нам
маленькая станция ИН. Там на перроне только два пассажира. Бабушка и
внучка. Юля на минутку остановила поезд, чтобы бабушка и внучка успели
сесть в свой вагон. Едем дальше. Видим большой вокзал. Это город
Благовещенск. Поезд здесь стоит подольше. Пока запас воды сделает, пока
мешки с письмами и посылки в почтовый вагон загрузят.
18 Так и знаки препинания. Точка – большая станция. Запятая – маленькая. Ну,
машинист, трогай свой тепловоз!
Мелькнул в окошке старый тополь с воробьями на ветках вместо опавших
листьев. Группа нулевичков, которая уже кончила учиться и вышла гулять.
Собака Том, верный друг ребят.
Выпал снег, упал мороз,
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым – бело!
Юля так хорошо читала стихи, что первоклассники увидели белый школьный
двор. Нулевичков, которые лепили снежную бабу. И белые снежные хлопья на
спине у Тома. Всем так захотелось, чтобы наступила зима. Так захотелось.…
Как хочется дня рождения!
Вспомните, как хотелось Виктору Перестукину вернуться домой. Какое
значение для него имела правильно поставленная запятая в приговоре.
Давайте посмотрим отрывок из этого мультфильма.
С нами запятые сегодня тоже решили поиграть. Причитайте стихотворение.
Поставьте правильно запятые. Что у вас получилось: стихотворение или
рассказ?
Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
19 Перестановкой запятой, восстанавливая объективную картину, разрушается
ритм, интонация, эмоции. Прочитать «речка за окном горит» смешно, а
«горит чейто дом» страшно. Вместо гладких бойких стишков получается
философское рассуждение по поводу несовместимости житейских явлений,
происходящих в разных местах, но увиденных как бы одновременно.
Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Какое задание для вас
было самым интересным? Дома поработайте с рифмовками. Продолжите
строчки:
В королевском замке
Взяли муху в няньки…
Очень многие считают,
Что коровы не летают…
Петя мышку спас от кошки…
До следующей встречи в клубе Литературного творчества.
Заседание 10. Лингвистические сказки.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Очень хочется
узнать, как вы продолжили стихотворные строчки.
20 (дети читают получившиеся стихотворения)
Что сегодня в нашем сундучке? Записка от Буквоежки «Дорогие ребята!
Сегодня вы познакомитесь с новой наукой и с необычными сказками. Такого
вы еще не читали! Я думаю, вам будет интересно!»
Лингвистика – наука о языке, языкознании. Чтобы лучше в этом разобраться,
вернемся к героям книги Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес».
Послушайте отрывок из этой книги:
Вы так хорошо понимаете всякие слова, сэр, сказала Алиса. – Объясните
мне, пожалуйста, что значит стихотворение под названием «Бармаглот»
Прочитайка его, ответил Шалтай. – Я могу объяснить все стихи, какие
только были, и коечто из тех, которые еще только будут!
Это обнадежило Алису, и она начала.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Что же, хватит для начала! – остановил ее Шалтай. Здесь трудных слов
достаточно! Значит так: «варкалось» это восемь часов вечера, когда уже
пора варить ужин!
Понятно, сказала Алиса, а «хливкие»?
Гм... «Хливкие» это хлипкие и ловкие. Это слово, как бумажник.
Раскроешь, а там два отделения! Так и тут – это слово раскладывается на два!
А – а ! – сказала Алиса. А «шорьки» кто такие?
Это помесь хорька, барсука и штопора!
Хотелось бы посмотреть на них! Забавные, должно быть, зверьки!
Да, с ними не соскучишься! – согласился Шалтай. – А гнезда они вьют в тени
солнечных часов. Едят они сыр – от этого дырки в сыре!
А что такое «пырялись»?
21 Прыгали, ныряли, вертелись!
А «нава» – сказала Алиса, удивляясь собственной сообразительности, это
трава под солнечными часами, верно?
Ну, да, конечно! Она называется «нава», потому что она простирается
немного направо,..немного налево…
И немножко назад! радостно закончила Алиса.
Совершенно верно. На, а «хрюкотали» это хрюкали и хохотали…или,
может, летали, не знаю. А «зелюки» это зеленые индюки!. Вот тебе еще один
бумажник.
А «мюмзики»? Это такие зверьки?
Нет, это птицы! Бедные! Перья у них растрепаны и торчат во все стороны,
будто веник… На, а насчет «мовы» я и сам сомневаюсь. Помоему, это значит
«далеко от дома». Смысл тот, что они потерялись. Надеюсь, теперь ты
довольна?
А сейчас, ребята, прочитайте сказку Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и
«переведите» ее на понятный всем язык. Как вы себе представляете то, о чем
в ней говорится?
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит:
Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. А Калуша
волит:
Оее! Бутявкато некузявая!
Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и
усяпала с напушки. А калуша волит:
Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
Калушата подудонились! Пуськи бятые!
22 Выступления детей со своими переводами.
Подведение итогов.
Использованная литература:
В. Волина «Праздник букваря», Москва, 1997
В. Волина «Праздник числа», Москва, 1997
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье. Алиса в стране Чудес», Москва, 2007
Лермонтов М.Ю. Стихотворения, Москва, 2005
Рубальская Л. Переведи часы назад, Москва, 2001
Барто А. Идет бычок, качается…, Москва, 2000
23 Петрушевская Л. Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы.
Пуськи Бятые. М.: Эксмо, 2003.
Олеся Завиркина
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Я мечтаю лишь о том,
Приложение
Чтобы мир царил кругом,
Чтобы люди дружно жили
И родными дорожили.
Чтобы на планете
24 Радовались дети.
Шерзод Туйчиев
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
А о чем же мне мечтать?
Я хочу порисовать.
Взял я листик, карандаш
И нарисовал пейзаж.
Маша Данилова
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Помечтаю я о том,
Чтоб игрушек полон дом,
Чтобы солнышко светило,
Чтобы лето вечно было,
Чтобы в школу не ходить
И уроки не учить.
Кирилл Соломин
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Помечтаю я о лете,
О реке, велосипеде,
О грибах в лесу густом,
О ребятах за окном.
А сейчас зима настала,
Что – то грустно сразу стало.
Таня Клычкова
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Вот наступит Новый год,
Дед Мороз ко мне придет.
Он придет с мешком подарков,
Там игрушки, шоколадка,
Может, лучше не мечтать,
Чупачупс, коньки, скакалка…
А пятерки получать?
Домечтать я не успела,
Наступила перемена.
25 Витя Туговиков с сестрой Лерой
Что коровы не летают.
Очень многие считают,
Очень многие считают,
Что коровы не летают,
А коровы ХИ да ХА!
Забрались под облака,
Научились все летать,
Надоело им мечтать.
Поселись на деревьях,
Но о крыльях все мечтают,
И о дальних о краях,
Где все в розовых цветах.
И в своих мечтах они
Невысоко т земли
Все парят, как журавли.
Заменили птиц всех в перьях…
Городенко Дима с мамой
Что за чудо, не пойму,
На уроке я скучаю,
Вместо ихнего: МУМУ!
Что ж, я лучше помечтаю.
Карр! Да карр! Кругом галдешь,
Вот на палубе стою
Ничего не разберешь!
И пиратов в бой веду!
Олеся Завиркина с мамой
Вот я в космосе летаю
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Не считают, не читают,
А все по полю гуляют.
Травку на лугу едят,
И планеты изучаю.
Или лучше буду я
Разведчиком, агентом.
Или – не шучу, друзья
Стану президентом!
А дояркам молоко дарят.
Вдруг услышал с высоты
Кирилл Соломин
Я звонок с урока.
Чтоб сбылись мои мечты,
Буду заниматься!
26 Антон Снопков
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Только все это не так.
На одной планете,
Где живут лишь дети,
Что коровы не летают.
Но зачем же им летать?
Там им травки не видать.
Миша Минеев с мамой
Очень многие считают,
В мире сказочном, другом,
Что коровы не летают.
Жизнь всегда там бьет ключом,
Да и незачем летать,
Там они летают,
Детям помогают,
Негде травушку щипать.
Лучше в поле им гулять,
Потому, что многие считают,
Песни звонко распевать.
Что коровы всетаки летают!
«Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!»
Стас Кузнецов
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Что коровы не поют,
Только молоко дают.
Петя Артеев
Очень многие считают,
Миша Минеев с мамой
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Чтоб с принцессой там сидела,
Колыбельки ночью пела.
Муха громко так пищала,
Что принцессу напугала.
27 Таня Клычкова
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Муха славная была,
Пироги она пекла.
Пела, рисовала,
На трубе играла.
В замке съела все варенье,
Вот и все стихотворенье!
Стас Кузнецов
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Муху быстро полюбили,
Все ей сразу разрешили.
Муха в гости приглашала
Всех букашек, таракашек,
Всех их чаем угощала,
Приговаривала:
«Вы букашечки, таракашечки!»
Муха быстро надоела
И в липучку залетела.
Олеся Завиркина
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Нянька ласковой была,
Пирожки она пекла.
Мыла окна и полы,
Пылесосила ковры.
Всю работу выполняла,
Никого не обижала.
Маша Данилова
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Поваром была пчела,
Чтобы мед готовила.
Был садовником паук,
28 А король был Майский жук.
Он на помощь маму звал.
Вот такой лесной дворец,
Мама тотчас прибежала,
Тут и сказочке конец.
Кирилл Соломин
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Муха в няньки полетела,
Песню малышу запела:
«Ночь пришла, взошла луна,
наступила тишина.
И под этой тишиной
Спи, мой мальчик, дорогой!»
Андрей Шутов
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
Усыпляла муха Ваню,
Песенки жужжала.
Жужужу да жужужу,
Только спать мешала.
Ваня плакал и не спал,
Ваню на руки взяла
И тихонько покачала:
«Спи, Ванюша, засыпай,
баюбай, баюбай!»
Городенко Дима с мамой
В королевском замке
Взяли муху в няньки.
А колючего ежа
Взяли в сторожа.
Шустрые зайчата
Пошли в поварята,
Большеглазая сова
Стала вместо фонаря.
Городенко Дима с мамой
На столе стоял стакан,
А в стакане таракан,
Рядом стояла кружка,
В ней плавала мушка.
Вот что значит – я забыл
И посуду не помыл!
29 Денис Ильц
Петя мышку спас от кошки,
Посадил ее в лукошко.
И назвал ее Марусей,
А кота отдал бабусе.
Мылом Петя мышку мыл,
Блошек у нее травил.
Кошка рядышком стояла,
Своей очереди ждала.
Кошку тоже он помыл,
Потом с мышкой подружил.
Маша Данилова
Витя Туговиков с сестрой Лерой
Петя мышку спас от кошки,
Я Витя, я удаленький,
Посадил ее в лукошко.
А лукошко на окошко
Положил туда от кошки.
Кошка хитрая была,
На окно запрыгнула.
Петя вовремя пришел,
Мышку выпустил под стол.
«Больше, мышка, не ходи
грызть в кладовке сухари!»
Миша Минеев с мамой
Петя мышку спас от кошки,
А на кошке были блошки.
Оказались блошки вдруг
И на мышке тоже.
А раньше был я маленький.
Любил катать машинки,
Зимой ловить снежинки.
Когда меня кормили,
То всей семьей ловили.
Таскал кота и кошку,
Играл я на гармошке.
Но нот я мало знал,
Лишь рот свой раскрывал.
Я бил сестру и брата,
Мечтал стать акробатом.
Всегда кричал «Хочу!
Не дашь, я замочу!»
30 Ходил гулять в песок
Диету строго соблюдай
За двор я на часок.
Тогда мои друзья
Страдали от меня.
Я маленьким был сорванцом,
Сейчас же стал я молодцом.
И вся моя семья
В восторге от меня!
И ежей не обижай!»
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот…
Там и пусто и темно,
Будто еж один в кино…
Повезли его в больницу,
Стали резать поясницу…
Клычков Тимофей с семьей
Поднял он ужасный крик,
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот
Стонет, плачет бегемот,
И на помощь он зовет.
Санитары прибежали,
Ежика достали и забинтовали.
Бегемота откачали
И совет полезный дали:
«Что попало не глотай,
К острой пище не привык…
Десять суток сторожа
Ищут, бедные, ежа…
Отвратительный сюжет,
Ничего смешного нет …
(придумали дети)
31
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Клуб литературного творчества (3-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.