Кодирование информации.
Оценка 4.9

Кодирование информации.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
5 кл
22.11.2018
Кодирование информации.
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 КЛАСС ТЕМА УРОКА: Кодирование информации. ЦЕЛИ УРОКА:  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.  отметить роль кодирования информации.  научить детей декодировать зашифрованную информацию.  научить применять свои знания на практике.  воспитывать интерес к предмету. РАЗВИВАЮЩАЯ:    развивать логическое мышление, внимание, память. развивать кругозор детей. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: развитие познавательного интереса ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний. МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания. ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:  1. интерактивная доска 2. презентация 3. раздаточный материал 4. песочные часы ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент.  Сообщение темы, целей и задач урока (№1). 2. Актуализация знаний.  Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке. Вопросы для повторения (№2­№3): 1) Что такое информация? /Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё, что нас окружает)/. 2) Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./ 3) Как человек хранит информацию? /Хранение   информации   в   уме   –   собственная   (внутренняя   информация)   –   оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./ 4) Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные   и   лазерные   диски,   флеш­карты   –   обладают   большой   ёмкостью,   надёжны   и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/ 3. Изучение новой темы. История   кодирования   информации   начинается   в   доисторической   эпохе,   когда   первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. Информация   может   поступать   от   передатчика   к   приёмнику   с   помощью   условных   знаков   или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.  Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать   его.   Так,   услышав   звонок   будильника   –   человек   понимает,   что   пришло   время просыпаться; телефонный звонок – кому­то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование (№4). Код­это система условных знаков для представления информации. Кодирование­формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки). Обратное преобразование называется декодированием. Ребята, запишите себе в тетрадь, что: Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации. Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. Существует три основных способа кодирования информации (№5): 1. Графический – с помощью рисунков или значков; 2. Числовой – с помощью чисел; 3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так (№6­№8): числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами (часы в классе); для общения мы используем код – русский язык, в Англии – английский и т.д.; с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение; правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков; код используется для оценки ваших знаний в школе («5» отлично и т.д.), вы пишите что­то в тетради – на самом деле  вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы – буквы; свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.       Людьми   были   придуманы   специальные   коды,   к   ним   относятся:   Азбука   Брайля,   азбука   Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт   для   слепых.   Буквы   этого   шрифта   выдавливались   на   листках   плотной   бумаги.   Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные   книги.   Шифрование   —   это   тоже   кодирование,   но   с   засекреченным   методом, известным только источнику и адресату.  Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.  Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из­за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск (№9­№10).  Двоичное   кодирование   –   это   перевод   десятичных   чисел   в   двоичную   систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и   0,   это   может   быть   картинка,   буквы,   числа,   так   поступающую   информацию   видит компьютер (№11). 4. Закрепление новой темы. Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы (№12, приложение 4):  Вы разделитесь на две команды.   Придумайте и запишите название команды.   Выберите капитана команды.  У   вас   на   столах   лежат   карточки,   которые   помогут   вам   выполнить   предложенные   задания (приложения 1­3). На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше – команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе! (№13­№14). Задание   №1  «Расшифровать   следующие   записи,   используя   таблицу   азбуки   Морзе» (закодированное слово в столбик), (№15­№16.): Команда 1 __   __          м               __   .__   .   ц __   __   __   о                .     .            и __   .             н                .     .   __   . ф . .                  и                .   __   .       р __                 т                .   __          а __   __   __   о     . __ .             р    ФИЗМИНУТКА (№17): Команда 2 . __  __ .   п            __               т . __ .         р             .                 е . .              и             __   .   __   к __ .           н             .     .     .     с __             т             __              т __ . .         е               . __ .         р               Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:   Сердце   Круг   Букву М   Квадрат   Треугольник   Шпалы  Задание №2 «Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)» (№18­№19): Команда 1 Команда 2 23     13     6     2 9     3     21     12 ХЛЕБ ЗВУК 9     15     1     12 14     29     26     30 ЗНАК МЫШЬ 2     21     12     3     1 БУКВА 25     10     19     13     16 ЧИСЛО Задание №3 «Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33» (№20­№21): Команда 1 Алфавит  1   13   22   1   3   10   20 Блокнот  2 13 16 12 15 16 20  Команда 2 Тетрадь 20   6   20   18   1   5   30 Циркуль  24 10 18 12 21 13 30   Задание №4 «Закодировать текст, используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)», (№22­№23): Команда 1 Компьютер лпнрэяуёс  Таблица убвмйчб Команда 2 Клавиатура   лмбгйбуфсб  График дсбхйл Подведение итогов – команда победитель. 5. Итог урока (№24­№25): Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем,  что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников).  повторили материал, пройденный на прошлом уроке;  изучили новый материал – кодирование информации;  закрепили новый материал на практике. Выставление оценок за урок. 6. Домашнее задание (№26): § 1.6;    Р/т № 14–19, стр. 17­23

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.

Кодирование информации.
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.