Цель: познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации; усвоить понятие пиксель; освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера; освоить способы редактирования графических объектов; освоить способы монтажа сложных графических объектов.
I. Актуализация опорных знаний
1. Что называют компьютерной графикой? (Ответ: это область информатики, занимающая проблемами получения различных изображений: рисунков, чертежей, мультипликации на компьютере)
2. Назовите основные области применения компьютерной графики. Ответ: научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика)
3. Что такое компьютерная анимация? ( Ответ: это получение движущихся изображений на экране)?
4. Что такое мультимедиа? (Ответ: это объединённый вывод на экране текста, статических изображений, видео, анимации и звука)
II. Объяснение нового материала
Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.
В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора, графическую информацию принято подразделять, на растровую, векторную и фрактальную. Запишем схему.
Остановимся подробнее на растровом изображении.
Из чего же оно состоит? (точки, квадратики)
Эти точки принято называть пикселями.
Запишем: Пиксель – наименьший элем
1
Урок 23
(8 класс)
Кодирование изображения
Цель: познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового
кодирования графической информации, как способом кодирования графической
информации; усвоить понятие пиксель; освоить основные приемы представления
изображений в памяти компьютера; освоить способы редактирования графических
объектов; освоить способы монтажа сложных графических объектов.
Актуализация опорных знаний
I.
1. Что называют компьютерной графикой? (Ответ: это область информатики,
занимающая проблемами получения различных изображений: рисунков,
чертежей, мультипликации на компьютере)
2. Назовите основные области применения компьютерной графики. Ответ: научная
графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная
графика, художественная и рекламная графика)
3. Что такое компьютерная анимация? ( Ответ: это получение движущихся
изображений на экране)?
4. Что такое мультимедиа? (Ответ: это объединённый вывод на экране текста,
статических изображений, видео, анимации и звука)
II.
Объяснение нового материала
Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация,
рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.
В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора,
графическую информацию принято подразделять, на растровую, векторную и
фрактальную. Запишем схему.
Остановимся подробнее на растровом изображении.
Из чего же оно состоит? (точки, квадратики)
Эти точки принято называть пикселями.
Запишем: Пиксель – наименьший элемент изображения на экране
компьютера.
Размер экранного пикселя около 0,0018дюйма, а дюйм равен 2,54см, но
дюймы бывают разные.
Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из
определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит
определенное количество точек, которые называются пикселями.
С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в
примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.
Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с нейпроисходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)
2
Заметьте, что одна и та же фотография на различных моделях фотоаппаратов
или телефонов становится нечеткой в различное время.
От чего это зависит?
Это зависит от количества точек на экране, что называется разрешением
экрана.
Итак, степень четкости изображения зависит от количества строк на весь
экран и количества точек в строке. То есть чем больше пикселей, тем четче и
лучше изображение.
Посмотрите внимательно на саму картинку. На что она похожа? Что вам
напоминает? (мозаику)
Действительно, растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый
элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.
Рассмотрим чернобелую картинку. Подумайте, как закодировать этот
двухцветный рисунок?
Принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а
закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях.
Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла
быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один
бит памяти.
В видеопамяти хранится двоичная информация об изображении, выводимом
на экране. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя.
Код пикселя – это информация о цвете пикселя.
Для получения монохромного изображения (с полутонами серого) одного
бита на пиксель недостаточно. Для кодирования 4цветного изображения
требуется 2 бита на пиксель, поскольку 2 бита могут принимать 4 различных
состоятия.
Например, 00 – чёрный, 01 – светлосерый, 10 – тёмносерый, 11 – белый.
На цветном экране всё разнообразие красок получается из сочетания трёх
базовых цветов: красного, зелёного, синего (RGB). Из трёх цветов можно получить
восемь комбинаций (здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а
чёрточкой – отсутствие цвета).
Следовательно, для кодирования 8цветного изображения требуется 3 бита
памяти на один пиксель. Если наличие базового цвета обозначить 1, а отсутствие 0,
то получится таблица кодировки 8ми цветной палитры.
см. учебник с. 111 таблица 4.1
Но с помощью 3 базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую
больше 8 цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные
изображения, составленные из сотен, тысяч и даже миллионов различных красок и
оттенков.Как это достигается? Если иметь возможность управлять интенсивностью
(яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их
сочетаний, дающие разные краски и оттенки, увеличивается.
3
16цветная палитра получается при использовании 4х разрядной кодировки
пикселя: к трём битам базовых цветов добавляется 1 бит интенсивности. Этот бит
управляет яркостью всех 3х цветов одновременно (интенсивностью трёх
электронных пучков).
см. учебник с. 112 таблица 4.2
Большое количество цветов получается при раздельном управлении
интенсивностью базовых цветов. Причём интенсивность может иметь более 2х
уровней, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше
одного бита.
Количество различных цветов К и количество битов для их кодировки b
связаны между собой формулой
K=2b.
Объём видеоинформации определяется размером графической сетки экрана и
количеством цветов. Минимальный объём видеопамяти должен быть таким, чтобы
в него помещался один кадр (одна страница) видеоизображения.
Минимальный объём видеопамяти можно определить по формуле
V = M* N * b (в битах)
Задача №1: Какой объём видеопамяти необходим для хранения двух страниц
изображения при условии, что разрешающая способность дисплея
равна 640х350 пикселей, а количество используемых цветов – 16?
Решение: K=2b, 16 = 2b, 24 = 2b, b=4 бита
V = M* N * b,
V1 = 640 * 350 * 4 = 896000 бит = 112000 байт = 109,375 Кбайт
V = 2*109,375 = 218,75 Кбайт
III.
Закрепление
2. На экране с разрешающей способностью 640200 высвечиваются только
двухцветные изображения. Какой минимальный объем видеопамяти
необходим для хранения изображения?
Дано: 2i = N i = 1 бит
К = 640200 V = K i = 640 200 1 = 128000 бит =
N = 2 =16000 байт 16 Кб
Найти:
V ? Ответ: необходим объем 16 Кбайт.3. Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на
4
чернобелом экране (без полутонов)?
Дано: 2i = N i = 1 бит
N = 2
Найти:
i ? Ответ: 1 бит.
4. Монитор позволяет получать на экране 1024 различных цвета. Сколько бит
памяти занимает один пиксель?
Дано: 2i = N i = 10 бит
N = 1024
Найти: i ? Ответ: 10 бит.
5. Какой объем видеопамяти необходим для хранения двух страниц
изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна
640350 пикселей, а количество используемых цветов – 16?
Дано: 2i = N i = 4 бита
К = 640350 V = K i = 640 350 4 2 = 1792000 бит = 224000
байт
N = 16 219 Кбайт
Найти:
V ? Ответ: необходим объем 219 Кбайт.
6. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц
изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность
дисплея – 800600 пикселей?
Дано: V = K I =800 600 24 4 = 46080000 бит = 5760000 байт
К = 800600 = 5625 Кбайт 5.5 Мбайт
i = 24 бита
Найти:
V ? Ответ: необходим объем 5.5 Мбайт.7. Объем видеопамяти равен 1Мбайт. Разрешающая способность дисплея –
800 х 600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при
условии, что видеопамять делится на две страницы?
5
Дано: V = 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1048576 байт = 8388608 бит
К = 800600 V = K i = 800 600 i 2 = 8388608
V = 1 Мбайт i = 8388608 / 960000 9 бит
Найти: 2i = N
N ? Ответ: 512 цветов.
IV. Дома: § 20, № 6 с.114.