Кодирование текстовой информации

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере; научить определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов; воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать; развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения конспектировать. План урока: Этапы урока Время (мин.) Приемы и методы 1. Организационный момент. 3 Сообщение учителя 2. Актуализация и систематизация знаний. 5 Фронтальный опрос 3. Изучение нового материала. 15 Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях, лекция в сопровождении презентации 4. Закрепление нового материала. 18 Работа за компьютером 5. Домашнее задание. 2 Запись в дневниках или в тетрадях 6. Итог урока. 2 Сообщение учителя Тип урока: комбинированный. Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональный компьютер). Оформление доски: дата, тема урока, N = 2I, домашнее задание § 3.1, стр.74, задание 3.1. стр.77. Материал к уроку: карточки практической работы «Кодирование текстовой информации» (Приложение 1), презентация «Кодирование текстовой информации» (Приложение 2).
Иконка файла материала кодиование текст инф.doc
Урок информатики в 8­м классе по теме  "Кодирование текстовой информации"  Класс: 8. Цели урока:   познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;   научить определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых  кодов;   воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры  поведения на уроке, умение слушать;   развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения  конспектировать.  План урока: Этапы урока Время (мин.) Приемы и методы 3 5 15 18 2 2 Фронтальный опрос Сообщение учителя Работа за компьютером Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях,  лекция в сопровождении презентации 1. Организационный момент. 2. Актуализация и  систематизация знаний. 3. Изучение нового  материала. 4. Закрепление нового  материала. 5. Домашнее задание. 6. Итог урока. Тип урока: комбинированный. Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие  места учеников (персональный компьютер). Оформление доски: дата, тема урока, N = 2I, домашнее задание § 3.1, стр.74, задание 3.1.  стр.77. Материал к уроку: карточки практической работы «Кодирование текстовой информации»  (Приложение 1), презентация «Кодирование текстовой информации» (Приложение 2). Запись в дневниках или в тетрадях Сообщение учителя Ход урока I. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.II. Актуализация и систематизация знаний. (в скобках ответ на вопрос) 1. Что называется закодированной информацией? (информация, которая передается  специальными значками (кодами));  2. Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помощью  алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на  компьютере);  3. Что такое декодирование? (Декодирование – преобразование закодированной в виде  условных обозначений информации в привычную для нас форму представления  информации);  4. Что такое текстовая информация? (текстовая информация – всё, что напечатано  или написано на любом из существующих языков);  5. Какие текстовые редакторы вы знаете? (Microsoft Word, Блокнот);  6. По какой формуле можно вычислить количество информации? (N=2I , N –количество  возможных информационных сообщений, I –количество информации).  III. Изучение нового материала. (лекция в сопровождении презентации «Кодирование текстовой информации», см.  Приложение 2)  Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере.  В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком  и техническими устройствами происходит ее кодирование. Человечество использует  шифрование (кодировку) текста с того момента, когда появилась первая секретная  информация. Текст – последовательность символов компьютерного алфавита. Текстовая информация – это информация, выраженная с помощью естественных и  формальных языков в письменной форме (прописные и строчные буквы русского и  латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы). Для представления текстовой информации достаточно 256 различных знаков.  По формуле N=2I можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы  закодировать каждый знак:  N = 2I =>   256 = 2I  => 28 = 2I =>  I = 8 битов. Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной  знаковой системе (в виде 0 и 1). Для кодирования каждого знака требуется количество  информации, равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных  знаков. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный двоичный код из  интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255) Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер ­ по их двоичным кодам. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение знака  преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком,  и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических  импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где  занимает одну ячейку.    В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное перекодирование, т. е.  Рисунок 1. «Кодировки знаков»преобразование двоичного кода знака в его изображение. Различные кодировки знаков.  При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.  Таблица кодировки – таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита  поставлена в соответствие порядковые номера (коды) Присваивание знаку конкретного двоичного кода ­ это вопрос соглашения, которое  фиксируется в кодовой таблице.  В существующих кодовых таблицах:   десятичные коды с 0 по 32 соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки,  ввод пробела и т. д.).   десятичные коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют знакам  латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.  десятичные коды с 128 по 255 являются национальными, т. е. в различных  национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки.  В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows,  MS­DOS, КОИ­8, Mac, ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут  правильно отображаться в другой. Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы  кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным  стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for  Information Interchange) – американский стандартный код для информационного обмена.   Рисунок 2. Десятичные коды некоторых символов в различных кодировках Например, в кодировке Windows последовательность числовых кодов 221, 194, 204 образует  слово "ЭВМ", тогда как в других кодировках это будет бессмысленный набор символов. К счастью, в большинстве случаев пользователь не должен заботиться о перекодировках  текстовых документов, так как это делают специальные программы­конверторы, встроенные в операционную систему и приложения.  Понятие кодировки Unicode(UCS ­ 2) В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт  кодирования текстовых символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта (16  битов). По формуле можно определить количество символов, которые можно закодировать  согласно этому стандарту: N = 2I = 216 = 65 536. Такого количества символов достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский  алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты. IV. Закрепление нового материала. Выполнение практической работы учащимися за компьютерами. (см. Приложение 1) V. Домашнее задание. Записать домашнее задание в дневник или тетрадь.учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. § 3.1,  стр.74 , задание для самостоятельного выполнения №3.1. стр.77. VI. Итог урока. Подведение итога урока. Ответить на вопросы учителя (в скобках ответ на вопрос). 1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере?  (используется двоичный принцип кодирования информации, используют 0 и 1, для  кодирования одного символа используется 1 байт информации = 8 битам);  2. Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве  кодировок используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает  только 33 буквы? (Текстовая информация (прописные и строчные буквы русского и  латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) содержит 256  различных знаков.);  3. Как называется международная таблица кодировки символов?( ASCII);  4. С какой целью ввели кодировку Unicode, которая позволяет закодировать 65 536  различных символов? (чтобы закодировать не только русский и латинский  алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский,  иврит и другие алфавиты).  Выставление оценок за урок (за практическую работу за компьютером).