Цели:
1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Окружающий мир (3й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 7.
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА
Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? (Второй урок)
Цели:
1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность
языческих верований для людей того времени.
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
4 1 3 4
– Ребята, давайте вспомним, сколько же лет нашей стране – 40 тысяч или одна?
Опираясь на знания, полученные на предыдущем уроке, ученики отвечают, что
история нашей страны насчитывает чуть больше одной тысячи лет.
– Какие события происходили в это время на территории современной России?
(Начало складываться государство.)
На доске появляется запись:
В конце IX века на территории современной России начинает
складываться государство.
– Какие люди жили на этой территории до IX века? (Восточные славяне.) Они
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2013обходились без государства? (Да.)
На доске появляется запись:
До IX века восточные славяне обходились без государства.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Государства не было,
без него обходились, и вдруг оно появилось!)
– Какой возникает вопрос? (Зачем, почему, как возникло государство Древняя
Русь? Почему оно стало необходимым?) (Возможны другие варианты вопросов.)
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Лучше ли стало жить восточным славянам от того, что на их земле
сложилось государство?
– Что нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос урока? (Что такое
государство? Как жили восточные славяне?)
– Что мы должны сегодня узнать? (Что изменилось в жизни восточных славян с
конца IX века.)
Итак, для решения проблемы необходимо выявить различия в жизни людей
до IX века и после (можно взять XI век). Учитель с помощью учеников создаёт
основу для таблицы (см. ниже), она может быть такой, а может быть, вам
захочется чтото в неё добавить. По ходу выявления различий таблица
заполняется.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2013. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
1 4 7 3 3
1. Беседа.
Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя
Русь.
– Какими объединениями жили восточные славяне? (Роды, племена.)
– Как вы думаете, кто принимал важнейшие решения в родах, племенах славян?
(Ученики могут высказать предположения, что этим занимались самые
старшие, мудрые, опытные члены объединения. В случае затруднения учитель
сообщает о старейшинах и советах старейшин.)
– Сейчас мы живём родами и племенами? (Нет.)
– Давайте подумаем, что осталось у нас, современных людей, от времён
родоплеменной структуры? (С помощью учителя ученики могут прийти к
выводу о том, что до сих пор родственные семьи стараются поддерживать
отношения, помогать друг другу. Во многих семьях сохранился обычай
обращаться за советом к самым старшим, опытным членам семьи и т.д.)
– Племена могли воевать между собой? (Да.)
– Что происходило с богатствами, землями побеждённых? (Они переходили в
руки победителей.)
– Могло ли произойти так, чтобы одно или несколько племён, объединившись,
завоевали всех более слабых соседей, подчинив себе большую территорию? (Да.)
– Можно ли назвать это государством?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013Хорошо, если прозвучат ответы, что большая территория в руках одного
правителя – это ещё не государство. Чтобы образовалось государство,
необходимы законы, столица, охрана границ и порядка внутри страны. Но, с
другой стороны, учащиеся могут заметить, что признаки государства уже
есть – обозначились границы владений победителей, распоряжения
правителяпобедителя должны были исполняться как законы. Задача
учителя – подвести учащихся к выводу, что государство складывается не в
один момент, а постепенно, это процесс, продолжающийся годами.
2. Работа в учебнике.
– Перед учёнымиисториками встала проблема: какое же событие выбрать
началом истории государства Древняя Русь? Предлагаю вам ещё раз прочитать
текст учебника на с. 29–30 со слов «Более тысячи лет назад…» до слов «…
возникло Древнерусское государство». Ваша задача – выделить и перечислить
события, которые указывают на то, что на территории, которую населяли племена
восточных славян, начало складываться государство.
Учащиеся перечисляют события, выделяют признаки складывания
государства: «племена объединились» – единая территория, границы; Киев –
столица; великий князь – правительство, законы; сильная дружина – служба
порядка.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 31. Что на них изображено?
– Найдите в тексте на с. 30 ответ на вопрос, какую веру приняла Древняя Русь.
Как вы думаете, почему?
Учитель подводит учеников к объяснению, что в едином государстве легче
управлять людьми, если они объединены ещё и единой верой. К тому же
единобожие существовало во многих других государствах того времени.
© ООО «Баласс», 2013К концу урока должна получиться примерно такая таблица:
Как назывались наиболее
крупные
объединения
людей?
Кто управлял?
Восточные славяне
Древняя Русь
Роды и племена
Единое государство
Старейшины. Князья =
военные предводители.
Великий князь
Где жили?
В посёлках
В городах и посёлках
В каких богов верили?
Вера в обожествлённые
силы природы
Вера в единого бога
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 1 4 1 4
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить?
– Лучше ли стало жить восточным славянам от того, что на их земле сложилось
государство?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
© ООО «Баласс», 2013Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой
вариант решения проблемы. Вывод по проблеме может быть неоднозначным.
Опираясь на таблицу, ученики могут выявить изменения в жизни людей до IX
века и после. Некоторые изменения комуто могут показаться ухудшением
жизни (необходимость подчиняться чужому князю вместо своих старейшин,
свержение привычных богов и замена их новой верой). Но всё же многие
согласятся с тем, что возникновение единого государства – шаг вперёд в
развитии народа (в данном случае восточных славян). Крупному государству
легче обороняться от внешних врагов, войны между племенами прекратились,
появилось больше возможностей для развития хозяйства и улучшения жизни
людей (города, дороги между ними, торговля, крупные каменные постройки и
др.).
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Работа в учебнике.
– Прочитайте вопрос 5 после текста.
– Давайте ответим на этот вопрос вместе.
– Что такое государство?
Вспоминая пройденный материал, ученики наверняка будут проводить
собственные, не всегда полные формулировки. Как можно их проверить?
Ученики вспомнят, что два урока назад они знакомились с этим словом,
значит, чтобы не допустить ошибки, можно посмотреть текст нужного
урока. В этот момент учителю важно спросить детей: «А как быстрее
найти ответ на вопрос? Кто помнит, что для этого можно воспользоваться
словариком?» После того как первичные представления о государстве
© ООО «Баласс», 2013восстановлены, необходимо, чтобы был определён метод, по которому
можно узнать, было государство в Древней Руси или нет. Иначе говоря,
требуется, чтобы ученики выделили известные им признаки государства как
механизма управления обществом (наличие правительства, законов, армии).
После этого останется только найти в тексте указание на существование
этих признаков в Древней Руси.
– Самостоятельно попробуйте ответить на 6й вопрос.
ТОУУ
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в рабочей тетради.
Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
© ООО «Баласс», 2013VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к
теме 5, выбрав из тех, которые не были выполнены ранее. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, ответить на вопросы
2–4 после текста, а также выполнить творческое задание: принять участие в
выставке рисунков, посвящённых восточным славянам и жителям Древней Руси
(каждый рисунок должен сопровождаться кратким описанием: какой период
истории Руси изображён на рисунке, какое событие иллюстрирует).
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
© ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013