Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Оценка 4.6
Лекции
ppt
Междисциплинарный 4
Все классы
10.01.2019
Презентация подготовлена для молодых специалистов педагогов- психологов ,логопедов ,а также учителей начальной школы. Материал составлен таким образом, чтобы коллеги могли ознакомиться с терминологией, причиной отклонения и могли увидеть наглядно примеры детских работ с типичными ошибками и соответственно рекомендации по их коррекции .
когнитивные расстройства .ppt
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нарушение когнитивных функций у
факторов ММД
младших дошкольников и
младших школьников как один из
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Когнитивные функции –
высшие мозговые функции,
управляемые головным
мозгом
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Контроль высшей психической деятельности
Когнитивные функции ,которые отвечают за мыслительные способности
:
•Память
•Внимание
•Речь
•Счет
•Гнозис (способность узнавать предметы по чувственным восприятиям)
•Праксис (координированное,сознательное произвольное движение или действие)
•Психомоторная координация
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Легкие когнитивные расстройства
• СДВГ
• Расстройство устной и письменной речи
• Нарушение счета
• Общие трудности с успеваемостью и
поведением в школе
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Стадии когнитивного развития по Пиаже
Стадия
Сенсо моторная
Возраст Характерное поведение
От рож
дения до
1,5-2 лет
Доопера циональная От 2 до 7
Младенцы познают мир только посредством
различных действий: рассматривания, хватания,
сосания, кусания, жевания и др.
Маленькие дети формируют понятия и пользуются
символами, такими как язык, для сообщения их
окружающим. Эти понятия ограничены их личным
(эгоцентрическим), непосредственным опытом
Дети начинают мыслить логически,
классифицировать объекты по нескольким
признакам и оперировать математическими
понятиями (при условии применения всех этих
операций к конкретным объектам или событиям).
На стадии конкретных операций дети достигают
понимания сохранения.
Подростки способны провести анализ решения
логических задач как конкретного, так и
абстрактного содержания: они могут
систематически обдумывать все возможности,
строить планы на будущее или вспоминать прошлое,
а также рассуждать по аналогии и метафорически
лет
Конкретных
операций
От 7 до 11-
12 лет
Формальных
операций
С 12 лет
или чуть
позже
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нарушение обучаемости
• Дислексия нарушение навыков чтения и письма
• Диспраксия – неспособность к правильному
выполнению и координации заученных
движений
• Дисграфия нарушение письменной речи
• Дискалькулия неспособность к арифметике и счету
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дислексия
• парциальное (частичное) нарушение
чтения, которое вызвано
несформированностью определённых
психических механизмов.
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Общими проявлениями дислексии у школьников
считают:
• регулярные ошибки в процессе чтения (неверно
произнесённые буквы, замещение слогов и букв близкими
по звучанию элементами, непонимание текста);
• неверное декодирование текста;
• невозможность или замедленность распознавания слов;
• сложности с формированием навыков правописания;
• нарушения тонкой моторики и некоординированность
движений рук;
• проблемы с восприятием новых знаний;
• нарушения ориентации в пространстве листа
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разновидности расстройства
• Фонематическая(смешивание схожих звуков)
• Семантическая( читает ,но не понимает
прочитанного)
• Аграмматическая ( несогласованность слов в
предложении)
• Оптическая ( путает буквы с одинаковыми
элементами)
• Мнестическая ( отсутствие возможности
запомнить буквы ,выстроить ассоциативный ряд
между изображением и звучанием)
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предупреждение дислексии
• регулярно читать ребёнку литературные произведения,
которые соответствуют его возрасту. Это позволит
приучить малыша слушать и слышать прочитанное;
• отказаться от раннего обучения чтению (особенно если у
ребёнка имеются речевые проблемы). В дошкольном
возрасте применяют исключительно игровые и наглядные
методы обучения;
• своевременно выявлять симптомы расстройства чтения и
обращаться к специалистам. Разумеется, необходимо
выполнять все советы дефектолога, чтобы снизить
выраженность нарушения.
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции
• Игры со словами и буками
• Развитие пространствено –временной
ориентации
• Развитие двигательной сферы
• Развитие аналитико синтетической
деятельности
• Развитие пространственного и слухового
восприятия
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Артикуляторноакустическая
На основе нарушения
фонемного
распознавания
Дисграфия
частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью высших
психических функций, участвующих в
процессе письма
Аграмматическая
Оптическая
На почве нарушения
языкового анализа и
синтеза
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Артикуляторноакустическая
Механизм – неправильное произношение звуков в речи (пишет так,
как произносит)
нарушение слуховой дифференциации и
несформированность фонематических представлений
Проявляется замены, пропуски, которые соответствуют заменам,
пропускам в устной речи. Иногда проявляются и после того, как
устранены в устной речи. В этом случае нет достаточной опоры на правильную
артикуляцию.
Наблюдается – при дизартрии, ринолалии, дислалии(сенсорной,
сенсомоторной)
! Нарушение звукопроизношения не всегда отражаются на письме.
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аграмматическая
Аграмматическая
Механизм – недоразвитие грамматического строя речи:
морфологических синтаксических обобщений, которые
являются составной частью речи.
Проявляется – в виде аграмматизмов.
На уровне слова, словосочетания, предложения, текста
На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула –
нахлестнула, козлята – козлёнки)
•Нарушение падежных окончаний («много деревов»)
•Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»)
•Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»)
•Числа существительных («дети бежит»)
•Нарушение согласования («бела дом»)
Наблюдается – у детей с дизартрией, алалией, у умственно
отсталых
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дисграфия на основе нарушения
фонемного распознавания
Механизм – неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического
анализа, операции выбора фонемы.
Проявляется – замены букв, обозначающие фонетически близкие звуки.
. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и
глухие, африкаты и их компоненты (чт’,чщ,цт,цт’, цс, сш, зж, бп, дт, гк …)
+ гласные ОУ, ЕИ.
Наблюдается – в наиболее ярком виде при сенсорной алалии.
Подвиды:
Акустическая – нечеткость слухового восприятия.
1. Кинестетическая – трудности кинестетического анализа.
2. Фонематическая – нарушена операция выбора фонемы
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аграмматическая
• Механизм – недоразвитие грамматического строя речи:
морфологических синтаксических обобщений, которые
являются составной частью речи.
• Проявляется – в виде аграмматизмов.
•
• На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула –
На уровне слова, словосочетания, предложения, текста
нахлестнула, козлята – козлёнки)
• Нарушение падежных окончаний («много деревов»)
• Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»)
• Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»)
• Числа существительных («дети бежит»)
• Нарушение согласования («бела дом»)
• Наблюдается – у детей с дизартрией, алалией, у умственно отсталых
•
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Механизм – несформированность зрительнопространственных функций:
зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и
Оптическая
синтеза пространственных представлений.
• Проявляется :
• Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение
пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание
букв, недописывание элементов, лишние элементы);
Замены и смешение графически сходных букв
П –Т, ЛМ, ИШ – отличающиеся одним элементом
ВД, ЭС,пт, хж вд, тш состоящие из сходных элементов, но различно
расположенных;
Зеркальное письмо (левши);
•
•
• Пропуски элементов, особенно при соединении букв ау=оу;
• Лишние элементы ш=ии
• Неправильно расположенные элементы
• Виды оптической дисграфии
• Литеральная
• Вербальная
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
• Механизм – нарушение различных форм языкового анализа и
синтеза; деление предложений на слова, слогового и
фонематического анализа и синтеза.
•пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат, школа – кола)
•пропуски гласных (собака – сбака)
•добавление букв (таскали – тосакали)
• Проявляется – в искажениях структуры •слова и *предложения.
•
•
•
•
•
• раздельное написание слова
• *раздельное написание приставки и корня слова
слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
•пропуски, добавления, перестановки слогов
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дискалькулия
комплекс нарушений понимания
логики математических
действий, закономерностей
преобразования чисел и их
соотношений, непонимание
условий задач.
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Симптомы дискалькулии
Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений;
Затруднения с определением места числа среди остальных чисел;
• Ошибки в назывании чисел;
•
•
• Недостаточное знание математической терминологии;
• Сложности в разложении числа на слагаемые
• Невозможность распределить числа по закономерности большеменьше.
• Ошибки в написании чисел;
• Выполнение только элементарных арифметических операций, причём
исключительно путём ручного счёта;
• Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются
только при наличии предметного условия;
Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий;
Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий
со сложными числами
•
•
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Классификация
• Практогностическая– невозможность сосчитать
предметы или их обозначения
• Графическая – сложности при записи цифр и
математических символов, затруднение или полная
невозможность воспроизвести геометрические фигуры
• Вербальная – затруднения при необходимости назвать
математические действия, понятия
• Дислексическая – нарушение чтения математических
символов.
• Операциональная – невозможность выполнять
арифметические действия
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Признаки
• Трудности с последовательностью цифр ;
• Трудности в освоении порядка в последовательности
цифр ;
• Непонимание разницы между единицами десятками и
сотнями;
• Трудности в символах, обозначающих
арифметические действия ;
• Проблемы в запоминании таблицы умножения ;
• Не запоминают дату рождения ,числовые ряды ;
• Путаница в днях недели и других последовательностях
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции
• Расширение объема зрительной памяти ребенка;
• Овладение графической символизацией;
• Развитие зрительного восприятия, анализа и
синтеза;
• Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета,
величины и формы);
• Формирование временных и пространственных
представлений;
• Формирование графомоторных навыков;
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции
• Игры со словами и буками
• Развитие пространствено –временной
ориентации
• Развитие двигательной сферы
• Развитие аналитико синтетической
деятельности
• Развитие пространственного и слухового
восприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.