Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Оценка 4.6

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Оценка 4.6
Лекции
ppt
Междисциплинарный 4
Все классы
10.01.2019
Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Презентация подготовлена для молодых специалистов педагогов- психологов ,логопедов ,а также учителей начальной школы. Материал составлен таким образом, чтобы коллеги могли ознакомиться с терминологией, причиной отклонения и могли увидеть наглядно примеры детских работ с типичными ошибками и соответственно рекомендации по их коррекции .
когнитивные расстройства .ppt

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нарушение когнитивных функций у  факторов ММД  младших дошкольников и  младших школьников как один из

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Когнитивные функции –  высшие мозговые функции,  управляемые головным  мозгом

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Контроль высшей психической деятельности  Когнитивные  функции  ,которые отвечают за мыслительные способности  : •Память  •Внимание  •Речь •Счет  •Гнозис (способность узнавать предметы по чувственным восприятиям) •Праксис (координированное,сознательное произвольное движение или действие) •Психомоторная координация

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Легкие когнитивные расстройства  • СДВГ  • Расстройство устной и письменной речи  • Нарушение счета  • Общие трудности с успеваемостью и  поведением в школе

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Стадии когнитивного развития по Пиаже  Стадия Сенсо моторная Возраст Характерное поведение От рож дения до 1,5-2 лет Доопера циональная От 2 до 7 Младенцы познают мир только посредством  различных действий: рассматри­вания, хватания,  сосания, кусания, жевания и др.  Маленькие дети формируют понятия и пользуются  символами, такими как язык, для сообщения их  окружающим. Эти понятия ограничены их лич­ным  (эгоцентрическим), непосредственным опытом Дети начинают мыслить логически,  классифицировать объекты по несколь­ким  признакам и оперировать математическими  понятиями (при условии применения всех этих  операций к конкретным объектам или событиям).  На стадии конкретных операций дети достигают  понимания сохранения.  Подростки способны провести анализ решения  логических задач как конк­ретного, так и  абстрактного содержания: они могут  систематически обду­мывать все возможности,  строить планы на будущее или вспоминать прошлое,  а также рассуждать по аналогии и метафорически лет Конкретных операций От 7 до 11- 12 лет Формальных операций С 12 лет или чуть позже

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нарушение обучаемости  • Дислексия ­     нарушение навыков чтения и письма  • Диспраксия –    неспособность к правильному  выполнению и координации  заученных     движений • Дисграфия  ­ нарушение письменной речи  • Дискалькулия  ­   неспособность к арифметике и счету

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дислексия  • парциальное (частичное) нарушение  чтения, которое вызвано  несформированностью определённых  психических механизмов.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Общими проявлениями дислексии у школьников  считают: • регулярные ошибки в процессе чтения (неверно  произнесённые буквы, замещение слогов и букв близкими  по звучанию элементами, непонимание текста); • неверное декодирование текста; • невозможность или замедленность распознавания слов; • сложности с формированием навыков правописания; • нарушения тонкой моторики и некоординированность  движений рук; • проблемы с восприятием новых знаний; • нарушения ориентации в пространстве листа

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разновидности расстройства • Фонематическая(смешивание схожих звуков) • Семантическая( читает ,но не понимает  прочитанного) • Аграмматическая ( несогласованность слов в  предложении) • Оптическая ( путает буквы с одинаковыми  элементами) • Мнестическая ( отсутствие возможности  запомнить буквы ,выстроить ассоциативный ряд  между изображением и звучанием)

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предупреждение дислексии • регулярно читать ребёнку литературные произведения,  которые соответствуют его возрасту. Это позволит  приучить малыша слушать и слышать прочитанное; • отказаться от раннего обучения чтению (особенно если у  ребёнка имеются речевые проблемы). В дошкольном  возрасте применяют исключительно игровые и наглядные  методы обучения; • своевременно выявлять симптомы расстройства чтения и  обращаться к специалистам. Разумеется, необходимо  выполнять все советы дефектолога, чтобы снизить  выраженность нарушения.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции  • Игры со словами и буками  • Развитие пространствено –временной  ориентации  • Развитие двигательной сферы  • Развитие аналитико­ синтетической  деятельности  • Развитие пространственного и слухового  восприятия

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Артикуляторно­акустическая На основе нарушения фонемного  распознавания Дисграфия­ частичное нарушение процесса письма,  проявляющееся в стойких,     повторяющихся ошибках, обусловленных  несформированностью высших  психических функций, участвующих в  процессе письма Аграмматическая Оптическая На почве нарушения  языкового анализа и  синтеза

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Артикуляторно­акустическая Механизм – неправильное произношение звуков в речи (пишет так,  как произносит)       нарушение слуховой дифференциации и     несформированность фонематических представлений Проявляется ­  замены, пропуски, которые соответствуют заменам,               пропускам в устной речи. Иногда проявляются и после того, как  устранены в устной речи. В этом  случае нет достаточной опоры на правильную                        артикуляцию. Наблюдается – при  дизартрии, ринолалии, дислалии(сенсорной,             сенсомоторной)   !   Нарушение звукопроизношения не всегда отражаются на письме.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аграмматическая Аграмматическая Механизм – недоразвитие грамматического строя речи:            морфологических синтаксических обобщений, которые        являются составной частью речи. Проявляется – в виде аграмматизмов.   На уровне слова, словосочетания, предложения, текста На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула –  нахлестнула, козлята – козлёнки) •Нарушение падежных окончаний («много деревов») •Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом») •Изменение падежа местоимений (около него – «около ним») •Числа существительных («дети бежит») •Нарушение согласования («бела дом») Наблюдается – у детей с дизартрией, алалией, у умственно  отсталых

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дисграфия на основе нарушения  фонемного распознавания  Механизм – неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического  анализа, операции выбора фонемы. Проявляется – замены букв, обозначающие фонетически близкие           звуки. . Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и  глухие, африкаты  и их компоненты (ч­т’,ч­щ,ц­т,ц­т’, ц­с, с­ш, з­ж, б­п, д­т, г­к …)  + гласные О­У, Е­И. Наблюдается – в наиболее ярком виде при сенсорной алалии.  Подвиды: Акустическая – нечеткость слухового восприятия. 1. Кинестетическая – трудности кинестетического анализа. 2. Фонематическая – нарушена операция выбора фонемы

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аграмматическая • Механизм – недоразвитие грамматического строя речи:            морфологических синтаксических обобщений, которые        являются составной частью речи. • Проявляется – в виде аграмматизмов. • • На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула –    На уровне слова, словосочетания, предложения, текста нахлестнула, козлята – козлёнки) • Нарушение падежных окончаний («много деревов») • Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом») • Изменение падежа местоимений (около него – «около ним») • Числа существительных («дети бежит») • Нарушение согласования («бела дом») • Наблюдается – у детей с дизартрией, алалией, у умственно отсталых •

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Механизм – несформированность зрительно­пространственных функций:        зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и     Оптическая синтеза пространственных представлений. • Проявляется : • Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение  пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание  букв, недописывание элементов, лишние элементы); Замены и смешение графически сходных букв                                                                    П –Т, Л­М, И­Ш – отличающиеся одним элементом                                                            В­Д, Э­С,п­т, х­ж  в­д, т­ш ­ состоящие из сходных элементов, но различно  расположенных; Зеркальное письмо (левши); • • • Пропуски элементов, особенно при соединении букв ау=оу; • Лишние элементы ш=ии • Неправильно расположенные элементы  • Виды оптической дисграфии • Литеральная • Вербальная

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза  • Механизм – нарушение различных форм языкового анализа и            синтеза; деление предложений на слова, слогового и  фонематического анализа и синтеза.       •пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат, школа – кола) •пропуски гласных (собака – сбака) •добавление букв (таскали – тосакали) • Проявляется – в искажениях структуры •слова и *предложения. • • • • • • раздельное написание слова • *раздельное написание приставки и корня слова слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами •пропуски, добавления, перестановки слогов

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дискалькулия  комплекс нарушений понимания  логики математических  действий, закономерностей  преобразования чисел и их  соотношений, непонимание  условий задач.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Симптомы дискалькулии Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений; Затруднения с определением места числа среди остальных чисел; • Ошибки в назывании чисел; • • • Недостаточное знание математической терминологии; • Сложности в разложении числа на слагаемые • Невозможность распределить числа по закономерности больше­меньше. • Ошибки в написании чисел; • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём  исключительно путём ручного счёта; • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются  только при наличии предметного условия; Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий; Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий  со сложными числами • •

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Классификация • Практогностическая– невозможность сосчитать  предметы или их обозначения • Графическая – сложности при записи цифр и  математических символов, затруднение или полная  невозможность воспроизвести геометрические фигуры • Вербальная – затруднения при необходимости назвать  математические действия, понятия • Дислексическая – нарушение чтения математических  символов. • Операциональная – невозможность выполнять  арифметические действия

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Признаки  • Трудности с последовательностью цифр ; • Трудности в освоении порядка в последовательности  цифр ; • Непонимание разницы между единицами десятками и  сотнями; • Трудности в символах, обозначающих   арифметические действия ; • Проблемы в запоминании  таблицы умножения ; • Не запоминают дату рождения ,числовые ряды ; • Путаница в днях недели и других последовательностях

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ЭТАПЫ КОРРЕЦИИ •Диагностический; •Подготовительный; •Коррекционный; •Оценочный

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции   • Расширение объема зрительной памяти ребенка; • Овладение графической символизацией; • Развитие зрительного восприятия, анализа и  синтеза; • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета,  величины и формы); • Формирование временных и пространственных  представлений; • Формирование графомоторных навыков;

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Когнитивные расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Виды коррекции  • Игры со словами и буками  • Развитие пространствено –временной  ориентации  • Развитие двигательной сферы  • Развитие аналитико­ синтетической  деятельности  • Развитие пространственного и слухового  восприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019