Комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа в рамках проекта "Умные каникулы" по направлению "Служба добрых дел"
Оценка 4.7

Комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа в рамках проекта "Умные каникулы" по направлению "Служба добрых дел"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
8 кл
15.08.2021
Комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа  в рамках проекта "Умные каникулы" по направлению "Служба добрых дел"
Программа рекомендована для воспитателей летнего оздоровительного лагеря
УМНЫЕ КАНИКУЛЫ 2 смена.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Базарносызганская средняя школа №1

 

Рассмотрена на заседании                                                   УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                      Директор _______________

Протокол № ____________                                ________________________

от _____________________                                Приказ № _____ от_______

 

 

 

Проект комплексной краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

в рамках проекта «Умные каникулы»

по направлению «Служба добрых дел»

Срок реализации программы – 24 часа

Возраст обучающихся первого года обучения: 7-12 лет

2 смена: 2.07 по 22.07. 2021г.

Уровень программы (базовый)

 

Автор-разработчик:

Синюгина Татьяна Анатольевна

 

 

 

р. п. Базарный Сызган, 2021 г.


 

 

Структура комплексной дополнительной общеразвивающей программы

 

1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1 Пояснительная записка                                                            стр. 3,19,29,38

1.2 Цель и задачи программы                                                         стр. 13,21,31,39

1.3 Планируемые результаты освоения программы                      стр. 14,22,31,39

1.4 Содержание программы                                                           стр. 17,23,32,41

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

 

2.1 Условия реализации программы                                               стр. 24,34,42

2.2 Формы аттестации                                                                    стр. 25,42

2.3 Методические материалы                                                         стр. 25,43

 

Список литературы                                                                     стр. 26,35,43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1. Пояснительная записка.

 

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В общенациональной программе развития воспитания детей в России до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности подрастающего поколения. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств подростков, формированию у них активной жизненной позиции. Детство – время активного социального ―развертывания‖ растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Изменение социальной позиции ребѐнка в подростковом возрасте, его стремление занять определѐнное место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моѐ участие в жизни общества». Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможности его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в детском коллективе, в неформальном подростковом объединении. Приобретение социального опыта ребѐнка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Программа включает в себя  направление волонтерство.

Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует данное направление. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Волонтерство — это место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Волонтерское движение в образовательных учреждениях имеет огромное нравственно воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 Основная идея,  которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

               Программа включает в себя направление правовое просвещение.

Изучение вопросов по правовому образованию и воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации ребёнка, адаптации и интеграции его в обществе, воспитание в нем качеств гражданина.

Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:

1.     Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;

2.     Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;

3.     Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Программа включает направление защита окружающей среды.

         Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

           Задача данного направления, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего природу и свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливым других.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

 

            В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:

-       Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

-       Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

-       Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-       Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

-       Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

 

-       СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

-       Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

-       Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

-       Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

-       Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

-       Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

-       «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

-       Адаптированные программы:

-       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с  ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

-       Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).

 

Уровень освоения программы: базовый.

 

Направленность (профиль) программы – социально - педагогическая

 

Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Интегрированное ознакомление обучающихся с основами таких предметных областей, как волонтёрство, правовое просвещение и защита окружающей среды заключается в том,   что она позволяет средствами дополнительного образования    развить новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, программа  способствует нравственному совершенствованию человека.

 

Отличительные особенности программы в интегрированном учебном процессе, который открывает обучающимся окно в разнообразные виды социальной деятельности школьников. Программа реализуется в рамках дополнительного междисциплинарного социального  образования в рамках проекта «Умные каникулы».

 

Педагогическая целесообразность программы

Интегрированная составляющая программы определяют в настоящее время приоритетные направления социализации обучающихся. В процессе социализации  дети становятся  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

 

Комплексная программа нацелена на создание таких условий, благодаря которым обучающиеся смогут включиться в разнообразные виды социальной деятельности, на развитие  у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, на воспитание  коллективизма, на общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

Новизна и особенность программы состоит в новом подходе к социальному развитию обучающихся, в программу включены занятия по волонтёрству, правовому просвещению, защите окружающей среды. Программа разработана с учетом принципа интеграции предметных областей с использованием различных источников (методической литературы, обзора других дополнительных общеобразовательных программ по различным направленностям).

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

 

Для достижения высоких образовательных результатов обучения обучающихся, важно вовлечь их в такую учебно-познавательную деятельность, посредством организации летнего отдыха и развить их способности на следующих этапах в процессе освоения основной программы. Один из возможных способов достижения результатов – проектная и исследовательская деятельность детей, посредством одного из направлений – волонтерство. В процессе работы над социальными  проектами последовательно решаются задачи различного характера. Образовательный процесс по комплексной программе позволит обучающимся:

   - развить  ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

   - привить первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 -  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

- приобретение школьником социальных знаний,

- понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. 

   Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

- самостоятельность работы;

- осмысленность действий;

- разнообразие освоенных задач.

- развивать интерес к решению проблемных ситуаций;

- формировать умение исследовать проблему;

- анализировать имеющиеся ресурсы;

- выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;

- расширять активный словарный запас новыми терминами;

- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;

- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;

 

Инновационность:

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

В каникулярное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Данная программа помогает включению обучающихся в дела отряда, школы, ближайшего социума. 

В процессе реализации программы «преду­сматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного,  физического и социально-нравственного здоровья;

- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области;

- ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Дополнительность программы заключается в интеграции с такими учебными предметами, как окружающий мир и обществознание.

 

Объем и срок освоения программы - программа рассчитана для обучающихся 7-12 лет. Занятия проводятся по 6 часов в неделю (2 занятия в неделю по каждому модулю) с общей продолжительностью 4 недели.

Количество учебных часов – 24. Программа разделена на 3 модуля:

- 1 модуль (волонтёрство);

- 2 модуль (правовое просвещение);

- 3 модуль (защита окружающей среды).

Программа рассчитана на обучающихся образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в возрасте от 7 до 12 лет.

Образовательный процесс при реализации программы рассчитан на занятия по 3 модулям с использованием КТ (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, благотворительные акции, практические дела, правовой интенсив и т.п.); сопровождается продуктивной деятельностью. Программа может быть реализована в дистанционном формате.

 

Уровень освоения программы

Базовый уровень. Предполагает организацию социальной деятельности младших школьников через коллективно – творческие дела КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реаль­ную заботу всех участников воспитательного процесса об ок­ружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».

Реализация программы предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, развитие нравственной позиции лич­ности, социальной активности и внимания, потребности к из­менению окружающего мира и саморазвитию. Итоговой формой контроля является создание проекта, КТД.

Основные принципы программы:

Программа основывается на следующих принципах:

основывается на следующих принципах.

Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняю­щихся социальных условиях. Важным усло­вием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социаль­но-преобразующая деятельность школьников должна основы­ваться на  понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно по­лу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретиза­ций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально­-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопреде­ление в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что соци­альная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обще­стве, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопо­знания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусмат­ривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и исто­рии. Это предполагает исполь­зование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско­-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и вы­ведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - реф­лексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в социальной деятельности - процесс формиро­вания личностью собственного осмысленного и ответственно­го отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происхо­дит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

 

Характеристика обучающихся, для которых предназначена данная программа, учёт возрастных способностей интересов и индивидуальных особенностей, формы занятий

 

Возраст обучающихся: 7 – 12 лет

Комплексная программа рассчитана на детей младшего и среднего  школьного возраста.

Программа предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся. Формирующиеся новообразования данной возрастной группы:

Программа рассчитана на возрастной диапазон обучающихся: 7-12 лет, так как занятия носят познавательный, социальный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их адаптировать к конкретному возрасту. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, ребята активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Педагогов воспринимают через призму общественного мнения группы.

 

Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие:

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- технологии развивающего обучения;

- технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;

- технологии проектного обучения;

- технология коммуникативного обучения.

Особенности организации образовательного процесса:

Состав группы постоянный (временный). Количественный состав составляет – 10-12 человек. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы: обществознания, окружающий мир.

1.2  Цели и задачи

 

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

 

1.     Образовательные:

- привлечение учащихся к активному участию в делах отряда и школы.

- формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности.

- формирование интереса обучающихся к социальной  деятельности;

- вызвать у обучающихся познавательный интерес к проектно - исследовательской деятельности;

- научить навыкам общественно-полезной деятельности.

 

2.     Развивающие:

- Развитие у обучающихся организационных и коммуникативных компетенций,  механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

- развитие социальных  навыков и умений;

- способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельной познавательной деятельности;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

- способствовать развитию волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, усердие.

- развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

- развить познавательные умения.

 

 

 

 

3.                 Воспитательные:

 

- развитие активности, инициативы и самостоятельности обучающихся;

- формирование ценностной мотивации обучающихся;

- реализация опыта жизнедеятельности ребенка в личностно-ориентированной системе дополнительного образования;

- привить навыки коллективной и индивидуальной работы;

- привить умение оценивать результаты своего труда к результатам своего труда и труда окружающих;

- воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность.

 

1.2. Планируемые результаты

Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

·  приобретение школьником социальных знаний,

·  понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·  приобретение навыков групповой работы;

·   получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

·  поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

·  способность регулировать собственную деятельность;

·  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

·  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

·  совершенствование в умениях слышать себя  и других;

·  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 

Ожидаемые результаты программы

· Формирование у обучающихся высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества.

· Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

· Овладение знаниями о ЗОЖ и умениями аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

 · Формирование сплочѐнного деятельного коллектива волонтѐров.

 · Развитие и поддержка основных идей волонтѐрского движения.

· Увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтѐрской деятельности.

· Получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов.

· Формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.

· Участие в акциях, социальных проектах.

 

 · Привлечение большого количества детей для участия к общественно значимой деятельности, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции.

· Формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

· Умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).

· Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения.

· Умение обмениваться информацией.

 

· Принимать свои чувства и чувства окружающих людей.

· Ставить перед собой цель и достигать ее.

 

Механизм и критерии оценки освоение программы

Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников через:

· анкетирование всех участников программы;

· выпуск буклетов;

·                   создание совместного проекта;

·                   кругосветка – игра по станциям;

·                   интеллектуальное шоу квиз;

·                   флэш моб – зов природы;

·                   акции;

·                   экологический квест «Лесные робинзоны»

·        анализ результатов проведенных мероприятий;

·        мониторинг достижений волонтѐров.

 

Способы диагностики и контроля результатов

 

Диагностика

Содержание

Период

Способ

Первичная

Степень интересов и уровень подготовленности обучающихся

1 неделя

наблюдение

Промежуточная

Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся

2 неделя

внутригрупповые соревнования по созданию проекта

Итоговая

Степень развития знаний и умений в результате освоения программы

3-4 неделя

создание продукта

 

 

 

1.4. Общее содержание программы

 

№ пп

Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Модуль 1. Волонтерство (8 часов)

1

Милосердие

4

2

2

Флэш моб «Твори добро»

2

Спорт и здоровый образ жизни»

 

4

-

4

Выпуск буклета

Модуль 2. Правовое просвещение (8 часов)

3

С чего начинается Родина?

4

2

2

Кругосветка – игра по станциям

4

Права человека

4

-

4

Интеллектуальное шоу квиз

Модуль 3. Защита окружающей среды  (8 часов)

5

Дом, в котором мы живём

4

2

2

Экологический квест «Лесные робинзоны»

6

Охрана и защита окружающей среды

4

-

4

Проект

«Мы защитники природы»

Итого 24 часа

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Базарносызганская средняя школа №1

 

 

 

 

 

 

Проект модуля краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

социально - педагогической  направленности

Модуль «ВОЛОНТЁРСТВО»

Срок реализации модуля – 8 часов

Возраст обучающихся: 7-12 лет

 

 

 

Автор-разработчик:

Синюгина Т.А.,

учитель высшей категории

 

 

 

 

 

р.п. Базарный Сызган, 2021 г.


 

1.                 Комплекс основных характеристик модуля

1.1. Пояснительная записка

 

Краткая характеристика

 Модуль «Волонтёрство» имеет социально-педагогическую направленность.

Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет детям  осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную

Актуальность модуля «Волонтёрство» выражается в том, что «Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

 

 

 

Отличие модуля программы от других заключается в следующем:

обучение данному модулю  «Волонтерство» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Дополнительность модуля «Волонтёрство» по отношению к программам общего образования заключается в том,  что  в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого,  направленная на  совместное преобразование   окружающего мира, что в свою очередь приведет к формированию гражданственности подростков.

Программа дает возможность каждому ребенку реализоваться.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, улучшению морально-психологического состояния детей, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности.

Отличительная особенность программы заключается в развитие добровольческого движения, получении обучающимися новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Программа модуля рассчитана на начальный уровень подготовки.

Адресат: обучающиеся 7 – 12 лет, заинтересованные в их саморазвитии, в комплексном воспитании.

 

Объем: 8 часов.

Формы обучения и виды занятий

Формы занятий: практические, творческие, проект.

Основные образовательные направления в работе над освоением модуля:

Милосердие

- беседа о волонтёрах, о волонтёрском движении.

- оазание помощи пожилым людям и ветеранам труда, родителям.
- помощь сверстникам, младшим ребятам;

- участие в акции  «Добрая суббота»

- Уроки милосердия и доброты

Спорт и здоровый образ жизни

- организация и проведение спортивных мероприятий;

- выпуск буклетов  о здоровье.

- беседы о здоровом образе жизни;

- участие в мероприятиях, посвященных ЗОЖ.

Создание индивидуальных и групповых проектов. Разработка проекта. Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров. Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов.

 

Практические занятия

В модуле соблюдается единый подход к изложению материала: теоретический экскурс, практические рекомендации, презентации, руководство проектно-исследовательской деятельностью.

Модуль планирует работу с научными, публицистическими текстами, презентациями, наглядным дидактическим материалом, виртуальное путешествие по техническому миру.

 

Цель модуля:

- формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе.

Задачи программ:

- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропаганда здорового образа жизни.

 

 

Планируемые результаты

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.

 К концу обучения учащиеся должны знать:

· историю развития волонтерского движения;

· понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

· правила составления информационного буклета;

· методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

· правила выхода из конфликтной ситуации;

·        правила здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

· владеть навыками планирования и самоанализа;

· уметь составлять информационный буклет;

·        разрабатывать социальные проекты;

·         выступать в роли организатора различных дел социальной направленности;

·          общаться с детьми, с пожилыми людьми;

· организовывать игры на знакомство и сплочение;

·                   организовывать флэшмобы, выпускать буклеты;

· владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

  

Оценка эффективности программы

  Диагностика и отслеживание результативности  программы проводится всего срока реализации программы.

 

1.2.          Учебный план

 

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Милосердие

 

4

2

2

Флэш моб «Твори добро»

1.1

Первичные сведения о волонтёрах, о волонтёрском движении.

Акция «Добрая суббота». Оказание помощи пожилым людям и ветеранам труда, родителям.

3

1

2

 

1.2

Уроки милосердия и доброты

1

1

-

 

2

Спорт и здоровый образ жизни

4

-

4

Выпуск буклетов

2.1

Участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посвященных ЗОЖ

 

2

-

2

 

2.2

Выпуск буклетов о здоровье, беседы о здоровом образе жизни.

2

1

1

 

 

Итого:

8

2

6

 

 

Содержание учебного плана

Базовый уровень

Раздел 1. Милосердие (4 часа).

Теория. Учащиеся получат первичные сведения о волонтёрах, об истории  волонтёрского движения, об идеи создания волонтёрского отряда.

Практика. Участие в акции «Добрая суббота». Оказание помощи пожилым людям и ветеранам труда, родителям. Занимательный час «Уроки милосердия и доброты».

Раздел 2. Спорт и здоровый образ жизни (4 часа).

Теория. Беседы «Правильное питание», «Личная гигиена обучающихся».

Практика. Выпуск буклетов «Здоровый образ жизни». Организация и проведение спортивных соревнований.

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1. Календарно-учебный график

 

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата план

(число, месяц)

Дата

факт

(число, месяц)

Причина изменения даты

1. Милосердие.

1.1

Первичные сведения о волонтёрах, о волонтёрском движении.

Акция «Добрая суббота». Оказание помощи пожилым людям и ветеранам труда, родителям.

3

теоретическое и практическое

Флэш моб «Добро не уходит на каникулы»

 

 

 

1.2

Уроки милосердия и доброты

1

теория

 

 

 

 

2. Спорт и здоровый образ жизни

2.1

Участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посвященных ЗОЖ

2

практическое

Выпуск буклетов

 

 

 

2.2

Выпуск буклетов о здоровье, беседы о здоровом образе жизни.

2

теоретическое и практическое

 

 

 

 

 

Итого

8

 

 

 

 

 

 

2.2.  Условия реализации модуля

Успешность реализации программы в значительной степени зависит от уровня квалификации преподавательского состава и материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение: Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование: персональный компьютер; мультимедиа проектор.

Помещение для занятий – кабинет

Технические средства обучения: проектор; ноутбук, глобальная сеть Интернет:

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-urok-miloserdiya-i-dobroti-1404295.html

http://ymombrest.blogspot.com/2019/05/blog-post.html

https://infourok.ru/beseda-zdorove-eto-zdoroviy-obraz-zhizni-713472.html

 

 

Информационно - методические условия.

Проекты с пошаговыми инструкциями.

Карточки с заданиями.

Видео.

Учебный материал

В состав учебных материалов также входят инструменты оценки успеваемости, идеи для дальнейшей работы над проектами и советы по организации работы в объединении.

В течение обучения  с обучающимися проводятся инструктажи по технике безопасности на экскурсии, при участии в соревнованиях. Сведения о проведении инструктажа (№ и дата инструктажа) вносятся в соответствующий лист журнала кружкового объединения.

 

Методическое обеспечение

Программа разработана с учѐтом трѐх основных компонентов деятельности современного педагога:

· гуманизация педагогического процесса

· индивидуализация и дифференцированный подход · демократизация Что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокулярной ситуации, сложившейся в детском коллективе детского дома; а также дать возможность каждому подростку — члену волонтѐрского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для руководителя является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Кадровое обеспечение.

Занятия по программе ведет опытный педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, который регулярно проходит курсовую переподготовку в очной, заочной и дистанционной форме.

 

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

 

Формы аттестации и оценочные материалы

Форма аттестации – проектная работа.

Критерии оценки:

- выпуск буклетов;

- разработка проекта;

- командная работа;

- выполнение задания по данной категории.

Каждый критерий оценивается в 3 балла.

1-5 балла (минимальный уровень) - частая помощь педагога, непрочная конструкция робота, неслаженная работа команды, не выполнено задание.

6-9 баллов (средний уровень) - редкая помощь педагога, конструкция робота с незначительными недочетами, задание выполнено с ошибками.

10-12 баллов (максимальный уровень) – крепкая конструкция робота, слаженная работа команды, задание выполнено правильно.

Текущий контроль

Освоение данного модуля сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления образовательной деятельности.

В рамках текущего контроля после обучения по модулю предусмотрено представление собственного проекта, оцениваемого по следующим критериям:

- конструкция робота

- перспективы его массового применения;

- написание программы;

- демонстрация робота

- новизна в выполнении творческих заданий

- презентация проекта.

Также уровень освоения модуля может контролироваться с помощью соревнований, которые проводятся в группах, оценка соревнований проходит по следующим критериям:

- конструкция робота

- уровень выполнения задания (полностью или частично)

- время выполнения задания

2.5. Список литературы

Список используемой литературы

1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 2015г.

2. Фопель Клаус, Сплочѐнность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2016г.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. — М: Просвещение, 2015

 4. Волохов А.В. Социализация ребѐнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 2017.

5. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2015. -208с.

6. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2018. — 236с.-с.57

7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2015. -128с.

 9. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-urok-miloserdiya-i-dobroti-1404295.html

http://ymombrest.blogspot.com/2019/05/blog-post.html

https://infourok.ru/beseda-zdorove-eto-zdoroviy-obraz-zhizni-713472.html

 

 

 

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Базарносызганская средняя школа №1

 

 

 

 

 

 

Проект модуля краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

социально - педагогической направленности

Модуль «Правовое просвещение»

Срок реализации модуля – 8 часов

Возраст обучающихся: 7-12лет

 

 

 

Автор-разработчик:

Синюгина Т.А.,

учитель высшей категории

 

 

 

 

р. п. Базарный Сызган, 2021 г.


 

 

1. Комплекс основных характеристик модуля

 

1.1. Пояснительная записка

 

Программа модуля «Правовое просвещение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, задачами модернизации содержания образования. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений, ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в школе, городе, и в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность уже в 11-12 лет, когда подростки учатся сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, формирует модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина. Курс содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений; играет существенную роль в формировании социальной компетентности подростков. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

Нормативно – правовое обеспечение. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в вышеперечисленных нормативных документах.

 

Уровень усвоения модуля

1.                 «Базовый уровень». Дети 7 – 12 лет, заинтересованные в правовом развитии и самосовершенствовании.

Направленность (профиль) модуля: социально – педагогическая.

 

Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин.обр.РФ от 2911.-1). Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходя в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства.

Новизна и оригинальность программы в открытии широкого простора для выявлений способностей детей: содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходя в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях.

Отличительные особенности модуля  программы от других дополнительных общеразвивающих программ: основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек их соотносит с реальной правовой практикой,  вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Педагогическая целесообразность - заключается в том, что

реализуя модуль программы, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.

 

        Адресат модуля. Модуль рассчитан на обучающихся  7-12 лет.

 

Объем модуля – 8 часов.

Форма обучения и виды занятий – очная, возможно с применением дистанционных технологий, занятия, включают в себя теоретические, практические и комбинированные виды.

 

Цель программы: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи.

Научить:

- Систематизировать знания учащихся в сфере права.

- читать тексты и разбираться в текстах кодекса различных отраслей права;

- детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;

- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;

- Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Привить: гражданскую и нравственную позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении; представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

Сформировать: умения, навыки и привычки правомерного поведения;

Развить: осознание себя как личности в системе общественных отношений

Воспитать: чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Планируемые результаты.

Знать:

            основные понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, личные права и обязанности гражданина

Уметь:

           формулировать и выражать мысли, используя правовые знания, объяснять, что такое право, какую роль занимает в жизни общества, применять знаний, умения и навыки по праву в жизни характеризовать особенности правоприменительной деятельности; называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.

К концу обучения должны знать:

- права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

- материальную ответственность;

- гражданско-правовую ответственность;

- административную ответственность;

- ответственность, вытекающую из трудовых отношений;

- основные правила обращения с юридическими документами

         Должны знать и уметь:

- права несовершеннолетних детей;

- права и обязанности родителей.

1.2 Содержание программы

 

1.2.1. Учебный план

 

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

С чего начинается Родина?

4

2

2

Кругосветка – игра по станциям

1.1.

Государство

Власть

Правительство

Гражданин

2

2

-

 

1.2.

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн.

Основной  закон страны – Конституция РФ

2

-

2

 

2

Права человека

4

2

2

Интеллектуальное шоу квиз

2.1

Правила человеческого общества: правила морали.

Закон. Право как совокупность юридических норм.

Законодательство.

Источники права.

Права человека и права гражданина.

Конституция.

 

4

2

2

 

 

ИТОГО

8

2

4

 

 

 

1.2.2 Содержание учебного плана

 

Тема 1.1. С чего начинается Родина?

Теория.  Вводное занятие. Структура Программы, её цель и задачи, содержание обучения. Государство Власть Правительство Гражданин

Беседа «Зачем нам необходимо знать законы?»

Практика. Кругосветка – игра по станциям. Государственные символы страны: флаг, герб, гимн. Основной  закон страны – Конституция РФ

Раздел 2. Права человека

Теория. Закон.  Право как совокупность юридических норм.

Законодательство. Источники права. Права человека и права гражданина.

Конституция. Беседа «День Конституции РФ». Правила человеческого общества: правила морали.

Практика. Интеллектуальное шоу  квиз.

 

2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

 

Место проведения: МКОУ Базарносызганская средняя школа №1

Время проведения занятий: 12.00-14.00

 

Изменения расписания занятий:

N п/п

Тема занятия

Кол-во час

Форма занятия

Форма контроля

Дата план

 

Дата

факт

 

Причина изменения даты

1

Государство

Власть

Правительство

Гражданин

2

теоретическое

презентация

 

 

 

2

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн.

Основной  закон страны – Конституция РФ

2

практическое

кругосветка – игра по станциям

 

 

 

3

Правила человеческого общества: правила морали.

Закон. Право как совокупность юридических норм.

Законодательство.

Источники права.

Права человека и права гражданина.

Конституция.

 

4

Теоретическое и практическое

интеллектуальное шоу квиз

 

 

 

 

Итого

8

 

 

 

 

 

 

 

2 Условия реализации модуля

 

Основными исполнителями мероприятий модуля  являются воспитатели. Реализация модуля программы воспитания осуществляется

с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм, основными правами ребенка, формирование понимания важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни; приобретение первоначального опыта регулирования отношений; знание и использование конкретных правил и норм; получение первичного опыта разработки собственных правил.

Материально-технические условия реализации модуля

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных условий. При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях. 

Для успешного проведения занятий и выполнения программы модуля в полном объеме необходимы:

инфраструктура организации:

      учебный кабинет; технические средства обучения:

      ноутбук

      мультимедийный проектор;

      интерактивная доска.

 

Список литературы

1.            Конвенция ООН о правах ребенка

2.            Конституция Российской Федерации.

3.            Закон РФ «Об образовании».

4.            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

5.            Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

 

Интернет-ресурсы

1. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/03/26/igra-po-stantsiyam-moi-prava-i-obyazannosti

2. https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-prava-rebenka-1226380.html

3. https://infourok.ru/beseda-na-temu-den-konstitucii-rossii-4014100.html

 

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Базарносызганская средняя школа №1

 

 

 

 

 

 

Проект модуля краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

естественно – научной направленности

Модуль «Защита окружающей среды»

Срок реализации модуля – 8 часов

Возраст обучающихся: 7-12 лет

 

 

 

Автор-разработчик:

Синюгина Т.А.,

учитель высшей категории

 

 

 

\

 

р. п. Базарный Сызган, 2021 г.


 

1. Комплекс основных характеристик модуля

 

1.1. Пояснительная записка

 

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Нормативно – правовое обеспечение. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в вышеперечисленных нормативных документах.

Уровень усвоения модуля:

«Базовый уровень». Дети 7 – 12 лет, заинтересованные в саморазвитии, в прокачивании своих компетенций в процессе освоения экологических знаний умений и навыков.

Направленность (профиль) модуля: техническая (технические виды спорта).

Актуальность разработанного модуля программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Новизна и отличительные особенности.

Программа является практико-ориентированной и носит деятельностный и междисциплинарный характер, используя разнообразные интерактивные методы, она может быть реализована в учреждениях дополнительного образования детей.

 

Адресат модуля обучающиеся 7 – 12 лет.

 

Объем модуля – 8 часов.

Форма обучения и виды занятий, предусмотренные в рамках модуля: игровые форматы. Виды занятий определяются содержанием модуля и представляют собой комплексные занятия с сочетанием различных видов деятельности, практические, ролевые игры, беседы, экскурсии, квесты.

 

Программа модуля предусматривает в основном комбинированный принцип обучения, а также присутствует изложение теоретического материала, практических рекомендаций.

Цель: Создание условий для экологического образования обучающихся и воспитания у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды и их решения.

Задачи:

1. Оказать практическую помощь в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств.

2.   Пропагандировать среди населения знаний о лесе, вести разъяснительную пропагандистскую  работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.

3. Организовать и проводить  массовые мероприятия природоохранной направленности: «Неделя леса», флешмоб «Зов природы». 

4. Проводить просветительскую работу экологической направленности среди ребят отряда.

 Планируемые результаты:

Организация кружковой  деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

·        развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

·        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

·        воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

·        формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

·        овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

·        освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

·        формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т.д.;

·        развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке,  за домашними питомцами;

в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

 

1.2 Содержание программы

1.2.1. Учебный план

 

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

              I.             

Дом, в котором мы живём

4

2

2

Экологический квест «Лесные робинзоны»

1.       

Понятие об экологии. Охрана природы.

Викторина по экологии.

Экологический квест.

 

4

2

2

 

II.

Охрана и защита окружающей среды

 

4

2

2

Проект «Мы защитники природы»

1

Беседа «Мы друзья природы». Экскурсия.

Проект «Мы защитники природы»

 

 

 

 

 

Всего

8

4

4

 

 

1.2.2 Содержание учебного плана

Раздел 1.

Теория. Понятие об экологии. Охрана природы.

Практика. Викторина по экологии.

Экологический квест «Лесные робинзоны»

 

Раздел 2.

Теория. Беседа «Мы друзья природы». Экскурсия в сквер.

Практика. Разработка проекта «Мы защитники природы»

2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

 

Место проведения: МКОУ Базарносызганская средняя школа №1

Время проведения занятий: 12.00-14.00

Изменения расписания занятий:

 

N п/п

Тема занятия

Кол-во час

Форма занятия

Форма контроля

Дата план

 

Дата

факт

 

Причина изменения даты

1

Понятие об экологии. Охрана природы.

Викторина.

 

4

Теоретическое и практическое

Экологический квест «Лесные робинзоны»

 

 

 

2

Беседа «Мы друзья природы». Экскурсия. Экологический квест «Лесные робинзоны»

 

4

теоретическое и практическое

Проект «Мы защитники природы»

 

 

 

 

Итого

8

 

 

 

 

 

 

 2 Условия реализации программы

Для эффективной реализации программы дополнительного образования созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство», групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями.

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы

Для подведения итогов реализации модуля используется оценка результатов, полученных во время участия обучающихся  в проекте.

Педагог, реализующий программу, может использовать собственную систему оценки, учитывающую количество посещённых занятий, результаты выполнения обучающимися заданий на отработку внимания, памяти, скорости реакции и т.д.

Оценочные материалы

Форма контроля освоения материала с целью оценки становление личностных характеристик – наблюдение. По его результатам педагог заполняет таблицу с этими характеристиками с точки зрения их проявления для каждого ребёнка:

 

стартовый уровень (проявляются иногда);

базовый уровень (понимают, как надо себя вести, какие действия необходимо производить, но не всегда следуют им);

продвинутый уровень (не только проявляют, но и стараются научить действовать правильно других).

1.Принятие и соблюдение правил, принятых в области компьютерного спорта

2.Самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе и в компьютерной игре

3.Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

4.Умение получать и обрабатывать новую информацию, организации собственной деятельности

5.Доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

6.Соблюдение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

 

 

 

 

2.4. Методические материалы

 

Практические занятия состоят из  организации флешмоба; беседы, экскурсии, экологического квеста.

 

 

Список литературы

 

1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009  – с. 6 - 10

2. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15

3. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010  – с. 3 – 8.

4. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

5. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.                                                                                                                                                                            6. Постникова    Т.Р.     Экологический    мониторинг / Образование     в современной школе. 2003 № 12.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

12. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2018.

 

Литература  для  обучающихся:

 1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2019.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

4. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс.


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Структура комплексной дополнительной общеразвивающей программы 1

Структура комплексной дополнительной общеразвивающей программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Приобретение социального опыта ребѐнка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит

Приобретение социального опыта ребѐнка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми

Приказ Министерства науки и высшего образования

Приказ Министерства науки и высшего образования

Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну

Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну

Один из возможных способов достижения результатов – проектная и исследовательская деятельность детей, посредством одного из направлений – волонтерство

Один из возможных способов достижения результатов – проектная и исследовательская деятельность детей, посредством одного из направлений – волонтерство

Инновационность: Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире

Инновационность: Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире

России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества; - ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества…

России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества; - ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества…

Базовый уровень. Предполагает организацию социальной деятельности младших школьников через коллективно – творческие дела

Базовый уровень. Предполагает организацию социальной деятельности младших школьников через коллективно – творческие дела

Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия

Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия

Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие: - технологии личностно-ориентированного обучения; - технологии развивающего обучения; - технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений; - технологии проектного обучения; -…

Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие: - технологии личностно-ориентированного обучения; - технологии развивающего обучения; - технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений; - технологии проектного обучения; -…

Воспитательные: - развитие активности, инициативы и самостоятельности обучающихся; - формирование ценностной мотивации обучающихся; - реализация опыта жизнедеятельности ребенка в личностно-ориентированной системе дополнительного образования; - привить…

Воспитательные: - развитие активности, инициативы и самостоятельности обучающихся; - формирование ценностной мотивации обучающихся; - реализация опыта жизнедеятельности ребенка в личностно-ориентированной системе дополнительного образования; - привить…

Ожидаемые результаты программы ·

Ожидаемые результаты программы ·

Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

Общее содержание программы № пп

Общее содержание программы № пп

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Комплекс основных характеристик модуля 1

Комплекс основных характеристик модуля 1

Отличие модуля программы от других заключается в следующем: обучение данному модулю «Волонтерство» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию…

Отличие модуля программы от других заключается в следующем: обучение данному модулю «Волонтерство» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию…

ЗОЖ. Создание индивидуальных и групповых проектов

ЗОЖ. Создание индивидуальных и групповых проектов

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения

Участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посвященных

Участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посвященных

Комплекс организационно-педагогических условий 2

Комплекс организационно-педагогических условий 2

Информационно - методические условия

Информационно - методические условия

Каждый критерий оценивается в 3 балла

Каждый критерий оценивается в 3 балла

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте /

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте /

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Комплекс основных характеристик модуля 1

Комплекс основных характеристик модуля 1

Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы

Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы

Объем модуля – 8 часов. Форма обучения и виды занятий – очная, возможно с применением дистанционных технологий, занятия, включают в себя теоретические, практические и комбинированные…

Объем модуля – 8 часов. Форма обучения и виды занятий – очная, возможно с применением дистанционных технологий, занятия, включают в себя теоретические, практические и комбинированные…

Должны знать и уметь: - права несовершеннолетних детей; - права и обязанности родителей

Должны знать и уметь: - права несовершеннолетних детей; - права и обязанности родителей

Содержание учебного плана Тема 1

Содержание учебного плана Тема 1

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн

Материально-технические условия реализации модуля

Материально-технические условия реализации модуля

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Комплекс основных характеристик модуля 1

Комплекс основных характеристик модуля 1

Программа модуля предусматривает в основном комбинированный принцип обучения, а также присутствует изложение теоретического материала, практических рекомендаций

Программа модуля предусматривает в основном комбинированный принцип обучения, а также присутствует изложение теоретического материала, практических рекомендаций

Предметные результаты: в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем…

Предметные результаты: в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем…

Содержание программы 1.2.1. Учебный план

Содержание программы 1.2.1. Учебный план

Понятие об экологии. Охрана природы

Понятие об экологии. Охрана природы

Методические материалы Практические занятия состоят из организации флешмоба; беседы, экскурсии, экологического квеста

Методические материалы Практические занятия состоят из организации флешмоба; беседы, экскурсии, экологического квеста

Комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа в рамках проекта "Умные каникулы" по направлению "Служба добрых дел"

Комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа  в рамках проекта "Умные каникулы" по направлению "Служба добрых дел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2021