Комплексная программа "Доверие" в НРМОБУ "Каркатеевская СОШ" на 2018 - 2020 уч. год.
Цель программы: Развитие форм и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.
Задачи программы:
• создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
• изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции.
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я.
Программа Доверие.docx
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение
«Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Братчикова О.А._____________
от «_____» _________2018г.
Утверждаю
Директор школы
Швецов Э.В.____________
от «_____» ________2018г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«ДОВЕРИЕ»
в НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»
на 20182021 годы
педагогпсихолог
Евдокимова И.В. сп. Каркатеевы
2018 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа профилактики суицидального поведения
«Доверие» в НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»
Педагог психолог НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»
Администрация НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»;
Педагогпсихолог;
Социальный педагог;
Классные руководители;
Учителяпредметники;
Школьная медсестра.
Конституция Российской Федерации в редакции указов
Президента РФ №841 от 25.07.2003г.
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29,
30)
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
статья 14
Федеральный закон об Образовании Российской Федерации
№ Наименование
1
программы
Разработчик
программы
2 Исполнители
3
Законодательная и
нормативно
правовая база для
разработки
программы
от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы
и правонарушений
безнадзорности
профилактики
несовершеннолетних»
Письмо Министерства образования Российской Федерации
«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от
26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.
Письмо Департамента воспитания и социализации детей
Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06356
«О мерах по профилактике суицидального поведения
обучающихся»
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110
«Доведение до самоубийства», ст. 131134 «О преступлениях
сексуального характера»)
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и
обязанностях родителей")
Развитие форм и содержания профилактической деятельности,
направленной на минимизацию суицидов и суицидальных попыток
среди несовершеннолетних школы.
создание системы психологопедагогической поддержки
учащихся разных возрастных групп;
изучение особенностей психологопедагогического статуса
учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в
незамедлительной помощи;
выявление детей «группы риска», обучение данной группы
4 Цель программы
5
Задачи программы методам релаксации и саморегуляции.
межведомственное взаимодействие со специалистами
различных учреждений и организаций;
пропаганда здорового образа жизни, формирование у
учащихся позитивного образа Я.
2018г. 2021 г.
Директор НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»
6
Сроки реализации
программы
7 Контроль за
исполнением
программы
1. Актуальность программы
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число
суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень
самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых
высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин
смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается изза конфликтов и неблагополучия в их окружении:
боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников,
друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались
на самоубийство изза равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам,
протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой
шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной
ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также
алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные
психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема
детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними
признаками социального и финансового благополучия.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не
планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)
адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма
отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к
подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
2. Цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных
возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на
Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 0351102ин/2203 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю.
“Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006
Цель программы:
Развитие форм и содержания профилактической деятельности, направленной на
минимизацию суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.
Задачи программы:
создание системы психологопедагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп;
организаций;
изучение особенностей психологопедагогического статуса учащихся,
с
последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и
саморегуляции.
межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и
пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа
Я.
3. Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоциональноценностных ориентаций учебновоспитательного процесса.
4. Этапы реализации программы.
1 этап: октябрь 2018 года
Начальный этап. Анализ проблемы.
Разработка направлений работы по
профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, разработка
программы.
укрепление
межведомственного сотрудничества;
обобщение имеющегося опыта работы,
ориентированного на пропаганду здорового образа жизни; поиск форм и методов
вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
Определение стратегии и тактики деятельности;
2 этап: февраль 2019 года март 2021 года
Основной этап. Реализация поставленных целей и задач. Оказание социальной и
психологопедагогической поддержки детям,
совершившие попытку суицида;
использование в учебновоспитательном процессе школы личностноориентированных
приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у
ребенка активного жизненного стиля поведения. Промежуточная диагностика и
мониторинги. 3 этап: апрель – июнь 2021 года
Обобщающий этап. Анализ и оценка работы школы по данной программе.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
Мониторинг. Обобщение положительного опыта, анализ проблем, корректировка и
определение целей и задач на перспективу.
5. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и
избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации
детскородительских взаимоотношений.
6. Содержание программы.
6.1
. Направления программы:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в
социально опасном положении:
диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности,
подверженности стрессу
создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям,
детям, склонным к суицидальному поведению
проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение
суицидального риска
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического
здоровья среди обучающихся:
организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга
интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и
физического здоровья
организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение
детей «группы риска» в массовые и социальнозначимые мероприятия.
3. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения
межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию
классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в
социальнозначимые виды деятельности, организации школьного самоуправления,
формированию установок у учащихся на самореализацию в социальноодобряемых сферах
жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения,
убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
6.2. Словарь терминов
Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное
лишение себя жизни.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни,
не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки
плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных
на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка,
которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством
его формирования и самореализации.
Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы
они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
6.3. Участники, исполнители, координаторы программы
Данная Программа определяет её координаторов, исполнителей и участников.
Участники программы:
Учащиеся (111 классы)
Родители учащихся
Исполнители программы:
Педагогпсихолог
Социальный педагог
Классные руководители
Учителяпредметники
Школьная медсестра
Координатор программы: заместитель директора по УВР О.А.Братчикова
6.4. Система программных мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений
№
Содержание деятельности
Сроки
Контроль,
исполнители
Просвещение и профилактика
Учащиеся
1.
Выявление и реабилитация
несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в
сложной жизненной ситуации
Постоянно
Кл.
руководители
Соц. педагог Исследования социального статуса семей
учащихся. Составление социального паспорта
класса и школы
Ежегодно
Октябрь
Составление базы данных по социально
неблагополучным семьям
Проведение индивидуальных
профилактических мероприятий семьями
социального риска
Психологопедагогические классные часы:
В поисках хорошего настроения
Как научиться жить без драки
Учимся снимать усталость
Толерантность
Как преодолевать тревогу
Способы решения конфликтов с
родителями
Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом
Грани моего Я
«Как сказать Нет!»
Не сломай свою судьбу!
Правовые классные часы:
что ты должен знать об УК РФ
уголовная ответственность
несовершеннолетних
знаешь ли ты свои права и обязанности и
др.
Кл.
руководители
Соц. педагог
Соц. педагог
Соц. педагог
Ежегодно
Октябрь
В течении уч.
года
В течении уч.
года
Педагог –
психолог
В течении уч.
года
Соц. педагог
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Психологопедагогическая
поддержка
обучающимся при подготовке и проведении
выпускных экзаменах
В течении уч.
года
Педагоги
Организация работы по профилактике
профессионального выгорания педагогов
Деловая игра «Педагогические приёмы
создания ситуации успеха»
Семинар
руководителей
«Профилактика конфликтных ситуаций и
работа с ними»
Семинар «Что такое суицид и как с ним
бороться»
классных
12. Индивидуальные консультации классных
«Благоприятный
руководителей
психологический климат в классе»
В течении уч.
года
Сентябрь
октябрь
Январь март
Ноябрь
декабрь
В течении уч.
года
Учителя,
Педагог
психолог
Педагог
психолог
Педагог
психолог
Педагог
психолог
Педагог –
психолог
Педагог –
психолог
13.
Родительский лекторий:
По плану, по Соц. Педагог
Родители
возрастные психологопедагогические
особенности (младший школьник, подросток,
старший школьник)
наказание и поощрение
психологические особенности периода
адаптации, формы родительской помощи и
поддержки
запросу
Педагог
психолог
шаги общения
признаки,
мотивы,
суицида
профилактика
трудный возраст
головная ответственность родителей и
несовершеннолетних
как помочь ребенку при подготовке к
экзаменам и др.
14. Индивидуальные консультации для родителей по плану, по
запросу
Кл.
руководители,
Педагог
психолог
Диагностика психологического климата в
коллективе
Диагностика
В течении года Кл.
15.
16.
руководитель
Педагог
психолог
Педагог
психолог
Выявление детей группы риска. (Методика
первичной диагностики и выявление детей
«группы риска» модификация М.И. Рожков) 7
9 класс
Январь
17. Исследование уровня адаптации
18. Опросник «Родительского отношения»
(А.Варга, В.Столин)
По плану
По запросу
Педагог –
психолог
Кл.
руководитель
Педагог
психолог
Субъектами взаимодействия школы по профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних являются:
1. Департамент образования и молодёжной политики;
2. КЦСОН «Забота»;
3. Учреждения дополнительного образования;
4. Учреждения культуры;
5. Поселковая амбулатория
6. Поселковский Храм
Критерии отслеживания эффективности программы:
1. Появление у «детей «группы риска» устойчивых изменений. 2. Уменьшение количества детей, состоящих в «группе риска».
3. Отсутствие попыток суицида у несовершеннолетних.
Литература
1 Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2 Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный
психолог, 2006, №10.
3 Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный
психолог, 2005, №5.
4 Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам //
Школьный психолог, 2007, №4 (16).
5 Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся
10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа
жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
6 Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы
проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный
психолог, 2005, №2
7 Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов
среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог,
2006, №15.
8 Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10,
12, 16, 19.
9 Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
10 Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы
риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
11 Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
12 Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
13 Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.:
А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
14 Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые
играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
15 Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный
психолог, 2005, №2, 3, 4
16 Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С
– П , 2006. – 176 с.
17 Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный
психолог, 2004, №40, 41, 42.
18 Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
19 Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции
эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
20 Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 1112 лет // Школьный
психолог, 2002, №11.
21 Электронный
вариант
журнала
«Школьный
психолог»
(ШП)
http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Комплексная программа "Доверие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.