Комплексно - целевая программа «Сигнал SOS в мире детства»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена комплексно - целевая программа «Сигнал SOS в мире детства». Предназначена для социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Может быть полезна для заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя Цель:профилактика социально негативных явлений путем реализации психолого-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.Цель:профилактика социально негативных явлений путем реализации психолого-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.
Иконка файла материала 1730284656.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 21  г. Южно­Сахалинска Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»                                              Комплексно ­ целевая  программа   «Сигнал SOS в мире детства».   Автор ­ составитель: Шаврина Ирина   Владимировна      заместитель директора  по воспитательной работе/ учитель начальных классов г. Южно­Сахалинск, Сахалинская область                                      г. Южно­Сахалинск 2015 г.  «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»Паспорт программы 1.Наименование программы «Профилактика  беспризорности, безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних» 2. Нормативная  база 3. Цель  4. Задачи 1)      Конституция Российской Федерации 2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений» 3) Федеральный Закон РФ «Об образовании»  4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав  ребенка в РФ» Профилактика социально негативных явлений путем  реализации психолого­педагогической поддержки семьям и  детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для  своевременного осуществления комплекса мер, способных  оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.          Программа направлена на решение следующих задач: ­обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального  образования ­ в целях предупреждения правонарушений, безнадзорности и  беспризорности несовершеннолетних совершенствовать формы,  методы и средства профилактической работы с детьми ­ воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и  продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой  ситуации ­ индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом  педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих  семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон,  которые затем учитывать в процессе работы с ними ­ выявление и пресечение фактов вовлечения  несовершеннолетних в совершение преступлений и  антиобщественных действий ­обеспечить  системный подход к созданию здоровьесберегающей  среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих  сохранение и укрепление физического и психического  здоровья младших школьников, пропагандировать здоровый  образ жизни ­ охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.5. Сроки  реализации 6. Ожидаемые  результаты 2015­2018годы Реализация мероприятий, предусмотренных программой,  предполагают ­ вовлечение всех субъектов образовательного процесса,  общественности  в решение  проблем социально негативных  явлений и сохранения, укрепления здоровья детей ­ положительная динамика показателей здоровья участников  образовательного процесса, расширение и углубление  теоретических знаний учащихся в области здорового образа  жизни  ­ повысить эффективность социально­реабилитационной  работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной  ситуации, а также совершающими противоправные действия  ­ улучшить взаимодействие органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и правонарушений  ­ создать условия для дальнейшего снижения числа  правонарушений и преступлений, совершаемых  несовершеннолетними  ­ улучшение результатов образовательной деятельности. 7. Разработчик  программы  Зам. директора по ВР МБОУ «НОШ № 21» г. Южно­ Сахалинска,  Шаврина Ирина Владимировна     I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решенияНа современном этапе общественного развития  главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.  На начальном этапе особое   место занимает  социальное сопровождение ребенка   в   процессе   обучения   и   воспитания   в   соответствии   с   его индивидуальными   запросами,   целями   и   задачами,   ориентированное   на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения, обеспечение   охраны   его   здоровья   и   жизни,   установление   гуманных нравственно   здоровых   отношений   в   социальной   среде,   что   и   послужило основой   разработки   программы   по   профилактике   безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.  Из   года   в   год   увеличивается   число   родителей,   не   исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Характер   преступности   обусловлен   социальной   нестабильностью ситуации   во   многих   семьях,   отсутствием   материальных   средств   и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:  ­   социально­экономические   факторы   (низкий   материальный   уровень жизни   семьи,   нерегулярные   доходы,   плохие   жилищные   условия,   либо   их полное отсутствие);  ­   медико­социальные   факторы   (экономически   неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно­ гигиеническими требованиями);  ­ социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи   с   несовершеннолетними   родителями,   семьи   с   повторным   браком   и сводными детьми);  ­   социально­психологические   факторы   (семьи   с   деструктивными эмоциально­конфликтными   отношениями   супругов,   родителей,   детей, педагогической   несостоятельности   родителей   и   их   низким общеобразовательным   уровнем,   деформированными   ценностными ориентациями);  ­   криминальные   факторы   (алкоголизм,   наркомания,   аморальный   и паразитический  образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры). Наличие   того   или   иного   фактора   социального   риска   в   большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного   внимания   всех   субъектов   профилактики.   Остается   высоким количество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы попрофилактике   безнадзорности, несовершеннолетних.    беспризорности   и   правонарушений Для   целей   настоящей   Программы   применяются   следующие   основные II. Цели и задачи программы. понятия: несовершеннолетний ­ лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный ­ несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует   вследствие   неисполнения   или   ненадлежащего   исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный ­ безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, ­ лицо,   которое   вследствие   безнадзорности   или   беспризорности   находится   в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; антиобщественные   действия   ­   действия   несовершеннолетнего, выражающиеся   в   бродяжничестве   или   попрошайничестве,   а   также   иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; семья, находящаяся в социально опасном положении, ­ семья, имеющая детей,   находящихся   в   социально   опасном   положении,   а   также   семья,   где родители   или   иные   законные   представители   несовершеннолетних   не исполняют   своих   обязанностей   по   их   воспитанию,   обучению   и   (или) содержанию   и   (или)   отрицательно   влияют   на   их   поведение   либо   жестоко обращаются с ними; группа   социального   риска   ­   любое   социальное   сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних; индивидуальная   профилактическая   работа   ­   деятельность   по своевременному   выявлению   несовершеннолетних   и   семей,   находящихся   в социально   опасном   положении,   а   также   по   их   социально­педагогической реабилитации   и (или)   предупреждению   совершения   ими   правонарушений   и антиобщественных действий; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ­ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,   правонарушениям   и   антиобщественным   действиям несовершеннолетних,   осуществляемых   в   совокупности   с   индивидуальной профилактической   работой   с   несовершеннолетними   и   семьями, находящимися в социально опасном положении.Целью программы:  профилактика социально негативных явлений путем реализации   психолого­педагогической   поддержки   семьям   и   детям, оказавшихся   в   сложной   социальной   ситуации,   для   своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка. Программа направлена на решение следующих задач: ­обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального образования ­   в   целях   предупреждения   правонарушений,  безнадзорности   и беспризорности   несовершеннолетних  совершенствовать   формы,   методы   и средства профилактической работы с детьми ­ воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой ситуации ­ индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании;  определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними ­   выявление   и   пресечение   фактов   вовлечения   несовершеннолетних   в совершение преступлений и антиобщественных действий ­обеспечить     системный   подход   к   созданию   здоровьесберегающей среды,   способствующей   формированию   личностных   ориентиров   и   норм поведения,   обеспечивающих   сохранение   и   укрепление   физического   и психического   здоровья   младших   школьников,   пропагандировать  здоровый образ жизни ­ охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка  Мероприятия по реализации программы 1. Обновление   информации   о   социуме,   корректировка   карт   «Анализ  I. Организационные   мероприятия: социума» Сентябрь Ионова Е. П. 2. Изучение психо – медико – педагогических особенностей детей и анализ полученных результатов динамики развития ребёнка:  наблюдение в урочное и внеурочное время;  изучение   качеств   личности   первоклассников   и   оказание   помощи   в школьной адаптации; 3. Продолжить   работу   кабинета   «Доверия»   в   целях   оказания своевременной   психолого   –   педагогической   помощи   ребёнку   и родителям. Сай Я. М., Ионова Е. С. в теч. года.4. Разработка индивидуальных коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности:  работа с дивиантными детьми;  еженедельная   работа   с   учащимися,   состоящими   на   внутришкольном учёте;  проведение профилактической работы через встречи с представителями ОДН по детской безнадзорности, экстремистской деятельности;  цикл бесед по охране здоровья (психотерапевт, педиатр, ГИБДД) В течение года Шаврина И.В. 7. Работа   Совета   по   профилактике   правонарушений   и   преступлений несовершеннолетних. План прилагается В теч. года Шаврина И. В. 8. Организация летнего отдыха детей всех категорий семей. 9. Осуществление контроля за занятостью детей в каникулярный период. Май – Август Шаврина И.В. В теч. года Шаврина И. В.      10. Организация и проведение социальных акций:               Сентябрь – Месячник безопасности (по отдельному плану)               Октябрь ­ Помоги ближнему, акция милосердия по сбору вещей зимнее­летнего межсезонья.               Ноябрь ­ Месячник здоровья «Будь здоров»                          Декабрь­Акция «Доброе сердце»               Январь ­  Дни толерантности                            Февраль – Месячник оборонно­массовой работы (по отдельному плану)               Март – Благотворительный концерт               Апрель­ Месячник «Помоги природе»               Май – Акция  «Ветеран живет рядом»               Июнь ­ День защиты детей                II. Учебно – методическая работа: 1. Оказание методической помощи классным руководителям и молодым специалистам в работе с проблемными детьми и семьями. В теч. года Ионова Е. С. 2. Профилактика детской безнадзорности и неуспеваемости через  школьный Совет профилактики.  3. Консультации   для   классных   руководителей   в   работе   с дезадаптированными детьми и диагностические обследования условий жизни детей и неблагополучных семей.4. Проведение консультаций для классных руководителей 1­4 классов: В теч. года зам. директора Шаврина И. В., Ионова Е. С. Сентябрь Изучение   социального   состава   семей,   выявление   соц.   запущенных детей, неблагополучных семей, детей – сирот, инвалидов, подопечных, семей   малоимущих,   многодетных,   неполных.   Диагностика   и   анализ социума (работа с картами) Октябрь Предупреждение дорожно – транспортного травматизма. Роль   классного   руководителя   в   работе   с   детьми,   склонных   к бродяжничеству. Ноябрь        Проведение месячника «Быть здоровым» и профилактика ЗОЖ. Декабрь Индивидуальный   подход   к   работе   с   детьми   –   инвалидами   и подопечными.  Январь Работа с дезадаптированными детьми и неблагополучными семьями. Февраль Работа   классного   руководителя   с   проблемными   семьями   по предупреждению детской безнадзорности. Март Проведение Всероссийской акции «Мы готовы к ГТО», посвященной Всемирному дню здоровья. Апрель Рекомендации   классным   руководителям   по   предупреждению неуспеваемости и оказанию помощи дезадаптированным детям в учебно – воспитательном процессе. Май Роль классного руководителя в организации летней оздоровительной компании. III. Работа с семьёй. родителей. Повышение педагогически – воспитательной культуры 1. Продолжить работу по изучению социальных проблем каждой семьи. 2. Координировать работу по социальной защите детей из всех типов семей с ИДН, органом опеки и попечительства, социальными службами города. 3. Продолжить изучать социально – бытовые условия семей, требующих внимания.   Работа   с   картами   анализа   социума   с   индивидуальными картами.4. Работа   с   неблагополучными   семьями   через   школьный   Совет профилактики, консультации, посещения на дому, изучение социально­ бытовых условий семьи. 5. Работа кабинета «Доверия» (Сай Я. М.). 6. Проведение благотворительных акций по оказанию помощи малоимущим семьям. 7. Привлекать родителей для разъяснения правил поведения детей в школе, общественных местах, дома по предупреждению детского травматизма и на   своём   примере   пропагандировать   ЗОЖ   и   обеспечение   безопасного движения детей в школу и обратно. 8. Проведение   консультаций   для   родителей   и   опекунов   по   вопросам воспитания детей. 9. Привлекать   родителей   к   реализации   программы   по   профилактике антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией и токсикоманией, экстремистской деятельностью. 10.Участие в организации классных и школьных родительских собраний по созданию благоприятных условий для развития ребёнка: Сентябрь Режим работы школы в новом учебном году. Ребёнок пришёл в школу.(1кл.) Информация   для   родителей   по   статьям   закона   №52   «О некоторых   мерах   по   защите   прав   и   законных   интересов несовершеннолетних» Ноябрь   Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.              Устав школы. Способности и интересы детей. Занятость во внеурочное время (представления кружков по интересам, клубов, спортивных секций). Март          Детская безнадзорность, к чему она ведёт  (по статьям ФЗ №120 РФ).                     Недопущение распространения религиозного экстремизма. Май Как организовать детский отдых и лечение в летний период. 11.Правовая пропаганда: Октябрь     Месячник профилактики пагубных привычек «Будь здоров» Ноябрь Декабрь Апрель Здоровый образ жизни в семье. Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей. Устав школы. Детская безнадзорность, к чему она ведёт. Обязанности родителей по осуществлению контроля за  занятостью детей во внеурочное и вечернее время.Шаврина И. В Ионова Е. С. Сай Я. М.Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях Темы Ответственные Законы   воспитания   в   семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье. Как   научить   сына   или   дочь говорить «нет»? Детская агрессивность, ее причины и последствия. Свободное время — для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок Конфликты   с   собственным ребенком и пути их разрешения. Как научиться быть ответственным за свои поступки? Закон и ответственность. классный  руководитель Класс ы 1 2 3 4 5 6 7 8 Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года Классы  1 класс Знать: Знания, умения, навыки  правила поведения в школе  название государства и государственную символику   законы класса  правила личной безопасности Уметь:  соблюдать правила поведения в школе  выполнять законы класса  соблюдать безопасность на улице 2 класс Знать:  какого человека называют гражданином  качества человека, необходимые достойному гражданину  основные обязанности и права ученика  правила поведения в общественных местах, дома, в школе3 класс Уметь:  различать   хорошие   и   плохие   поступки,   добро   и   зло   в повседневной жизни  высказывать негативное отношение к плохим поступкам Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях Знать:  что такое закон  как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина  какие поступки нарушают устав школы  какие   правила   поведения   надо   соблюдать   на   железной дороге  Уметь:     дисциплинированно вести себя на железной дороге  соотносить моральные нормы с повседневным поведением 4 класс Знать:  элементарные права людей  какие   правонарушения   и   преступления   может   совершить   представления   о   юридической школьник  первоначальные ответственности  Уметь:  уважать людей  бережно относиться к своему и чужому имуществу Планируемые результаты 1 блок 2 блок 3 блок 4 блок  разработать   комплекс   мероприятий,   необходимых   для профилактики правонарушений  создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»  получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи  получение   информации   о   «вредных»   привычках   учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи  получение информации о состоянии здоровья учащихся  сформировать у учащихся образ жизни  сформировать жизненную позицию ребёнка  создание приоритетного родительского воспитания  организация педагогического просвещения родителей построение демократической системы отношений детей и взрослых Критерии отслеживания эффективности программы Отслеживание эффективности всей программы Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы Конечный результат реализации программы  положительная   динамика   изменения количества семей, состоящих на учёте в ПДН   уменьшение количества детей «группы риска»  уменьшение   количества   причин,   по которым   дети   попадают   в   «группу риска» проведение анкетирования, опросов участников   (учащихся,   родителей)   с целью   отслеживания   эффективности, проводимых   мероприятий,   динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня   и   степени   добровольной вовлечённости   родителей   и   учащихся   в мероприятия  положительная   динамика   состояния правонарушений детей,   создание     условий   для   обеспечения защиты   их   прав,   социальной реабилитации и адаптации в обществе,   стабилизация   числа   безнадзорных детей.Используемая литература 1. Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001. 2. Велигородная   В.А.   Классные   часы   по   гражданскому   и   правовому воспитанию. — М., 2006. 3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000. 4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 1­4 классах. Ростов/на Дону, 2006. 5. Журналы:   «Классный   руководитель»,   «Заместитель   директора   по воспитательной работе», «Воспитание школьников». 6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006. 7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001. 8. Правовое воспитание школьников 1­4 классы. — Волгоград, 2005. 9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000. 10.Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого­педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.