Представлена комплексно - целевая программа «Сигнал SOS в мире детства». Предназначена для социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Может быть полезна для заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя
Цель:профилактика социально негативных явлений путем реализации психолого-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.Цель:профилактика социально негативных явлений путем реализации психолого-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 21
г. ЮжноСахалинска
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Комплексно целевая программа
«Сигнал SOS в мире детства».
Автор составитель:
Шаврина Ирина
Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская область
г. ЮжноСахалинск
2015 г.
«Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»Паспорт программы
1.Наименование
программы
«Профилактика беспризорности, безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
2. Нормативная
база
3. Цель
4. Задачи
1) Конституция Российской Федерации
2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений»
3) Федеральный Закон РФ «Об образовании»
4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»
Профилактика социально негативных явлений путем
реализации психологопедагогической поддержки семьям и
детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для
своевременного осуществления комплекса мер, способных
оздоровить социальную ситуацию развития ребенка.
Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального
образования
в целях предупреждения правонарушений, безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних совершенствовать формы,
методы и средства профилактической работы с детьми
воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и
продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой
ситуации
индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом
педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих
семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон,
которые затем учитывать в процессе работы с ними
выявление и пресечение фактов вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественных действий
обеспечить системный подход к созданию
здоровьесберегающей среды, способствующей формированию
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья младших школьников, пропагандировать здоровый
образ жизни
охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.5. Сроки
реализации
6. Ожидаемые
результаты
20152018годы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой,
предполагают
вовлечение всех субъектов образовательного процесса,
общественности в решение проблем социально негативных
явлений и сохранения, укрепления здоровья детей
положительная динамика показателей здоровья участников
образовательного процесса, расширение и углубление
теоретических знаний учащихся в области здорового образа
жизни
повысить эффективность социальнореабилитационной
работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной
ситуации, а также совершающими противоправные действия
улучшить взаимодействие органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
создать условия для дальнейшего снижения числа
правонарушений и преступлений, совершаемых
несовершеннолетними
улучшение результатов образовательной деятельности.
7. Разработчик
программы
Зам. директора по ВР МБОУ «НОШ № 21» г. Южно
Сахалинска, Шаврина Ирина Владимировна
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решенияНа современном этапе общественного развития главное значение имеет
формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности.
Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего
детства при современных усилиях школы и семьи.
На начальном этапе особое место занимает социальное сопровождение
ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его
индивидуальными запросами, целями и задачами, ориентированное на
создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения,
обеспечение охраны его здоровья и жизни, установление гуманных
нравственно здоровых отношений в социальной среде, что и послужило
основой разработки программы по профилактике безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих
должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью
ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и
возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе
«риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
социальноэкономические факторы (низкий материальный уровень
жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их
полное отсутствие);
медикосоциальные факторы (экономически неблагоприятные
условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно
гигиеническими требованиями);
социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная,
семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и
сводными детьми);
социальнопсихологические факторы (семьи с деструктивными
эмоциальноконфликтными отношениями супругов, родителей, детей,
педагогической несостоятельности родителей и их низким
общеобразовательным уровнем,
деформированными ценностными
ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и
паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих
нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве
означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают
беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе
повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким
количество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих
преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации.
Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы попрофилактике безнадзорности,
несовершеннолетних.
беспризорности и правонарушений
Для целей настоящей Программы применяются следующие основные
II. Цели и задачи программы.
понятия:
несовершеннолетний лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)
места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,
лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия действия несовершеннолетнего,
выражающиеся в бродяжничестве или попрошайничестве, а также иные
действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, имеющая
детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где
родители или иные законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)
содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;
группа социального риска любое социальное сообщество,
способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного
поведения несовершеннолетних;
индивидуальная профилактическая работа деятельность по
своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической
реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и
антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении.Целью программы: профилактика социально негативных явлений путем
реализации психологопедагогической поддержки семьям и детям,
оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного
осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию
развития ребенка.
Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального образования
в целях предупреждения правонарушений,
безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних совершенствовать формы, методы и
средства профилактической работы с детьми
воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить
работу по привитию адекватного поведения в любой ситуации
индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом
внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение
позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с
ними
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий
обеспечить
системный подход к созданию здоровьесберегающей
среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья младших школьников, пропагандировать здоровый
образ жизни
охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка
Мероприятия по реализации программы
1. Обновление информации о социуме, корректировка карт «Анализ
I. Организационные мероприятия:
социума»
Сентябрь Ионова Е. П.
2. Изучение психо – медико – педагогических особенностей детей и анализ
полученных результатов динамики развития ребёнка:
наблюдение в урочное и внеурочное время;
изучение качеств личности первоклассников и оказание помощи в
школьной адаптации;
3. Продолжить работу кабинета «Доверия» в целях оказания
своевременной психолого – педагогической помощи ребёнку и
родителям.
Сай Я. М., Ионова Е. С. в теч. года.4. Разработка индивидуальных коррекционных программ с целью решения
проблем, связанных с социализацией личности:
работа с дивиантными детьми;
еженедельная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном
учёте;
проведение профилактической работы через встречи с представителями
ОДН по детской безнадзорности, экстремистской деятельности;
цикл бесед по охране здоровья (психотерапевт, педиатр, ГИБДД)
В течение года Шаврина И.В.
7. Работа Совета по профилактике правонарушений и преступлений
несовершеннолетних.
План прилагается
В теч. года Шаврина И. В.
8. Организация летнего отдыха детей всех категорий семей.
9. Осуществление контроля за занятостью детей в каникулярный период.
Май – Август Шаврина И.В.
В теч. года Шаврина И. В.
10. Организация и проведение социальных акций:
Сентябрь – Месячник безопасности (по отдельному плану)
Октябрь Помоги ближнему, акция милосердия по сбору
вещей зимнеелетнего межсезонья.
Ноябрь Месячник здоровья «Будь здоров»
ДекабрьАкция «Доброе сердце»
Январь Дни толерантности
Февраль – Месячник оборонномассовой работы (по
отдельному плану)
Март – Благотворительный концерт
Апрель Месячник «Помоги природе»
Май – Акция «Ветеран живет рядом»
Июнь День защиты детей
II.
Учебно – методическая работа:
1. Оказание методической помощи классным руководителям и молодым
специалистам в работе с проблемными детьми и семьями.
В теч. года Ионова Е. С.
2. Профилактика детской безнадзорности и неуспеваемости через
школьный Совет профилактики.
3. Консультации для классных руководителей в работе с
дезадаптированными детьми и диагностические обследования условий
жизни детей и неблагополучных семей.4. Проведение консультаций для классных руководителей 14 классов:
В теч. года зам. директора Шаврина И. В., Ионова Е. С.
Сентябрь
Изучение социального состава семей, выявление соц. запущенных
детей, неблагополучных семей, детей – сирот, инвалидов, подопечных,
семей малоимущих, многодетных, неполных. Диагностика и анализ
социума (работа с картами)
Октябрь
Предупреждение дорожно – транспортного травматизма.
Роль классного руководителя в работе с детьми, склонных к
бродяжничеству.
Ноябрь
Проведение месячника «Быть здоровым» и профилактика ЗОЖ.
Декабрь
Индивидуальный подход к работе с детьми – инвалидами и
подопечными.
Январь
Работа с дезадаптированными детьми и неблагополучными семьями.
Февраль
Работа классного руководителя с проблемными семьями по
предупреждению детской безнадзорности.
Март
Проведение Всероссийской акции «Мы готовы к ГТО», посвященной
Всемирному дню здоровья.
Апрель
Рекомендации классным руководителям по предупреждению
неуспеваемости и оказанию помощи дезадаптированным детям в учебно –
воспитательном процессе.
Май
Роль классного руководителя в организации летней оздоровительной
компании.
III. Работа с семьёй.
родителей.
Повышение педагогически – воспитательной культуры
1. Продолжить работу по изучению социальных проблем каждой семьи.
2. Координировать работу по социальной защите детей из всех типов семей
с ИДН, органом опеки и попечительства, социальными службами города.
3. Продолжить изучать социально – бытовые условия семей, требующих
внимания. Работа с картами анализа социума с индивидуальными
картами.4. Работа с неблагополучными семьями через школьный Совет
профилактики, консультации, посещения на дому, изучение социально
бытовых условий семьи.
5. Работа кабинета «Доверия» (Сай Я. М.).
6. Проведение благотворительных акций по оказанию помощи малоимущим
семьям.
7. Привлекать родителей для разъяснения правил поведения детей в школе,
общественных местах, дома по предупреждению детского травматизма и
на своём примере пропагандировать ЗОЖ и обеспечение безопасного
движения детей в школу и обратно.
8. Проведение консультаций для родителей и опекунов по вопросам
воспитания детей.
9. Привлекать родителей к реализации программы по профилактике
антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией
и токсикоманией, экстремистской деятельностью.
10.Участие в организации классных и школьных родительских собраний по
созданию благоприятных условий для развития ребёнка:
Сентябрь Режим работы школы в новом учебном году.
Ребёнок пришёл в школу.(1кл.)
Информация для родителей по статьям закона №52 «О
некоторых мерах по защите прав и законных интересов
несовершеннолетних»
Ноябрь Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.
Устав школы.
Способности и интересы детей.
Занятость во внеурочное время (представления кружков по
интересам, клубов, спортивных секций).
Март Детская безнадзорность, к чему она ведёт
(по статьям ФЗ №120 РФ).
Недопущение распространения религиозного экстремизма.
Май
Как организовать детский отдых и лечение в летний период.
11.Правовая пропаганда:
Октябрь Месячник профилактики пагубных привычек «Будь здоров»
Ноябрь
Декабрь
Апрель
Здоровый образ жизни в семье.
Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.
Устав школы.
Детская безнадзорность, к чему она ведёт.
Обязанности родителей по осуществлению контроля за
занятостью детей во внеурочное и вечернее время.Шаврина И. В
Ионова Е. С.
Сай Я. М.Тематика лекций для родителей на классных родительских
собраниях
Темы
Ответственные
Законы воспитания в семье.
Какими им быть?
Воспитание ненасилием в семье.
Как научить сына или дочь
говорить «нет»?
Детская агрессивность, ее причины
и последствия.
Свободное время — для души и с
пользой, или чем занят ваш ребенок
Конфликты
с
собственным
ребенком и пути их разрешения.
Как научиться быть ответственным
за свои поступки?
Закон и ответственность.
классный руководитель
Класс
ы
1
2
3
4
5
6
7
8
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к
концу каждого учебного года
Классы
1 класс
Знать:
Знания, умения, навыки
правила поведения в школе
название государства и государственную символику
законы класса
правила личной безопасности
Уметь:
соблюдать правила поведения в школе
выполнять законы класса
соблюдать безопасность на улице
2 класс
Знать:
какого человека называют гражданином
качества человека, необходимые достойному гражданину
основные обязанности и права ученика
правила поведения в общественных местах, дома, в школе3 класс
Уметь:
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в
повседневной жизни
высказывать негативное отношение к плохим поступкам
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в
разных ситуациях
Знать:
что такое закон
как называется основной закон государства, как называется
основной документ гражданина
какие поступки нарушают устав школы
какие правила поведения надо соблюдать на железной
дороге
Уметь:
дисциплинированно вести себя на железной дороге
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
4 класс
Знать:
элементарные права людей
какие правонарушения и преступления может совершить
представления о юридической
школьник
первоначальные
ответственности
Уметь:
уважать людей
бережно относиться к своему и чужому имуществу
Планируемые результаты
1
блок
2
блок
3
блок
4
блок
разработать комплекс мероприятий,
необходимых для
профилактики правонарушений
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск
взаимодействия школы и семьи
получение информации о «вредных» привычках учащихся,
необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
получение информации о состоянии здоровья учащихся
сформировать у учащихся образ жизни
сформировать жизненную позицию ребёнка
создание приоритетного родительского воспитания
организация педагогического просвещения родителей построение демократической системы отношений детей и взрослых
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей
программы
Отслеживание эффективности
каждого проводимого мероприятия
программы
Конечный результат реализации
программы
положительная динамика изменения
количества семей, состоящих на учёте
в ПДН
уменьшение количества детей «группы
риска»
уменьшение количества причин, по
которым дети попадают в «группу
риска»
проведение анкетирования, опросов
участников (учащихся, родителей) с
целью отслеживания эффективности,
проводимых мероприятий,
динамики
осознания проблемы и отношения к ней,
уровня и степени добровольной
вовлечённости родителей и учащихся в
мероприятия
положительная динамика состояния
правонарушений детей,
создание условий для обеспечения
защиты их прав,
социальной
реабилитации и адаптации в обществе,
стабилизация числа безнадзорных
детей.Используемая литература
1. Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому
воспитанию. — М., 2006.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н.
Степанова. — М., 2000.
4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 14 классах. Ростов/на Дону, 2006.
5. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по
воспитательной работе», «Воспитание школьников».
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
8. Правовое воспитание школьников 14 классы. — Волгоград, 2005.
9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
10.Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психологопедагогическая работа в
кризисных ситуациях. — М.