Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)
Оценка 4.7

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
27.02.2018
Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)
С помощью детских книг на уроке литературного чтения ученики путешествуют по волшебному миру сказок. Во время разминки дети отгадывают сказочных героев, учатся различать виды сказок , повторяют структуру сказок. На уроке дети играют в дидактические игры, закрепляя полученные знания. С помощью пантомимы отгадывают название и героев сказок. Для снятия усталости исполняют небольшие музыкальные фрагменты из мультфильмов.
Литературное чтение 3 класс.docx
Литературное чтение (3 класс) Тема: Конкурс юных сказочников «Жили­были…» (сочиняем сказки сами) Цель: привитие интереса и любви к книгам Задачи: 1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого  интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок,  отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу  по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить  главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой. 2. Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение,  выразительность речи, движений, использую актерские средства  (перевоплощение в героев). 3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности  и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета  в общении, формировать навыки работы в группе. Оборудование: плакаты с изображением яблоньки, сказочных домиков,  рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных типов,  карточки с заданиями, книги русских народных сказок.     1. Организационный момент Ход  мероприятия: Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами. Если у вас есть животные, погладьте себя по голове. Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши. Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу быть  активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать  полными ответами. 2. Объявление темы  — Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь,  ответьте на вопрос: «Как называют человека, который рассказывает сказки?»  (Сказочник, сказочница). — На доске находится сказочное дерево, но показать вам я его не могу, так  как  нам помешали злые силы. Его заколдовала злая Баба­Яга. Откроется оно  только тогда, когда вы пройдете испытания. — Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой­злодей, но есть  и помощник. Наш помощник прислал нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Что это за предмет? Это книга. Кто на все вопросы нам ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга — лучший спутник наш и друг! К сегодняшнему уроку вы принесли различные книги русских народных  сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте  рассмотрим некоторые из них. — Именно книга поможет нам преодолеть испытания. 3. «Разминка» Голова его набита опилками (Вини Пух). Девочка — кукла, волосы которой были необычно голубого цвета.  (Мальвина). Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга). Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший). Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной). Хозяйка болота? (Кикимора). Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка). Музыкант из Цветочного города? (Гусля). Художник из цветочного города? (Тюбик). Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу). Лиса — спутница кота Базилио. (Алиса). Мальчик — у которого самый лучший в мире друг. (Малыш). Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля). Крокодил, друг Чебурашки. (Гена). Кто такой дядя Федор? (Мальчик). Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло). Крыса старухи Шапокляк. (Лариска). Пантера, друг Маугли. (Багира). Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка). Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки  Шарля Перро (Кот в сапогах) Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино). Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила). Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка). 4. Информация о сказках Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы.  А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим  народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал  ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что­то свое. Если сказка  оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так  сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ  вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится  в пословице: «Сказка — ложь, да в ней…." Продолжите (намек, добрым  молодцам урок). — Какие бывают сказки? (Литературные и народные) — А как различить литературную сказку и народную? 5. Д/и «Отгадай­ка». — Ребята, мы уже знаем, что по автору сказки бывают народные и авторские. Соедините название сказки и ее автора. Царевна­лягушка   Муха­Цокотуха    К.И. Чуковский А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке   Русская народная сказка Дюймовочка   Кот в сапогах   Ш.Перро Г.­Х. Андерсен — С чего начинается сказка? (Зачина) — Какие вы знаете зачины? Зачин Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего  братца не стыдятся. Жил­был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок. В некотором царстве, в некотором государстве… Жил­был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки. — Как называется конец сказки? (Концовка) — Какие вы знаете концовки? Концовка Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.   Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе  сытно было. …стали жить­поживать и добра наживать, лиха избывать. И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить. Здесь и сказке конец, а кто слушал — молодец. Тем сказке конец, а мне мёду корец. Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством  до глубокой старости. И стали они жить дружно, в любви и согласии. И стал они жить­поживать да добра наживать. Поехали в своё  государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был  такой, что и теперь помнят. 6. Сказочный переполох — Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините  начало и конец названий сказок. Царевна Иван царевич и Крошечка Финист Жар птица и Кощей Три поросенка Хаврошечка лягушка Бессмертный Серый Волк Ясный сокол Василиса­царевна — Ребята, а какие виды сказок вы знаете? Ученики.       Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны  быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых  описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках  животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки. 7. Работа в группах 1) «Волшебные домики» — В нашем классе появились волшебные домики. (Терем, изба, лесная  избушка) В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут. Задание: поселить сказки и героев сказок в свои домики. (Ученикам даны  названия сказок, записанные на отдельных карточках) 1 домик — Волшебный терем, дворец. («Царевна­Лягушка», «Кощей  Бессмертный», «Волшебное кольцо», «Крошечка­Хаврошечка»). 2 домик — Простая деревянная изба. («Каша из топора»). 3 домик — Лесная избушка. («Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк»). Задание: Распределить сказочных героев в свои домики. (Рисунки  нарисованы учениками). — Почему так распределили сказки, героев? — Потому что сказки можно разделить на 3 группы. Вопросы: Какие сказки живут в тереме? (Волшебные) В избе? (Бытовые) В лесной избушке? (Сказки о животных)    (Таблички с названиями видов сказок) — Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности). 2) Собрать название сказки и соотнести ее с автором: На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.;  Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.) На другой доске расположены на карточках слова: Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная,  рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева. Учитель.       Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия  рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором,  который ее написал. Ответы детей 8. Игра «Чудесный мешочек» 1. Туфелька («Золушка») 2. Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино») 3. Мыло («Мойдодыр») 4. Горошина («Принцесса на горошине») 5. Градусник («Айболит») 6. Яйцо («Курочка Ряба») 7. Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон») 8. Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах») 9. Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь») 10. Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне») 11. Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха») 9. «Птички на страничках» Поведенье птиц порою. Очень трудно объяснить: Кто гнездо на ветках строит, Кто в болоте любит жить. Птицы разные бывают, Сказки, песни населяют, На страницах книг живут, В гости нас к себе зовут… Назовите птиц из прочитанных произведений. 1) Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке) 2) Кто помог зайцу выгнать лису из лубяной избушки? (Петух) 3) В кого заколдовала колдунья принцессу в сказке «Карлик Нос»? (Гусыню) 4) Главная героиня рассказа Д.Мамина­Сибиряка «Серая Шейка»? (Утка) 5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедя) 6) Кто отвечал на стук в дверь: «Кто там?» (Галчонок) 7) С какими птицами летала лягушка­путешественница? (С утками) 8) Какими птицами мерили Удава? (Попугаями) 9) Под чьим крылом пряталась смерть Кощея? (Утки) 10. Театральная дорожка Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия  из сказки, а другие команды отгадать название сказки. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь.  И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.  («По щучьему веленью») 11. «Музыкальная шкатулка» — Все мы знаем что музыка, песни, пляски были всегда… В горестях  и в радостях помогала песня народу… Задание: угадай по песне — сказку. Песни: 1) Песня Красной Шапочки из сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро. 2) Песня волка и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» (Русская  народная). 3) Песня бродячих музыкантов из сказки «Бременские музыканты» Бр. Гримм. 4) Песня Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все, все, все» А. Милн. 5) Песня Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро. 12.  Итог урока — Понравился урок? Что особенно понравилось? — Удалось вам разобраться в тайнах сказок? — Что нового открыли для себя? 13. Рефлексия — Все испытания успешно пройдены. Теперь вы можете увидеть, какое  дерево пряталось на доске. (Яблонька) — В каких сказках мы встречались с яблонькой? — Но она какая­то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.  У каждого есть 3 яблока: красное, желтое и зеленое. — Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили,  хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки — прикрепите красное  яблоко. — Если не все пока удалось, есть какие­то проблемы, что­то не получается — желтое. — Если вам было сложно разобраться, есть трудности — зеленое, надо  немного созреть.        14. Домашнее задание по карточкам Жилище Бабы­Яги? (Избушка) Второе название скатерти? (Самобранка) Аппарат, в котором Баба­Яга совершает свои полеты? (Ступа) Сколько голов у Горыныча? Исправьте ошибки в названиях сказок: «Коробок», «Кепка», «Петушок — золотой пастушок», «Царевна­индюшка» Ошибки в прозвищах героев: — Кощей Бесстрашный, — Крошечка — Горошечка, — Сестрица — Гуленушка, Какие животные — герои сказок спрятались внутри слов? — Василиса, стрекоза, икота, баранка. Вот момент настал прощания. Будет краткой наша речь, Говорим вам: «До свидания!» До счастливых новых встреч!

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)

Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами) (литературное чтение, 3 класс)
Скачать файл