Конспект
Оценка 4.9

Конспект

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
20.01.2021
Конспект
А.А.Фет.docx

Тема: «Душевная красота лирики…». А.А. Фет.

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы и приёмы обучения:

― репродуктивный (слово учителя);

― эвристический (индукция, проблемные вопросы и задания, эвристическая беседа);

― творческое чтение (выразительное чтение, комментарии, сравнение, приёмы активизации художественного восприятия);

― исследовательский (исследовательские задания, устные выступления).

Цели  урока:

1) обучающие: используя  яркие  факты биографии поэта, приблизить обучающихся к его личности, дать представление об  особенностях лирики Фета, выявить импрессионистические черты в стихотворениях А. А. Фета.

2) развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово,

3) воспитательные:  воспитывать у обучающихся  чувство прекрасного.

 

Ход урока

Обучающиеся в ходе урока делают необходимые записи в тетради.

Этап 1. Организационный  момент. Сообщение темы и целей урока.

Преподаватель: Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с судьбой поистине удивительного поэта — А.А. Фета. Запишите в тетради число, тему и эпиграф урока.

Этап 2. Организационно   мотивационный (установка).

Преподаватель: Начать урок хочется с необычного. Мы еще ничего не знаем о жизни и творчестве поэта. Но давайте попытаемся выдвинуть гипотезу о том, каким поэтом  был А. Фет: какие темы для своего творчества избирал, какие образы рисовал, какие чувства выражал в стихотворениях.

Вашему вниманию предлагается романс на стихи А.Фета и несколько отрывков из его стихотворений. Внимательно послушаем их, а затем поделимся друг с другом первыми  впечатлениями о творчестве поэта.

1. Прослушивание романса «На заре ты ее не буди…». Краткий обзор стихотворений. Приложение 1.

Вопрос: О чем эти стихи, каким вы представили себе поэта?

Ответы: А.Фет — яркий, романтичный, тонкий лирик, глубоко чувствует красоту и величие природы, его стихотворения полны любви, нежности, безумства, страсти, восхищения глубиной и чистотой окружающего мира.

Преподаватель. Таким образом, мы «нарисовали» образ тонкого лирика любви и природы, воспевающего вечное и прекрасное. Словом, его поэзия — поэзия души. Интересно при этом, что в жизни А.Фет как раз такому «имиджу» не соответствовал. Жизнь его была далеко не поэтична. О таком несоответствии писал крупнейший дореволюционный исследователь фетовского творчества Д. Дарский: «Одна половина Фета — это самый нежный, самый крылатый, недоступный даже легчайшему прикосновению житейского, ангелоподобный поэт… Другая половина — это великий знаток практической жизни (…). Можно подумать, что сама судьба решила окончательно разъединить эти две половины, наделив одну именем Фета и присвоив другой фамилию Шеншин»[1]. Это несоответствие мы находим и в теме нашего  урока.

Вопрос: Как вы понимаете выражение «проза жизни»?

Ответы: повседневное, однообразное,  будничное существование.

Преподаватель. Цель  нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни поэта, выяснить, в чем заключается драматизм его судьбы, обсудить главные темы его лирики.

Этап 3 Объяснение нового материала.

1. Сообщения о жизни и творчестве А.А. Фета.

Студенты делают записи в тетради в два столбика: жизнь А.А. Фета и творчество поэта.

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий. Все началось в 1820 году, когда в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости. Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение.   А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт.

Когда Афанасию исполнилось 14 лет, мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за два месяца до появления ребенка). Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс: вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало.

Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спро-сить: как называются все страдания,  все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет»[2].

1835-1837 г.г. От греха подальше родители отправили его на учебу в Лифляндию (Эстония), в маленький городок Верро, в немецкий пансион Крюммера, — и не забирали домой даже на каникулы. Здесь он получил неплохое образование. Пишет первые стихи.

1838-1844 г.г. В 1838 году А. Фёт (именно так звучит настоящая фами-лия поэта) поступил в Московский университет. В это время и происходит "рождение поэта"— восемнадцатилетний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон". Эта книга во многом еще ученическая: в ней заметно влияние самых разных, как русских (А.С.Пушкин), так и западных (Гейне, Гете) поэтов (подобный этап проходят все начинающие поэты). Впоследствии А. Фет так и не решится ее переиздать. Но уже здесь, в дебютном лирическом сборнике, виден почерк мастера. После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки"— стали охотно печатать стихотворения молодого поэта. За период с 1841 по 1845 г.г. в них были напечатаны 85 стихотворений. Здесь были также и антологические стихи, и баллады.  Кстати, именно в это время из-за ошибки наборщика появляется у Фёта творческий псевдоним — Фет. Среди этих стихотворений было сти-хотворение "Я пришел к тебе с приветом..." (1843 г.), которое стало "поэтиче-ской декларацией", " лирическим портретом" автора.

2.Чтение стихотворения "Я пришел к тебе с приветом" (читает наизусть обучающийся).

3. Анализ стихотворения.

Вопрос: Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."?

Ответ: любовь, природа.

Вопрос: Какие слова в стихотворении вы можете выделить?

Ответ: привет, солнце, свет, трепет листьев.

Вопрос: Какое настроение они передают?

Ответ: радость, счастье, любовь.

Вопрос: Почему несколько раз повторяется слово «сказать»? Какое это средство выразительности?

Ответ: строфическая анафора.

Преподаватель: Радость, счастье, любовь — это то, о чем пришел "сказать", рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична (не зря Фет своим учителем считал А.С. Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи. "Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни"[3].

Вопрос:  Скажите, как в стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы?

Ответ: они едины.

Преподаватель. Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота — нераздельны.

Вопрос: В чем в последней строке стихотворения любовь и радость ли-рического героя находят свое воплощение?

Ответ: в песне.

Преподаватель: О последних строках стихотворения "...не знаю сам, что буду  петь, но только песня зреет" Л. Н. Толстой сказал: "...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, — а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы"[4].

Таким образом, песня — высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета — музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны.

4. Тема природы в творчестве Фета (запись в тетради).

Преподаватель. Давайте обратимся к темам, заявленным Фетом.

1) чтение стихов наизусть студентами.

2) обсуждение вопросов:

— Какие картины природы рисует поэт, какие предметы описывает?

— Какое время года, суток является любимым?

— Каким настроением проникнуты стихи?

Преподаватель.  Простая неброская русская природа, но она для  поэта источник радости и  вдохновения. Фет всегда точен в изображении времени, времени года, времени суток. Излюбленное время года —весна. С ней связано бурление жизни, торжество ее, пробуждение творческих сил. Любимое время суток — ночь, сумерки, вечер. Время творчества, когда обостряются чувства, ощущения человека.

Необыкновенная зоркость и знание жизни природы. Растения, животные, голоса птиц — этот мир природы живет, дышит, радуется жизни. Природа у Фета «очеловечена» невероятно.

Вопрос:  Как называется этот прием? Приведите примеры из стихотворений.

Ответ: олицетворение.

Примеры:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь.

Робко месяц смотрит в очи...

Преподаватель: Огромное количество олицетворений говорит о том, что в мироощущении поэта все связано и сплетено: человек растворяется в природе, природа наполняется его душой.

 

5. Тема любви в творчестве поэта (запись в тетради).

Сообщение обучающегося: В 1845 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1858 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине».

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце.  В одном из писем другу детства И. Борисову он писал: «Я встретил существо, которое люблю и глубоко уважаю… Но у нее ничего и у меня ничего. Мы бедны оба».

Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую очень  любил. А спустя некоторое время произошла трагедия — Мария Лазич погибла в огне пожара. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло).

Преподаватель: Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти был источником вдохновения, но еще и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах разных лет: «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» (1850 г.), «Ты отстрадала, я еще страдаю» (1878).

6. Чтение наизусть стихотворения « Какое счастие— и ночь …».

Вопрос: Какие выражения и как характеризуют лирического героя?

Ответ:"Какое счастие: и ночь, и мы одни!.. Какая глубина и чистота над нами!..", "О, называй меня безумным!.. О слушай! О пойми!" В риторических восклицаниях поэта слышатся  страстность, искренность, восторженность.

7. Чтение стихов о любви. Приложение 3. Прослушивание цыганского ро-манса «Снова слышу голос твой...»

Выводы: Стихи, посвященные Лазич, — доказательство  того, что время и смерть не убивают любовь, она живет в сердце человека и вызывает к жизни другие прекрасные стихи.

 

Вопрос: Как решает Фет тему творчества?

Ответ: Оно связано с природой и любовью. Призвание поэта — выразить все богатство природы, любви, жизни. Сообщить  миру о красоте, добре, вдохнуть в него живую душу — очеловечить, поделиться своими впечатлениями. И в этом он созвучен с художниками импрессионистами. Как?

8. Сообщение  обучающегося "Характерные признаки импрессионизма как явления искусства"(мини-экскурсия: просмотр картин Моне, Дега, Ренуара, Писсарро, — выставка репродукций картин в  кабинете)

Импрессионизм (от impression — впечатление) — это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особое внимание уделялось передаче цвета и света. Импрессионисты изображали предмет в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет даже не изображался, а фиксировался. Поэты и художники-импрессионисты зорко вглядывались во внешний мир и передавали свои впечатления. "Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей впечатление" (Фет).

В конце жизни Фет написал такие строки:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне.

Так освежительно-радостно мне?

Вот я стою.

Вот я иду.

Словно таинственно речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты - благодатная тайна моя.

Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение

природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное

эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы.

Мир Фета-это особый мир.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

 

Домашнее задание: анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье»; подготовить

выразительное чтение одного из «ночных» стихотворений поэта, определить его цветовую гамму.


 

Тема: «Душевная красота лирики…»

Тема: «Душевная красота лирики…»

Д. Дарский: «Одна половина Фета — это самый нежный, самый крылатый, недоступный даже легчайшему прикосновению житейского, ангелоподобный поэт…

Д. Дарский: «Одна половина Фета — это самый нежный, самый крылатый, недоступный даже легчайшему прикосновению житейского, ангелоподобный поэт…

Впоследствии А. Фет так и не решится ее переиздать

Впоследствии А. Фет так и не решится ее переиздать

Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, — а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы"[4]

Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, — а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы"[4]

Тема любви в творчестве поэта (запись в тетради)

Тема любви в творчестве поэта (запись в тетради)

Вопрос: Как решает Фет тему творчества?

Вопрос: Как решает Фет тему творчества?

Домашнее задание: анализ стихотворения

Домашнее задание: анализ стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021