Дата: 20.01.20г.
Тема № 18: Изображение характера человека: женский образ.
Тип урока: новых знаний.
Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.
Оборудование: гуашь, альбом, кисти, баночки, экран, презентация, ноутбук, проектор; учебники,
Ход :
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
А) работа с образом женщин в худ.литературе;
- Когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда создается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.
- Послушайте отрывки:
Слайд 2 За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
Слайд 3
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Из «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина
- Мы увидели два образа — царицы-мачехи и царевны- лебедь. Обе прекрасны, но красота у них разная. Слайд 4
- Как художник передает столь противоположные
характеры?
- Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный, с
явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)
- Опишите царевну. (Белолица, черноброва, мила, скромна, глаза добрые,
вся она излучает тепло и приветливость.)
- В русских народных сказках, в авторских сказках вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.
Слайд 5-14
Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей сказок.
Б) обзор национальных костюмов;
- Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» – так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.
- Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на иллюстрациях? Назовите их.
- Что тебе понравилось в ансамбле народного женского костюма? Объясни почему.
III. Практическая работа .
А) Задание:
- Изобразить противоположные по характеру сказочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).
- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся).
-
Работа выполняется в цвете, лист располагаем вертикально. Выразительность
образа передается цветовыми отношениями.
- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики
Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, другие – злых персонажей.
- Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.
- Давайте уточним, что изобразим – отгадайте загадки:
· На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
· Между двух светил
Я в середке один. (Нос.)
· Не сеют, не сажают, Сами вырастают! (Волосы.)
· Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)
Б) показ работ детей; Слайд 15-17
Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показывают работы остальным.
Требования к работам:
– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально);
– хорошее владение художественными материалами;
– аккуратность исполнения;
– интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
– завершенность;
– наличие названия.
Общая оценка успешности работы.
Домашнее задание: вспомнить изображения в искусстве противоположных женских образов;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.