Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 "Тополек" муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Конспект НОД
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия
с элементами логоритмики
Старшая группа.
Теме: "Дикие животные"
Учитель-логопед
первой
квалификационной категории
Сапрыкина О.А.
2021 г.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению ОО "Речевое развитие".
Учитель-логопед первой квалификационной категории Сапрыкина Оксана Александровна
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия с элементами логоритмики.
Тема занятия: "Дикие животные"
Возрастная группа: старшая группа. ОНР (2-З уровень).
Вид деятельности: игровая
Цель:
Профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Интеграция образовательных областей: "Познание", ""Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", «Физическое развитие»
Предварительная работа: наблюдения за явлениями в природе, беседы с детьми в НОД и в совместной деятельности с воспитателем, подбор раздаточного материала, загадывание загадок, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: массажные мячики, ИКТ ( голос Медведя, записанный на компьютер ), разрезные картинки –медведь (8 шт.), настенное зеркало, столы, стульчики для детей, сухой бассейн с фасолью, горохом, в нем спрятаны небольшие игрушки - еж, заяц, медведь, лиса, волк, белка, музыкальный материал, (аудиозаписи),гостинец для белочки – грибы на нитке, мнемотаблицы (кисти рук и ног), мяч в виде ореха, сюрприз для детей(сладкие грибочки), в зале- деревья, елки, тропинки, на елке – бусы из ягод и грибов.
Образовательные задачи |
Содержание НОД |
Формы и средства реализации (виды деятельности) |
Планируемые результаты |
Вводный этап Задачи: Привлечь внимание детей к педагогу.
Задачи: Развивать артикуляционную моторику.
Задачи: Формировать умение узнавать предмет по характерным признакам на ощупь. Развивать мелкую моторику рук.
|
Логопед: -Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Но для начала, нам нужно подготовиться. Подойдите все к зеркалу, давайте разомнем наш язычок. Артикуляционная гимнастика: "Дикие животные" "Мишка слизывает мед" Облизывать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизывать верхнюю и нижнюю губы (по кругу). "Зайчик" Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. "Сердитый волк" Нижнюю губу прикусить верхними зубами. "Белочка собирает грибы" (грибы на короткой и длинной ножках) Открывать и закрывать рот, не опуская язык. (или "Белочка цокает" Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки,)
Логопед: Молодцы, ребята! Я, ребята, на прогулку Приглашаю вас пойти. По тропинкам, по дорожкам, По лесу гулять пойдем. Отгадайте, поскорее Мы кого в лесу найдем?
Игра: "Найди на ощупь"
Подойдите ко мне, ребята. Вам нужно на ощупь определить, кто спрятался в сухом бассейне (дикие животные: лиса, заяц, медведь, волк, еж).
Логопед: Молодцы! Ну, а теперь, внимание! Друг за дружкой становитесь, И в дорогу торопитесь!
|
Педагог создает мотивацию на предстоящую деятельность.
Выполнение артикуляционной гимнастики. В игровой форме.
Постановка детей в проблемную ситуацию.
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Воспитанники овладели умением выполнения артикуляционных упражнений . Логопед высказывает одобрение, что дети с радостью откликнулись на задание.
У детей развита познавательная активность
|
Основной этап Задачи: Формировать звуковую культуру речи. Развивать умение координировать речь с движением Развивать мелодико-интонационную и темпо-ритмическую стороны речи.. Формировать у детей умение изображать животного мимикой, жестами, движениями. Задачи: Формировать у детей умения сравнивать и сопоставлять различные образы в своем воображении.
|
Чистоговорки Логопед: Ду-ду-ду –по тропинке я иду! Су-су-су – дикие животные живут в лесу! Су-су-су- и лиса живет в лесу. Сы-сы-сы- не боимся мы лисы.
Давайте изобразим, как ходит лисичка.
Логопед: Ой, ребята, посмотрите, какая – то корзинка стоит. Чтобы узнать, что находится в корзинке, отгадайте загадку: Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. ( Ёжик) Ребята, кто это? (ежик) А это что? (массажные мячики) На кого мячики похожи? (на ежиков). |
Речевые упражнения с жестами и движением
Прослушивание загадки.
|
У детей развита познавательная активность
|
Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук, общую координацию и пластичность движений. Воспитывать внимательность, самостоятельность Задачи: Формировать правильное речевое дыхание. Укреплять защитные силы организма и дыхательную систему ребёнка
|
Массаж пальцев рук массажными мячиками. Логопед: Давайте поиграем с мячиками. Смотрите на меня и повторяйте.
Логопед: Вот мы и отдохнули. Послушайте меня. Еж колючим шариком катится. И показывает нам дорогу. Давайте прокатим наши мячики по тропинке и побежим за ними.
Упражнение на дыхание: -А теперь, остановка! Положите мячики под кустик. Давайте подышим свежим лесным воздухом (вдох носом, выдох через рот). Давайте пофыркаем, как ежики : ф-ф-ф.. Логопед: Молодцы, ребята!
|
Выполнение упражнения с массажными мячиками., Массаж кистей рук. Здоровьесберегающие технологии.
Дыхательная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии.
|
|
|
Мишка-медведь: - О-о-о - (ревет медведь) Кто это ко мне пожаловал? Логопед: - Ребята, чей это голос? (медведя) Логопед: Правильно, это медведь. (если не догадались - загадать загадку: Кто малину всю собрал? Мед у пчелок своровал? (медведь) Логопед: Миша, не сердись, мы выполним все твои задания. Мишка-медведь: -Хорошо, найдете задание рядом с моей берлогой. Логопед: -Давайте, ребята, найдем задание медведя. Вот, оно. "Собери разрезную картинку медведя" (индивидуальные задания для каждого ребенка)
|
|
|
Задачи: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Развивать внимательность, самостоятельность.
|
Логопед: Молодцы! А кто это у вас получился? (медведь) Игра: "Чей, чья, чье?" (чей хвост, чья голова, чье туловище) Логопед: Дима, скажи, чья это голова? (медвежья голова) Логопед: Аня, скажи, чей это хвост ? (медвежий хвост) Логопед: Слава, скажи, чье это туловище? (медвежье туловище) Логопед: Молодцы, ребята! Мишка-медведь: -О-о-о, молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания. Какие же вы умные! Вы гостинец мой возьмите и подружке отнесите. (гостинец – грибы) Логопед: Становитесь все за мной. Давайте пойдем, как медвежата косолапые (со звуком о-о-о) |
Упражнение на составления целого из частей.
Упражнение на развитие речи |
Дети овладели умением работать индивидуально, и выполнять задания педагога Дети овладели умением образовывать притяжательные прилагательные.
У детей развита познавательная активность
|
Задачи: Совершенствовать грамматический строй речи, образование притяжательных прилагательных, развивать зрительное внимание.
Задачи: Формировать у детей умение изображать животного мимикой, жестами, движениями. Развивать эмоциональность, непосредственность детей, раскрепощенность
|
Дети произносят длительно звук: о-о-о.. идут, "как медвежата" Логопед: Вот, мы принесли гостинец - грибочки. Ребята, посмотрите, чьи это запасы? (белочки) Логопед: Да, это белочка запасы сделала. И эти грибочки от медведя тоже для нее. Повесим их на дерево. Логопед: А тут для нас белочка задание оставила на елке. (пиктограммы: кисти рук, ног).
|
|
|
Задачи: Закрепить у детей умение делить слово на слоги с помощью хлопков. Развивать фонематический слух, память, внимание.
|
Игра: "Раздели на слоги" Логопед: Послушайте задание, Нужно слово – Белка - прохлопать по частям (слогам). А затем протопать по частям (слогам) И мы узнаем сколько частей (слогов) в слове –Белка. (два) Логопед: Молодцы, ребята! Белочка для вас приготовила игру с пальчиками. Давайте, поиграем!
|
Упражнение на развитие речи |
|
Задачи: Развивать мелкую моторику, координацию движений ,тактильную чувствительность .Снять психоэмоциональное напряжение у детей.
|
Пальчиковая игра: "Белочка" Логопед: Сидит белка на тележке (руки согнуты в логтях, кулачки сделать) Продает она орешки (кулачки вниз, вверх, вниз, вверх, перед грудью) Кому? Лисичке-сестричке (выпрямить большие пальцы обеих рук) Воробью (выпрямить указательные пальцы) Синичке (выпрямить средние пальцы) Мишке - толстопятому(безымянные пальцы) Заиньке - усатому (мизинцы) Логопед: Ребята, а теперь давайте, потанцуем.
|
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
У воспитанников развита познавательная активность, мелкая моторика пальцев рук
|
Задачи: Закреплять у детей умения изображать диких животных, выполняя имитационные движения в соответствии с харатером музыки. Совершенствовать общую моторику. Способствовать снятию усталости и напряжения. Воспитывать внимательность, самостоятельность.
|
Танец "Зверят" (дети встают вокруг елочки) Логопед: Здорово, ребята, да?
|
|
|
Задачи: Закреплять у детей умение различать и называть детенышей диких животных. Развивать навыки словообразование, словарный запас и мышление.
|
Игра: "У кого кто? "(детеныши животных) (с мячом в виде ореха Логопед: Присаживайтесь на пенечки, поиграем. Я назову животного, а вы с закрытыми глазами вспомните, как называется его детеныш. (логопед катит мяч каждому ребенку по очереди, ребенок с закрытыми глазами говорит детеныша, затем открывает глаза и катит мяч-орех обратно логопеду. Логопед находит игрушку каждого животного: волк, лиса, заяц, еж, белка, медведь) Логопед: Посмотрите и скажите, кто это (дикие животные) Вы должны внимательно на них посмотреть и запомнить, потом закроете глаза и отгадаете, кого не стало.
|
Упражнение на развитие речи |
|
|
Ира на внимание: "Кого не стало?" (убираю медведя) Логопед: Молодцы, правильно отгадали!
|
|
|
|
Упражнение: "Где стоит звук?" Логопед: А скажите, в название какого из этих животных, есть звук В? (ВОЛК) А кто скажет, где стоит звук В в слове волк? (в начале слова) Логопед: Молодцы, ребята! Ребята, а теперь нужно произнести скороговорку.
|
Упражнение на развитие фонематического слуха |
|
|
Скороговорка Серый Зайка, не скучай, С Зойкой в мячик поиграй!
Логопед: Молодцы, ребята! А за то, что вы хорошо произнесли скороговорку, зайчик приготовил для вас игру. Вставайте в круг. Вы будете зайчиками.
|
Упражнение на развитие речи |
|
|
Малоподвижная игра: "Зайчик – побегайчик" (в кругу) Логопед: Под спокойную музыку зайчики прыгают по кругу. На сигнал: "Волк пришел"- зайчики приседают "прячутся под кустиком".
|
|
|
|
Логопед: Отлично поиграли! Ребята, нам нужно возвращать из нашего путешествия. Ребята вспомните, кого мы встретили в лесу? А кто помнит, как фыркает еж? (ф-ф-ф) А медведь? (о-о-о) А какое задание вам больше всего понравилось? Для вас жители леса приготовили сюрприз под елочкой!
|
Ситуативный разговор |
Анализ совместных достижений |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.