Конспект индивидуального
логопедического занятия на тему:
Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа
Цель:
Закрепить навыки различия и правильного
произношения звуков [C] - [Ш] в речи
Задачи:
- закреплять акустико-артикуляторные
характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля
- формировать самоконтроль за речью через
оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
-учить чётко, разграничивать звуки "С"
и "Ш" в любых ситуациях речи
- учить выделять данные звуки в словах
-развивать фонематический слух
- совершенствование умений работы с
деформированным текстом
-развитие мелкой моторики рук
Ход
занятия
1. Организационный момент (перед зеркалом).
"Ну-ка, зеркальце, смотри,
Всё нам верно повтори.
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной"
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Самомассаж.
НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ
Данные упражнения:
• снимают напряжение мышц шеи и плеч;
• вызывают прилив крови к речевым органам;
• являются подготовкой к артикуляционной
гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только
организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ
И ВНИЗ (движения головой вверх и
вниз).
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы
направо и налево):
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам)
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой) .
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами):
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и
назад) —
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.
ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи
назад) -
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.
4. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.
Давай сравним наши звуки, где прячется наш
язычок когда произносит С и Ш
• Давай посвистим как ветерок
"С-с-с-с-с"?
• Где находиться язычок, когда мы произносим
звук (Внизу)
• А теперь пошипим как змейки
"Ш-ш-ш-ш-ш"
• Где находится кончик языка? (Вверху).
• А что нам помогает в образовании этих звуков?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков
участвуют зубы, язычок и ветерок (воздушная струя).
5. Автоматизация звуков "С",
"Ш" в чистоговорках.
Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть
язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты
ровненько)
(Имитация руками «Чашечка») ши-ши-ши - Наши уши
хороши,
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Укусила
нос оса,
(Имитация руками «Чашечка») шу-шу-шу - Я письмо
пишу,
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Уходи
домой, лиса.
6. На что похожи наши буквы (ребенку
показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными)
7. Закончи стихи, правильно подобрав слова,
близкие по звучанию и по смыслу.
Давай повторим вместе.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши…..
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула…..
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на……….
8. Пальчиковая гимнастика «Краб»
ВЕТЕР
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит. Руки стоят на столе,
опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона
пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу
боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные
пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем
волнообразные движения.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы
согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук,
"открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем
движения.
9.«Скажи правильно»
Рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш].
Картинки: солнышко, пастушок, машинист,
шахматист, штангист, сушки.
10.«Посчитай-ка»
Давай посчитаем от одного до шести, используя
названия картинок.
Слова: старушка, пастушок.
11. «Путаница»
А теперь послушай, правильно ли я буду
говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.
• -Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно двойняски
• Лежали на улице свежие доски
На них отдыхали ленивые коски
12.Рассмотри картинки.
Из первых звуков (букв) составь слово,
напечатай его из разрезной азбуки.
• сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас
• шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос
13.Дидактическая игра «4й лишний»
(Вначале выполняем с опорой на презентацию,
а затем только на слух)
• Шапка, шарф, сарафан, шуба.
• Свёкла, апельсин, абрикос, груша.
• Ложка, чашка, шкаф, миска,
• Сапоги,
шуба, маска, квас.
• Собака, кошка, лошадь, лиса.
• Шапка, сапоги, шуба, шорты.
• Сосна, ромашка, осина, берёза.
• Картошка, капуста, груша, кабачок.
Итог занятия:
С какими звуками мы работали?
Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
Конспект индивидуального занятия на тему:
«Дифференциация звуков Ш –Ж». Старшая группа
Цель занятия:
закрепить правильное произношение звуков «Ш –Ж» в двухсложных, трехсложных словах, предложениях; тренировать в определении места звуков «Ш – Ж» в словах; закрепить характеристику звуков «Ш – Ж»; закрепить умение определять количество слогов в совах, состоящих из 1, 2, 3 слогов; учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие.
Оборудование:
предметные картинки со звуками «Ш – Ж», буквы Ш, Ж, карточки – схемы (двух видов), мяч.
Ход занятия.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) «Маляр»,
б) «Чашка за зубами».
2. Речевая зарядка.
ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.
ше – ше - ше – это утка в камыше.
ша – ша – ша – выхожу из камыша.
шу –шу – шу - подхожу я к камышу.
шо – шо – шо – вижу, слышишь хорошо.
жа – жа – жа – тут ежата у ежа.
жу – жу - жу – как-то уж пришел к ежу.
жи – жи – ижи – мне ежаток покажи.
жу – жу – жу – я с ужами не дружу.
3. Пальчиковая гимнастика.
Считаем пальчики на правой, а потом на левой руке.
- Один медвежонок, два медвежонка, три…, четыре…, пять медвежат кашу кушать не хотят!( грозим пальчиком).
Один медвежонок, два…,…, пять медвежат меду хотят!
4. Работа с картинками.
Назови слова и разложи картинки на две колонки «Ш» и «Ж». (желуди, шишки, жуки, шарф, шапка, и т.д.).
5. Назови слова по картинкам и определи место звуков «Ш», «Ж», в словах.
(шмель, ужи, жаба, мышь и т.д.).
6. Физкультминутка.
- Повтори по два слова.
« Кину мячик: раз и два, назову на «Ш» слова: шубка, шапка; мышонок, лягушонок; мальчишка, шишка; бумажка, ромашка; Много Маш, Наташ; Много Саш, Даш.
Назову на «Ж» слова: ежата, медвежата; прыжок, утюжок; ножи, этажи; лежу, хожу».
7. Работа со схемами.
- Выложи схемы звуков. Расскажи про звуки (по картинкам).
Жук
ж – согласный, твердый, звонкий. (Карточки - синий кружок, дерево, колокольчик).
Шапка.
ш – согласный, твердый, глухой. (Карточки – синий кружок, дерево, колокольчик без язычка).
- Сколько слогов в сове «жук»? «шапка»? Скажи ласково «жук – жучок», «шапка шапочка». Сколько слогов в слове «жучок»? «шапочка»?
8. Повтори, отгадай.
«Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?» (весной).
9. Развитие фонематического слуха.
10. Итог занятия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.