Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа
Оценка 4.8

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
10.05.2020
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:  Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа
Цель: Закрепить навыки различия и правильного произношения звуков [C] - [Ш] в речи Задачи: - закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля - формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль -учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи - учить выделять данные звуки в словах -развивать фонематический слух - совершенствование умений работы с деформированным текстом -развитие мелкой моторики рук
Конспект логопедического занятия.doc

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: 
Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа 

Цель: 
Закрепить навыки различия и правильного произношения звуков [C] - [Ш] в речи 
Задачи: 
- закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля 
- формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль 
-учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи 
- учить выделять данные звуки в словах 
-развивать фонематический слух 
- совершенствование умений работы с деформированным текстом 
-развитие мелкой моторики рук 
 
                                      Ход занятия 
1. Организационный момент (перед зеркалом). 
"Ну-ка, зеркальце, смотри, 
Всё нам верно повтори. 
Сяду я перед тобой, 
Повторяй-ка всё за мной" 
2. Артикуляционная гимнастика. 
3. Самомассаж. 

НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ 

Данные упражнения: 
• снимают напряжение мышц шеи и плеч; 
• вызывают прилив крови к речевым органам; 
• являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. 

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения. 
ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз). 
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ! 
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево): 
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА. 
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам) 
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ. 
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой) . 
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ. 
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами): 
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ. 
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) — 
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ. 
ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) - 
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД. 
4. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции. 
Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит С и Ш 
• Давай посвистим как ветерок "С-с-с-с-с"? 
• Где находиться язычок, когда мы произносим звук (Внизу) 
• А теперь пошипим как змейки "Ш-ш-ш-ш-ш" 
• Где находится кончик языка? (Вверху). 
• А что нам помогает в образовании этих звуков? 
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, язычок и ветерок (воздушная струя). 
5. Автоматизация звуков "С", "Ш" в чистоговорках. 
Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты ровненько) 

(Имитация руками «Чашечка») ши-ши-ши - Наши уши хороши, 
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Укусила нос оса, 
(Имитация руками «Чашечка») шу-шу-шу - Я письмо пишу, 
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Уходи домой, лиса. 
6. На что похожи наши буквы (ребенку показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными) 
7. Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу. 
Давай повторим вместе. 
Живёт на свете Саша. 
Во рту у Саши….. 
Уронила белка шишку, 
Шишка стукнула….. 
Прицепившись к задней шине 
Мишка едет на………. 
8. Пальчиковая гимнастика «Краб» 
ВЕТЕР 
Ветер дует, задувает, 
Пальму в стороны качает. 
Ветер дует, задувает, 
Пальму в стороны качает. 

А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 

Чайка над водой летает 
И за рыбками ныряет. 
Чайка над водой летает 
И за рыбками ныряет. 

А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
Под водой на глубине 
Крокодил лежит на дне. 
Под водой на глубине 
Крокодил лежит на дне. 

А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими. 

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе. 
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения. 

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). 
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. 
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения. 
9.«Скажи правильно» 
Рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш]. 

Картинки: солнышко, пастушок, машинист, шахматист, штангист, сушки. 
10.«Посчитай-ка» 
Давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок. 
Слова: старушка, пастушок. 
11. «Путаница» 
А теперь послушай, правильно ли я буду говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки. 
• -Миса и Маса лежали в коляске, 
Были они, безусловно двойняски 
• Лежали на улице свежие доски 
На них отдыхали ленивые коски 
12.Рассмотри картинки. 
Из первых звуков (букв) составь слово, напечатай его из разрезной азбуки. 
• сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас 
 шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос 
13.Дидактическая игра «4й лишний» 
(Вначале выполняем с опорой на презентацию, а затем только на слух) 
 Шапка, шарф, сарафан, шуба. 
• Свёкла, апельсин, абрикос, груша. 
• Ложка, чашка, шкаф, миска, 
 Сапоги, шуба, маска, квас. 
• Собака, кошка, лошадь, лиса. 
 Шапка, сапоги, шуба, шорты. 
• Сосна, ромашка, осина, берёза. 
• Картошка, капуста, груша, кабачок. 
Итог занятия: 
С какими звуками мы работали? 
Звуки Ш и С - друзья, 
Ш - шипит, а С - свистит. 
Не забудем никогда!

 

 

Конспект индивидуального занятия  на тему:

«Дифференциация звуков Ш –Ж». Старшая группа

Цель занятия:

закрепить правильное произношение звуков «Ш –Ж» в двухсложных, трехсложных словах, предложениях; тренировать в определении места звуков «Ш – Ж» в словах; закрепить характеристику звуков «Ш – Ж»; закрепить умение определять количество слогов в совах, состоящих из 1, 2, 3 слогов; учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие.

Оборудование:

предметные картинки со звуками «Ш – Ж», буквы Ш, Ж, карточки – схемы (двух видов), мяч.

Ход занятия.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) «Маляр»,

б) «Чашка за зубами».

2. Речевая зарядка.

ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.

ше – ше - ше – это утка в камыше.

ша – ша – ша – выхожу из камыша.

шу –шу – шу - подхожу я к камышу.

шо – шо – шо – вижу, слышишь хорошо.

 

жа – жа – жа – тут ежата у ежа.

жу – жу - жу – как-то уж пришел к ежу.

жи – жи – ижи – мне ежаток покажи.

жу – жу – жу – я с ужами не дружу.

3. Пальчиковая гимнастика.

Считаем пальчики на правой, а потом на левой руке.

- Один медвежонок, два медвежонка, три…, четыре…, пять медвежат кашу кушать не хотят!( грозим пальчиком).

Один медвежонок, два…,…, пять медвежат меду хотят!

4. Работа с картинками.

 Назови слова и разложи картинки на две колонки «Ш» и «Ж». (желуди, шишки, жуки, шарф, шапка, и т.д.).

5. Назови слова по картинкам и определи место звуков «Ш», «Ж», в словах.

(шмель, ужи, жаба, мышь и т.д.).

6. Физкультминутка.

- Повтори по два слова.

« Кину мячик: раз и два, назову на «Ш» слова: шубка, шапка; мышонок, лягушонок; мальчишка, шишка; бумажка, ромашка; Много Маш, Наташ; Много Саш, Даш.

Назову на «Ж» слова: ежата, медвежата; прыжок, утюжок; ножи, этажи; лежу, хожу».

7. Работа со схемами.

- Выложи схемы звуков. Расскажи про звуки (по картинкам).

Жук

ж – согласный, твердый, звонкий. (Карточки - синий кружок, дерево, колокольчик).

Шапка.

ш – согласный, твердый, глухой. (Карточки – синий кружок, дерево, колокольчик без язычка).

- Сколько слогов в сове «жук»? «шапка»? Скажи ласково «жук – жучок», «шапка шапочка». Сколько слогов в слове «жучок»? «шапочка»?

8. Повтори, отгадай.

«Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?» (весной).

9. Развитие фонематического слуха.

  • ша – жа шаль – жаль
  • шу – жу жу – шу – жу шук – шут
  • жи – ши ши – жи – жи

10. Итог занятия

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает

Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения

Дифференциация звуков Ш –Ж». Старшая группа

Дифференциация звуков Ш –Ж». Старшая группа

Пальчиковая гимнастика. Считаем пальчики на правой, а потом на левой руке

Пальчиковая гимнастика. Считаем пальчики на правой, а потом на левой руке

Повтори, отгадай. «Тает снежок,

Повтори, отгадай. «Тает снежок,
Скачать файл