Конспект индивидуального
логопедического занятия на тему: 
Дифференциация [С]-[Ш]. Старшая группа 
Цель: 
Закрепить навыки различия и правильного
произношения звуков [C] - [Ш] в речи 
Задачи: 
- закреплять акустико-артикуляторные
характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля 
- формировать самоконтроль за речью через
оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль 
-учить чётко, разграничивать звуки "С"
и "Ш" в любых ситуациях речи 
- учить выделять данные звуки в словах 
-развивать фонематический слух 
- совершенствование умений работы с
деформированным текстом 
-развитие мелкой моторики рук 
  
                                      Ход
занятия 
1. Организационный момент (перед зеркалом). 
"Ну-ка, зеркальце, смотри, 
Всё нам верно повтори. 
Сяду я перед тобой, 
Повторяй-ка всё за мной" 
2. Артикуляционная гимнастика. 
3. Самомассаж. 
НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ 
Данные упражнения: 
• снимают напряжение мышц шеи и плеч; 
• вызывают прилив крови к речевым органам; 
• являются подготовкой к артикуляционной
гимнастике. 
Стихотворение здесь выступает не только
организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения. 
ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ
И ВНИЗ (движения головой вверх и
вниз). 
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ! 
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы
направо и налево): 
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА. 
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам) 
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ. 
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой) . 
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ. 
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами): 
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ. 
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и
назад) — 
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ. 
ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи
назад) - 
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД. 
4. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции. 
Давай сравним наши звуки, где прячется наш
язычок когда произносит С и Ш 
• Давай посвистим как ветерок
"С-с-с-с-с"? 
• Где находиться язычок, когда мы произносим
звук (Внизу) 
• А теперь пошипим как змейки
"Ш-ш-ш-ш-ш" 
• Где находится кончик языка? (Вверху). 
• А что нам помогает в образовании этих звуков? 
Вывод ребенка: В образовании этих звуков
участвуют зубы, язычок и ветерок (воздушная струя). 
5. Автоматизация звуков "С",
"Ш" в чистоговорках. 
Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть
язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты
ровненько) 
(Имитация руками «Чашечка») ши-ши-ши - Наши уши
хороши, 
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Укусила
нос оса, 
(Имитация руками «Чашечка») шу-шу-шу - Я письмо
пишу, 
(Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Уходи
домой, лиса. 
6. На что похожи наши буквы (ребенку
показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными) 
7. Закончи стихи, правильно подобрав слова,
близкие по звучанию и по смыслу. 
Давай повторим вместе. 
Живёт на свете Саша. 
Во рту у Саши….. 
Уронила белка шишку, 
Шишка стукнула….. 
Прицепившись к задней шине 
Мишка едет на………. 
8. Пальчиковая гимнастика «Краб» 
ВЕТЕР 
Ветер дует, задувает, 
Пальму в стороны качает. 
Ветер дует, задувает, 
Пальму в стороны качает. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
Чайка над водой летает 
И за рыбками ныряет. 
Чайка над водой летает 
И за рыбками ныряет. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
Под водой на глубине 
Крокодил лежит на дне. 
Под водой на глубине 
Крокодил лежит на дне. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. 
А под пальмой краб сидит 
И клешнями шевелит. Руки стоят на столе,
опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона
пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу
боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими. 
Ладони соединены большими пальцами, остальные
пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе. 
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем
волнообразные движения. 
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы
согнуты (зубы). 
Лёжа на тыльной стороне одной из рук,
"открываем и закрываем рот" крокодила. 
Перевернув руки на другую сторону, повторяем
движения. 
9.«Скажи правильно» 
Рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш]. 
Картинки: солнышко, пастушок, машинист,
шахматист, штангист, сушки. 
10.«Посчитай-ка» 
Давай посчитаем от одного до шести, используя
названия картинок. 
Слова: старушка, пастушок. 
11. «Путаница» 
А теперь послушай, правильно ли я буду
говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки. 
• -Миса и Маса лежали в коляске, 
Были они, безусловно двойняски 
• Лежали на улице свежие доски 
На них отдыхали ленивые коски 
12.Рассмотри картинки. 
Из первых звуков (букв) составь слово,
напечатай его из разрезной азбуки. 
• сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас 
• шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос 
13.Дидактическая игра «4й лишний» 
(Вначале выполняем с опорой на презентацию,
а затем только на слух) 
• Шапка, шарф, сарафан, шуба. 
• Свёкла, апельсин, абрикос, груша. 
• Ложка, чашка, шкаф, миска, 
• Сапоги,
шуба, маска, квас. 
• Собака, кошка, лошадь, лиса. 
• Шапка, сапоги, шуба, шорты. 
• Сосна, ромашка, осина, берёза. 
• Картошка, капуста, груша, кабачок. 
Итог занятия: 
С какими звуками мы работали? 
Звуки Ш и С - друзья, 
Ш - шипит, а С - свистит. 
Не забудем никогда!
Конспект индивидуального занятия на тему:
«Дифференциация звуков Ш –Ж». Старшая группа
Цель занятия:
закрепить правильное произношение звуков «Ш –Ж» в двухсложных, трехсложных словах, предложениях; тренировать в определении места звуков «Ш – Ж» в словах; закрепить характеристику звуков «Ш – Ж»; закрепить умение определять количество слогов в совах, состоящих из 1, 2, 3 слогов; учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие.
Оборудование:
предметные картинки со звуками «Ш – Ж», буквы Ш, Ж, карточки – схемы (двух видов), мяч.
Ход занятия.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) «Маляр»,
б) «Чашка за зубами».
2. Речевая зарядка.
ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.
ше – ше - ше – это утка в камыше.
ша – ша – ша – выхожу из камыша.
шу –шу – шу - подхожу я к камышу.
шо – шо – шо – вижу, слышишь хорошо.
жа – жа – жа – тут ежата у ежа.
жу – жу - жу – как-то уж пришел к ежу.
жи – жи – ижи – мне ежаток покажи.
жу – жу – жу – я с ужами не дружу.
3. Пальчиковая гимнастика.
Считаем пальчики на правой, а потом на левой руке.
- Один медвежонок, два медвежонка, три…, четыре…, пять медвежат кашу кушать не хотят!( грозим пальчиком).
Один медвежонок, два…,…, пять медвежат меду хотят!
4. Работа с картинками.
Назови слова и разложи картинки на две колонки «Ш» и «Ж». (желуди, шишки, жуки, шарф, шапка, и т.д.).
5. Назови слова по картинкам и определи место звуков «Ш», «Ж», в словах.
(шмель, ужи, жаба, мышь и т.д.).
6. Физкультминутка.
- Повтори по два слова.
« Кину мячик: раз и два, назову на «Ш» слова: шубка, шапка; мышонок, лягушонок; мальчишка, шишка; бумажка, ромашка; Много Маш, Наташ; Много Саш, Даш.
Назову на «Ж» слова: ежата, медвежата; прыжок, утюжок; ножи, этажи; лежу, хожу».
7. Работа со схемами.
- Выложи схемы звуков. Расскажи про звуки (по картинкам).
Жук
ж – согласный, твердый, звонкий. (Карточки - синий кружок, дерево, колокольчик).
Шапка.
ш – согласный, твердый, глухой. (Карточки – синий кружок, дерево, колокольчик без язычка).
- Сколько слогов в сове «жук»? «шапка»? Скажи ласково «жук – жучок», «шапка шапочка». Сколько слогов в слове «жучок»? «шапочка»?
8. Повтори, отгадай.
«Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?» (весной).
9. Развитие фонематического слуха.
10. Итог занятия
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.