Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Теремок» Гайского городского округа
Оренбургской области
Конспект
индивидуального логопедического занятия
с использованием инновационных технологий
«Автоматизация звука [Ш] по сказке
Маша и Медведь»
Автор: учитель-логопед первой
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 15»
Кутергина Наталья Васильевна
2021 год
Приоритетная ОО: «Речевое развитие».
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: автоматизация звука [ш] в речи дошкольников с использованием инновационных технологий.
Образовательные задачи:
Задачи приоритетной ОО «Речевое развитие»:
1. Продолжать закреплять правильное произношение звука [ш] в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
2. Вырабатывать определенное положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука [ш].
3. Продолжать закреплять умение давать характеристику звуку [ш].
4. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, умение осуществлять слоговой анализ слов.
5. Продолжать совершенствовать развитие связной речи.
6.Формировать звукобуквенные связи.
6. Развивать умение поддерживать беседу.
7. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Задачи по ОО в интеграции:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе массажа и работы с конструктором Lego.
2.Совершенствовать устойчивый интерес к конструкторской деятельности.
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать свободное общение и взаимодействие с взрослыми и детьми.
2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.
3. Формировать у детей предпосылки учебной деятельности.
ОО «Физическое развитие»
1. Развивать координацию речи в движении.
2. Профилактика плоскостопия.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Используемые методы и приёмы: словесные методы (беседа, вопросы, рассказ учителя-логопеда, чтение стихотворения), наглядные методы (работа с органайзером «Умные кармашки»), практические методы (артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, массаж пальцев рук с аппликаторами Кузнецова «Следы на снегу», пособие Геоборд «Напиши букву Ш», физминутка с использованием ортопедического коврика «Ортопазл», рефлексия с камушками «Марлбс»), игровые методы (игровая ситуация «Путешествие по сказке «Маша и Медведь», Lego конструирование, словесная игра «Сломанный телевизор»).
Технологии: технологии игрового массажа, биоэнергопластика, Lego конструирование, технология «Интеллектуальная карта - органайзер», технология интеллектуально-творческого развития детей с использованием игрового пособия «Геоборд».
Предварительная работа: подбор дидактического материала, создание массажных дорожек с аппликаторами Кузнецова «Следы на снегу» и словесной игры «Сломанный телевизор».
Оборудование для педагога: игрушки Маша и Медведь, карточки с артикуляционной гимнастикой с использованием биоэнергопластики «Сказка про Машу», мольберт, указка, органайзер «Умные кармашки».
Оборудование для детей: гречневая крупа, пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь», салфетки, зеркала, массажные дорожки с аппликаторами Кузнецова «Следы на снегу», пособие Геоборд «Напиши букву Ш», ортопедический коврик «Ортопазл», камушки «Марлбс».
Планируемый результат: ребёнок правильно произносит звук [ш] в слогах, словах и предложениях; умеет осуществлять слоговой анализ слов; различает слова на слух; составляет простые распространённые предложения; обладает начальными знаниями о звуке; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; проявляет любознательность.
Струк тура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область |
Формы работы |
Наличие средства детей |
у |
Образовательные задачи
|
Целевые ориентиры |
|
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Ответы детей. Учитель-логопед: Начнем занятие с хорошего настроя. Положите свои ладошки на ладошки своего соседа: Мы ладошку к ладошке приложим, И друг другу дружить предложим. Дети прижимают свои ладошки к ладошкам соседа. Будем мы заниматься, играть, Чтобы добрыми, умными, дружными стать. Учитель-логопед: Молодцы! Учитель-логопед: Сегодня к нам придут будут необычные гости. А какие, вы узнаете, выполнив задание. Посмотрите, какие емкости с крупой я для вас приготовила. Что это за крупа? Ответы детей Дети подходят к емкостям с гречкой. Учитель-логопед: Положите ладони в емкость, почувствуйте, как приятно, крупинки покалывают ваши ладошки. Проведите ладошками по поверхности крупы, постучите кулачками. А теперь начинайте погружать руки внутрь. Сжимайте ладошки, перебирая крупинки. Что вы чувствуете? Ответы детей. Учитель-логопед: Погрузите руки по глубже, вдруг найдете там что-нибудь интересное! Дети обнаруживают пазлы - элементы картинок из мультфильма «Маша и Медведь». Учитель-логопед: Ребята, вы узнали, кто изображен на деталях пазла? Ответы детей. Учитель-логопед: Послушайте, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? Ответы детей. Учитель-логопед: Сегодня вместе с Машей и медведем мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и |
Социальнокоммуникативное развитие
|
Ситуативный разговор.
Беседа.
|
Слово
Пазлы
Емкости крупой
Салфетки
Игрушки Маша медведь
|
с и |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру; развита мелкая моторика |
Струк тура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область |
Формы работы |
Наличие средства детей |
у |
Образовательные задачи
|
Целевые ориентиры |
|
предложениях. А также вспомним, как выглядит буква Ш. |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед: Сегодня Маша и медведь предлагают вместе с ними вспомнить сказку «Про девочку Машу». Проходите к столу, присаживайтесь. Дети садятся за столы, на которых стоят зеркала, слушают сказку и выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. |
Речевое развитие |
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластик и.
|
Зеркала
|
|
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Развитие звуковой и интонационной культуры речи |
У ребенка развита мелкая моторика
Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими |
|
Учитель-логопед: Маша и Миша принесли нам «Умные кармашки». Рассматривая, что находится в кармашках мы познакомимся со звуком Ш. Посмотрите вот на этот кармашек, что вы в нем видите? Ответы детей Учитель-логопед: Правильно, это лицо человека. А точнее вид с боку. Скажите, какое положение должны занять органы речи: губы, зубы, язык, чтобы четкого произнести звук [ш] Ответы детей Учитель-логопед: Молодцы, правильно! Давайте произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит изо рта - теплый или холодный? Ответы детей. Учитель-логопед: Скажите, а воздух выходит изо рта свободно или имеет преграду? Ответы детей. Учитель-логопед: Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой - гласный или согласный? Ответы детей. Учитель-логопед: Правильно, звук [Ш] согласный. А как мы его произносим, сердито или |
Речевое развитие
|
Работа с интеллектуальной картой органайзером «Умные кармашки» |
Слово
Интеллектуал ьная карта органайзер «Умные кармашки»
Указка
|
Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте
|
Ребенок может выделять звуки в словах
Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей
У ребенка складываются предпосылки грамотности
|
Струк тура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи
|
Целевые ориентиры |
|
ласково? Ответы детей Учитель-логопед: Если мы произносим звук [Ш]сердито, то он какой твердый или мягкий согласный? Ответы детей. Учитель-логопед: Положите руку на горлышко, и пошипите: ш-ш-ш-ш. Дрожит горлышко или спит? Ответы детей. Учитель-логопед: Если горлышко спит звук [Ш] глухой или звонкий? Ответы детей Учитель-логопед: Правильно, звук [Ш] – глухой. Обобщение ответов детей учителем-логопедом |
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед: Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы. На столе, перед детьми, выкладываются карточки с изображением следов, с наклеенными на них элементами аппликатора Кузнецова. Учитель-логопед: Стала она по ним ходить и произносить слоги: ша-шу-ши-ше шта-шта-шта аш-уш-иш-еш ишм-ишм-ишм ши-ша-шу-шэ шко-шко-шко еш-аш-уш-иш ушт-ушт-ушт Дети произносят слоги и нажимают подушечками пальцев и/или всей поверхностью ладони на элементы аппликатора Кузнецова. Учитель-логопед: Шла-шла Маша по следам и вышла на дорожку. Физминутка «Пройди по дорожке» Учитель-логопед: А дорожка не простая, она с заданием. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы, услышите в словах звук [ш], будете делать шаги. Для… Мишутки…малыша… Маша…вяжет… теплый…шарф… |
Речевое развитие.
Физическое развитие |
Игровая ситуация. Чтение стихотворения.
|
Ортопедическ ий коврик «Ортопазл»
Массажные дорожки с аппликаторам и Кузнецова «Следы на снегу» |
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха
|
Ребенок может выделять звуки в словах
У ребенка складываются предпосылки грамотности
Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими
Проявляет инициативу и самостоятельнос ть в разных видах деятельности |
Струк тура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи
|
Целевые ориентиры |
|
|
Шарф… на… шею… он …повяжет… И… спасибо… Маша… скажет… |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед: Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе конструктор Lego и решила в него поиграть. Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, а детали Lego конструктора у Мишки необычные. На обратной стороне – картинки со звуком [ш]. Давайте попробуем назвать картинки и узнать в какой части слова находится звук [ш]. Но сначала давайте вспомним, в какой части слова данный звук может находиться? Ответы детей Учитель-логопед: Правильно, ребята! Звук может находится в начале, в середине и в конце слова. Показывает корзины на которых изображены схемы с точкой в начале, в середине и в конце слова. Ответы детей Учитель-логопед: Берите по очереди детали Lego конструктора, произносите слова и определяйте в какой части слова звук [ш] находиться. Кладите в корзину согласно схеме. Дети берут детали Lego конструктора называют слово, определяют позицию звука в слове, и кладут в корзину (шарф, душ, карандаш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, малыш, шалаш, шиповник) Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, сколько деталей конструктора осталось. Попробуйте собрать из них роботов по схеме. Дети конструируют роботов по схеме. Учитель-логопед: Собрала Маша конструктор и решила поискать Мишу в другой комнате. Однако и в ней Миши не оказалось. Но на столе девочка увидела интересные предметы. Видимо медведь Миша учился писать букву Ш.Но у него ничего не |
Познавательное развитие.
Речевое развитие
Социальнокоммуникативное развитие.
|
Игровая ситуация.
Беседа.
Практическая деятельность
|
Конструктор Lego
Схемы
Корзины
Геоборды |
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте
|
Ребенок может выделять звуки в словах
У ребенка складываются предпосылки грамотности
Проявляет инициативу и самостоятельнос ть в разных видах деятельности |
|
Струк тура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область |
Формы работы |
Наличие средства детей |
у |
Образовательные задачи
|
Целевые ориентиры |
|
получалось. Поможем Мишутке? Ответы детей Учитель-логопед: Вспомним, из чего же состоит буква Ш? Ответы детей Учитель-логопед: Правильно, ребята! Буква Ш состоит из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх. Но сегодня мы будем писать букву без ручки и карандаша. Напишем букву Ш на Геоборде, с помощью резиночек. Учитель-логопед предлагает детям взять Геоборды и выполнить задание. |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед: Заглянула Машав другую комнату и нашла там Мишку. Он включил телевизор, да только понять ничего не может. Телевизор оказался сломанным и показывает одну картинку. Давай поможем Маше разобраться, что же показывают по телевизору. Детям предлагаются макет объемного телевизора, на экране которого изображены дети Маша и Миша. Ребята составляют простые распространенные предложения по схеме Учитель-логопед: Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание вам понравилось больше? Ответы детей. Учитель-логопед: Вы хорошо поработали, молодцы! Рефлексия. Учитель-логопед: Ребята, давайте подойдем к нашим емкостям с гречкой и узнаем какое у вас настроение после нашего путешествия по Машиной сказке. Если путешествие вам понравилось, выложите на гречке, с помощью камушек, улыбку. Если не понравилось - то грусть. Дети выкладывают на гречке улыбку или грусть с помощью камушек Марлбс. |
Речевое развитие
Социальнокоммуникативное развитие.
|
Беседа.
Составление предложений.
Продуктивная деятельность |
Телевизор
Указка
Игрушка Маши медведя
Камушки Марлбс |
и |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Развитие связной, грамматически правильной речи
Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Может использовать речь для выражения своих мыслей.
Ребенок может выделять звуки в словах
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.