учителя-логопеда и педагога-психолога
Подготовили:
учитель-логопед
Беловол Н.М.
педагог-психолог
Козлова Н. В.
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Сказочные приключения»
v Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям; понимание жанровых особенностей сказок.
v Коррекционно-образовательные задачи:
· содействовать совершенствованию речевой коммуникации детей; через содержание сказок формировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе;
· формировать интерес к художественной литературе и народному творчеству, обогатить и уточнить знания детей о сказках;
· упражнять в подборе синонимов к словам-существительным, прилагательным и глаголам;
· упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (антонимов).
v Коррекционно-развивающие задачи:
· развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки;
· развивать речевую и пантомимическую выразительность, чувство партнерства в драматизации; умение получить удовольствие от актерской игры;
· развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
v Коррекционно-воспитательные задачи:
· воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща;
· воспитывать любовь к сказкам.
v Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
v Предпосылки учебной деятельности: развивать пространственное восприятие, точные движения руки, мелкую моторику пальцев.
v Оборудование для педагога: аудиозапись мелодии в исполнении оркестра Поля Моруа, аудиозапись мелодии с записью птичьих голосов, декорации сказочного леса (деревья, кусты, цветы); куклы-перчатки: гномик Вася, мудрая Сова, Леший; потерянные сказочные предметы (хрустальная туфелька, золотое яичко, градусник, денежка, сапоги, синенькая мисочка, мочалка и мыло, корзинка с пирожками); сказочные домики, оборудование для игрового упражнения «Три тропинки»; мяч для игры «Доскажи словечко»; леденцовые петушки (угощение для детей).
v Оборудование для детей: шапочки-атрибуты для инсценировки «Сказки про ветер, который хотел доказать свою силу»
v Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним; создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности, отгадывание загадок; разучивание логоритмики «Сказки»; просмотр мультипликационных фильмов по сказкам.
Звучит красивая, спокойная музыка.
Учитель-логопед и психолог входят с детьми в музыкальный зал.
Логопед:
Ах, какой денёк хороший!
Светит солнце к нам в окошко,
Птицы стали щебетать.
Хочется творить, мечтать!
Психолог предлагает детям представить себя на минутку художниками – мысленно взять в руки кисть, палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать красивую картину.
Игра «Художник фантазёр»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог читает стихотворение, дети по ходу стихотворения изображают действия.
Я художник – просто чудо! двигают рукой с воображаемой кистью
В руки кисть беру и краски.
Рисовать сейчас я буду
Замечательную сказку!
Вот огромный купол неба, размашистые круговые движения воображаемой
кистью на воображаемом листе
Вот на нём кружочек солнца, «рисуют» солнце, лучи, кольца света
И оранжевого цвета
От него отходят кольца. движения, копирующие работу художника:
«рисуем и раскрашиваем»
Вместо облака хлопушку
Нарисую ярко-синим.
«Бац!» – и хлопнула как пушка! резкий взмах кистью вверх
И пошёл зелёный ливень!
Лимонадный дождик с неба прерывистые движения «кистью»
Льёт на травку из хлопушки,
А в траве лежат конфеты – плавные, округлые движения «кистью» - рисуем конфету
Шоколадные вкусняшки!
Пока дети «рисуют», позади них выставляются декорации волшебного леса:
деревья, кусты, цветы.
.
Логопед:
Ребята, посмотрите, как красиво кругом. Мне кажется, мы с вами попали в сказочный лес, на волшебную поляну. Как много здесь красивых цветов, бабочек, только как-то пусто тут, никого не видно. Очень странно…
Замечает разбросанные на полянке среди цветов предметы,
принадлежащие сказочным персонажам.
Логопед: Ничего не понимаю. Что здесь произошло?
Слышится чей-то плач.
Логопед:
Кто здесь плачет, что случилось? Что же здесь произошло?
Из-за дерева психолог берёт игрушку – гномика, говорит от его имени.
Гномик Вася:
Я, Вася – самый маленький гном.
Здесь у нас беда случилась –
Вихрем всё вдруг закружилось!
Сказки ураган смешал
И по лесу разбросал.
Вы, ребята, помогите,
И как было всё верните.
Логопед: Вот это да! Остались только вещи от наших сказочных жителей. Давайте их рассмотрим.
Игровое упражнение «Что кому принадлежит?»
Логопед показывает потерянные предметы.
Хрустальная туфелька – «Золушка»
Золотое яичко – «Курочка Ряба»
Градусник – «Доктор Айболит»
Денежка – «Муха Цокотуха»
Синенькая мисочка – «Три медведя»
Сапоги – «Кот в сапогах»
Мочалка и мыло – «Мойдодыр»
Корзинка с пирожками – «Красная Шапочка»
Дети говорят, какому сказочному персонажу они принадлежат
Логопед: Всё верно, ребята.
Как же сказки все собрать?
Кто бы мог нам подсказать?
Гномик Вася:
А поможет нам Мудрая Сова.
Долго она на свете живёт – много знает.
Дети подходят к дереву с дуплом, зовут Сову:
«Совушка, сова, мудрая голова, ты нам можешь подсказать, где Ветрище нам искать?»
Мудрая Сова:
Кто это меня тревожит, отдыхать мне не даёт, сон мой тревожит?
Логопед:
Здравствуй, Сова, совушка – умная головушка! Это мы, дети подготовительной группы детского сада. Мы хотим найти Ветер-ветрище, чтоб он всё исправил, сказки на место вернул. Ты не знаешь, где он живёт?
Мудрая Сова:
Я живу давно на свете,
Очень много знаю, дети.
Стала только забывать
Каким, словом что назвать.
Логопед:
А мы поможем тебе, Совушка, назовём слова по описанию.
Мудрая Сова:
Ну что же, слушайте внимательно. Как ещё можно назвать маленьких детей?
Дети:
Малыши, малютки, детвора, ребята, крошки, карапузы, дошкольники…
Мудрая Сова:
Молодцы, ребята! А когда человек испытывает страх, что он делает?
Дети:
Боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит, трепещет, трясётся от страха.
Мудрая Сова:
Правильно. А когда человеку невесело, какой он?
Дети:
Грустный, печальный, унылый, скорбный, горестный.
Мудрая Сова:
Молодцы, ребята! А как называется сильный разрушительный ветер?
Дети:
Ураган, буря, шторм, тайфун, смерч, метель, буран.
Мудрая Сова:
Этот ветер прилетал,
Всё крушил здесь и ломал.
По тропинке вы шагайте,
След во след вы наступайте.
Да смотрите, не шумите,
Лешего не разбудите!
Дети благодарят Сову, прощаются с гномиком Васей.
Психолог:
Посмотрите, ребята, перед нами сказочная «изменяющаяся» тропинка. Это тропинка не простая: она состоит из трёх частей. Вам нужно будет определить: какими были тропинки.
Пройти по ней смогут только смелые ребята. Идти нужно строго друг за другом, закрыв глаза и положив руки на плечи товарища.
Игровое задание «Три тропинки»
Цель: упражнять в умении соотносить свои действия с действиями других детей; развивать смелость, тактильное восприятие.
Психолог:
Сейчас мы идём по одной из тропинок по лесу («колючая» тропинка). Запомните, какая была первая тропинка. А теперь мы вышли к реке, идем вдоль берега по тёплому песочку («шершавая» тропинка). И выходим на лужок, где растёт мягкая трава («гладкая» тропинка).
По ходу, не открывая глаз, дети определяют структуру тропинок.
Психолог:
Мы вышли из леса на опушку к какому-то домику. Кто же здесь живёт?
Леший:
В лесу дремучем непролазном,
В своём домище безобразном,
Живу я средь болот и пней,
Уж очень-очень много дней.
Вы зачем сюда пришли?
Логопед:
Пришли мы к тебе, дедушка Леший, за помощью.
Леший:
Чтобы я, кому-нибудь помогал?
Не бывать этому!
Сами знаете,
Я – противный, старый дед!
Сам живу здесь тыщу лет.
Люди все меня ругают,
Мною детвору пугают.
И дружить со мною не хотят!
Логопед:
Да нет же, совсем наоборот!
Мы хотим с тобою подружиться
И поможем тебе измениться.
Психолог:
Ты, дедушка, расскажи нам, что ты о себе думаешь, а ребята подскажут тебе, какой ты на самом деле.
Леший: Я – противный, негативный.
Дети: Нет, приятный, позитивный!
Далее дети по очереди отвечают Лешему
Слова для дальнейшей игры:
Злой – добрый Страшный – красивый (милый)
Безобразный – прекрасный Шумный – тихий
Мрачный – весёлый Неряшливый – опрятный
Ленивый – трудолюбивый Жадный – щедрый
Свирепый – миролюбивый Глупый – умный
Леший:
Ох, неужели я и правда такой хороший?! Захвалили вы меня!
Даже настроение поднялось. Вот, спасибо! А поиграть вы со мной не хотите?
Логопед:
Ребята, давайте поиграем с Лешим.
Подвижная игра «Раз грибок, два грибок»
По тропинке Леший шёл, Ходьба на месте
На поляне гриб нашёл. Приседают
Раз грибок, два грибок,
Вот уж полный кузовок. Дети присаживаются
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, Потягиваются — руки вверх.
А потом назад прогнулся, Наклоны вперёд и назад.
А потом вперёд нагнулся
До земли он дотянулся.
Вот налево, и направо Повороты туловища вправо и влево.
Повернулся. Очень славно!
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
Леший, Леший, не зевай,
Нас скорее догоняй! Дети разбегаются
Леший пытается запятнать кого-нибудь. (игра проводится 2 раза)
Леший:
Ох, и наигрался я с вами, повеселился!
Так зачем вы пришли на опушку?
Что искали в моей вы избушке?
Логопед:
Прости, что потревожить смели,
Мы спросить тебя хотели:
Ты нам можешь подсказать,
Где Ветрище отыскать?
Психолог:
Нам куда идти скажи,
Путь-дорогу укажи.
Леший:
По тропинке вы шагайте,
Дружно сказки называйте.
Если много назовёте,
Скоро к Ветру вы придёте.
Речь с движением «Сказки»
Дети идут друг за другом, ритмично проговаривая рифмованный текст
Будем дружно мы шагать,
Будем сказки называть:
«Рукавичка», «Теремок»,
«Золушка» и «Колобок».
«Королева Снежная»,
«Снегурочка» нежная.
«Белоснежка и семь гномов»,
Сказка «Маша и медведь».
Вот Русалочка - краса,
«Три медведя», Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Всегда вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
«Репку» мы не забываем,
«Волк и семеро козлят».
Этим сказкам каждый рад.
Логопед:
Вот и пришли мы к дому Ветра. Давайте его позовём.
Дети:
Ветер, ветер, ветерок,
Выйди к детям на порог.
Ветер:
Что за гости вдруг пришли?
Как же вы меня нашли?
Дети:
Мы лесами шли густыми.
И оврагами крутыми,
Там где и птица не летала,
И медведя не бывало.
По тропинке дружно шли,
Но жильё твоё нашли.
Ветер:
Что же вы меня зовёте?
От меня чего вы ждёте?
Дети:
Ты недавно бушевал,
Злился, всё вокруг ломал.
Сказки все перемешал
и по лесу разбросал.
Просим, ты нам помоги,
и как было всё верни.
Ветер:
Ладно, я вам помогу,
И порядок наведу.
Да и вы не откажите,
По словечку доскажите.
В круг, ребята, становитесь,
Отвечайте, да не ошибитесь!
Психолог:
Ребята, вы же знаете, что у некоторых сказочных героев есть двойные имена и названия. Сейчас ветер будет бросать вам мяч, и называть первое слово, а вы мяч ловите и говорите продолжение. Например, Елена… - Премудрая.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Елена – Прекрасная Сестрица – Алёнушка
Василиса – Премудрая Братец – Иванушка
Кощей – Бессмертный Царевна – Лягушка
Змей – Горыныч Иванушка – дурачок
Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с пальчик,
Царевна – Несмеяна Сивка – бурка.
Дети ловят мяч, договаривают вторую часть имени или названия сказочного персонажа и возвращают мяч обратно Ветру.
Ветер: Молодцы, здорово играли! Не ошиблись ни разу!
А загадки вы умеете отгадывать? Ну, попробуйте, отгадайте.
Дружит
с солнышком весной,
Добрый ласковый такой,
А зимой завьюжит,
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног людей сбивает…
Ветер: Да, верно. Ребята, а вы знаете, что я умею делать?
Дети: Ты, Ветер, можешь шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д.
Ветер: Да, ребята, я многое умею делать. А вам, людям, я помогаю?
Дети: Да, ты вертишь крылья мельницы, разносишь семена растений, охлаждаешь нас в жару и надуваешь паруса…
Логопед: Дети, скажите, а может ли ветер навредить человеку?
Дети: Да, иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза.
Логопед: Подумайте и скажите, как мы можем назвать ветер, который очень слабый, ласковый? (Ветерок, ветерочек).
А если ветер сильный, очень резкий? (Ветрище).
В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Ветер: Как много вы обо мне знаете!
Логопед: Да, Ветер. А ещё наши ребята знают интересную сказку и могут её тебе показать. Дети, вы согласны?
«Сказка про ветер, который хотел доказать свою силу» (инсценировка)
Дети надевают шапочки-атрибуты, инсценируют сказку.
Жил-был маленький летний ветерок. Он любил ворошить листья на деревьях, подгонять букашек, спешащих по своим делам.
Ветерок рос, взрослел и однажды почувствовал, что стал очень сильным ветром. Ему захотелось доказать всем, что он очень силен.
Ветер сорвал веревку с бельем, что сушилось после стирки, и понес ее на соседнее дерево. Он поднял старую телегу в воздух и бросил ее обратно на землю. А потом взглянул на старое, очень толстое дерево и решил выкорчевать его из земли.
Ветер тужился, старался. Дерево трещало, ветки падали, листья сыпались… Но крепкий корень не хотел выходить из сухой земли.
Тогда ветер согнал к этому месту тучи и они стали обильно поливать землю. И ветер постарался снова выдрать огромное дерево из земли. Оно начало поддаваться. Но могучие корни были сильнее.
Два дня и три ночи бился с деревом ветер. Устал и решил отдохнуть.
И куда ему было отправиться на отдых, если не к маме.
Он решил похвалиться перед мамой своей силой. Рассказал о своих подвигах. И посетовал, что дерево попалось слишком крупное. Не удалось его из земли вытащить.
На что мама ответила:
— Нет особой заслуги в том, чтобы ломать деревья. Мы, ветры, созданы для другого. Молодые ветерки помогают опылять растения. Ветры постарше — убирать пыль, чистить природу. Самые старшие ветры гонят облака к тем местам, где требуется полить почву. А самые мощные ветра работают в море. Они помогают парусникам быстро добираться туда, куда им нужно.
— А ураганы? Я так много читал сказок про ураганы! Это же круто — быть сильным!
— Ураганы бывают редко. Только когда подрастающий ветерок начинает испытывать свою силу. Настоящий сильный ветер никогда не будет буянить. Он знает свою силу, уверен в ней и не хочет никому ничего доказывать.
— Но как узнать свою силу, если не ураганить?
— Для этого можно работать на тяжелой работе. Найти мельницу и крутить ее. Покажется дело простым, найдешь посложнее — большое поле ветряных электрогенераторов. А если ломать и портить все вокруг — пользы никому не принесешь. Напротив, всех обидишь и настроишь против себя. Тебе ведь нравится, что тебя любят букашки и бабочки?
— Да! Это было так здорово, когда они щекотали меня своими усиками и крылышками!
— Так зачем их обижать ураганом? Они будут тебя бояться и прятаться.
— Да, мама, ты права. Я все понял. Сейчас отдохну и пойду мельницу искать или большой ветряк.
Ветер:
Ой, ребята, какая интересная сказка! Я всё понял и обещаю больше никому вреда не причинять!
Психолог: А чем ты, Ветер, можешь помочь? Куда можешь приложить свою ураганную силу?
Ветер:
В лес волшебный полечу –
Всё исправить я хочу!
Логопед:
Нам уже пора прощаться,
В детский сад свой возвращаться.
До свиданья добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три, мы закружились Дети кружатся вокруг себя.
И в детсаде очутились.
Психолог:
Посмотрите вокруг, мы снова в нашем зале, в нашем детском саду.
Мы вернулись из сказочного путешествия.
И как приятно оказаться дома!
Логопед
Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?
С кем мы сегодня встречались?
Что мы делали?
Психолог:
А я предлагаю вам сделать круг, взяться за руки, передать друг другу тепло и радость.
Цель: снять напряжение, отдохнуть, восстановить силы, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.
Дети, стоя в кругу, держатся за руки, релаксируют.
Психолог:
Дети, где бы вы не были, куда бы вас не забросила жизнь, помните:
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много проку.
Одному или одной трудно справиться с бедой!
Слово «Мы» сильней, чем «Я»,
Ведь, ребята, мы – друзья!
Психолог:
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Логопед:
Вы ребята - молодцы!
Получайте леденцы!
Достает из сундучка леденцовых петушков и угощает детей.
Под весёлую музыку дети покидают зал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.