Дата: 22.01.20г.
Тема № 92: Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Тип урока : комбинированный
Цели: закрепление понятия "план"; развитие умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста; воспитание умения правильно оценивать ситуацию; обогащение словарного запаса учащихся; профилактика нарушения осанки и зрения.
УУД: см. КТП
Оборудование: карточка с текстом изложения, карточки для словарно-орфографической работы, карточка-помощница; проектор, экран, ноутбук, презентация; песочные часы,
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
А) проверка словаря;
- Какое предложение со словом МОРКОВЬ вы составили?
- Нашли ли вы пословицу или поговорку?
3. Постановка задач урока
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
- Как мы поступим, если в конце слова услышим согласный звук в слабой позиции – в конце слова СНЕГ? МОРОЗ? СУГРОБ? КАТОК? ЛЁД?
- Нам сегодня предстоит письменно пересказать текст по вопросам, прежде, мы познакомимся с текстом, вспомним составные части текста, разберем трудные слова, а затем, напишем изложение. Текст будем пересказывать подробно, последовательно, полно раскрывать его тему и основную мысль. Работать будем коллективно, индивидуально и в парах.
-Я желаю вам успеха. В конце урока зачитаем несколько изложений.
4. Новый материал.
А) знакомство с текстом; Слайд 2
-Я читаю текст, вы внимательно слушаете. Чтобы увидеть, поняли ли вы смысл текста, я задам вопросы.
Каток.
Весь день шёл снег. Ночью началась метель. Ударил сильный мороз.
У входа в школу намело большой сугроб. Ребята взяли лопаты и стали чистить двор.
На школьном дворе залили каток. Под коньками звенит гладкий лёд. Большой мороз детям не страшен.
|
Б) анализ текста;
-О чем говорится в тексте (его тема)?
-Почему ребята решили залить каток?
- Почему они сначала взяли лопаты?
- Кто залил каток?
- Почему ребятам не страшен мороз?
В) работа над планом;
-Сколько частей в тексте? (три)
-Как вы догадались? ("красная" строка)
-Давайте вспомним составные части текста.
Слайд 3
- Какая погода была днём?
- Когда началась метель?
- Какой был мороз?
- Что решили сделать ребята?
- Где залили каток?
- Что звенит под коньками?
- Почему детям не страшен мороз?
-Какие вопросы можно отнести к первой части?(1-3)
-Какие - ко второй?(4)
-Какие - к третьей? (5-7)
Г) работа в паре;
-Давайте выберем опорные слова - отдельно к каждой части Слайд 4
шёл снег |
ночью |
сильный |
чистить двор |
на школьном дворе |
гладкий лёд весело |
Слайд 5
-Давайте ответим на вопросы первой части; второй, третьей частей
Д) пересказ текста по частям.
- Какая погода была днём? шёл снег
- Когда началась метель? ночью
- Какой был мороз? сильный
- Что решили сделать ребята? чистить двор
- Где залили каток? на школьном дворе
- Что звенит под коньками? гладкий лёд
- Почему детям не страшен мороз? весело
5. Закрепление и обобщение.
- Как назвать те предложения, которые мы составили? (план)
- На что вас натолкнули пункты плана (написание каждой части с красной строки).
Физкультминутка
А) словарно-орфографическая работа
-Найдите орфограммы в тексте. Назовите их.
-Положите перед собой карточки с орфографическим заданием.
Слайд 6
-Объясните написание гласной после шипящих в словах:
шёл сне_ ; сильный моро_ ; большой сугро_; залили като_; гла_кий лё_ ; большой моро_ .
- Трудность изложения заключается в том, что встречаются непростые для написания слова.
Правильно пишите слова:
шёл, намело, звенит, не страшен, начали. (запись на доске).
-Прочитайте первое слово. Произнесите по слогам. Найдите трудное (опасное) место.
Такая же работа проводится с остальными словами.
Б) пересказ текста с опорными словами (по частям)
- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
В) написание изложения;
-На запись текста у вас15 мин. Смотрите за сигналом и рассчитывайте время
-Обратите внимание, трудные слова - на доске и на карточках.
6. Самоконтроль
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Чтение 1-2 написанных детьми изложений.
7. Рефлексия
- Кто доволен своей работой?
- В чём испытали трудность?
- Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?
- Чему ещё учились на уроке?
-Сегодня на уроке мы с вами продолжали учиться писать изложение (по вопросам), вспоминали части текста, объясняли правила грамотного письма, выполняли творческую работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.