Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс
Оценка 4.9

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
16.01.2020
Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс
конспект Типология обществ 2ой урок.docx

Класс: 10 класс (профиль)

Предмет: обществознание

Тема: Типология обществ (2 урок)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

- образовательная – продолжить знакомство учащихся с типологиями обществ (цивилизационный подход: локальный и стадиальный) и систематизировать знания учащихся по теме, проанализировать отдельные аспекты различных типов обществ, сделать вывод о перспективах дальнейшего развития современной цивилизации;

- развивающая – продолжить развитие умений анализировать, систематизировать и классифицировать аспекты различных типов обществ, работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основании изученного, аргументированно высказывать собственную точку зрения;

- воспитательная – способствовать формированию толерантного отношения друг другу при работе в группе.

Ход урока:

1.Организационный момент, создание позитивного психологического настроя учащихся на урок – 1 мин.

2. Актуализация знаний по пройденному материалу – пятиминутка – 7 минут (5 минут – тест, 2 минуты - проверка):

1 вариант

1.Часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, состоящая из индивидов, наделенных волей и сознанием, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей?

2.Отношения между различными социальными группами, возникающие на основе потребности человека в общении составляют ________ сферу жизни общества.

3.Формационный и стадиально-цивилизационный подходы к изучению общества представляют собой ___________ подход к определению общей направленности исторического процесса.

4. Авторы формационного подхода к изучению развития общества.

5.Совокупность материальных отношений, не зависящих от сознания людей, в которые они вступают в процессе материального производства, в структуре общественно-экономической формации представляет собой ______?

 

2 вариант

1.Определенный исторический этап в развитии человечества или отдельной страны?

2.Отношения возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг составляют ___________ сферу жизни общества.

3.Локально-цивилизационный  подход к изучению общества представляют собой ___________ подход к определению общей направленности исторического процесса.

4.Сколько общественно-экономических формаций выделяют авторы формационного подхода?

5.Философия, религия, мораль, государство, право, политика в структуре общественно-экономической формации представляют собой _________?

Ответы:

1.     Общество

2.     Социальную, экономическую

3.     Линейный, нелинейный

4.     Маркс и Энгельс, пять

5.     Базис, надстройка

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. На прошлом уроке мы с вами обозначили основные типологии обществ. Так, мы с вами уже знаем, что, например, Морган выделял три вида обществ. Какие? (дикое, варварство, цивилизация) Леви-Стросс? (дописьменные и письменные). По количеству уровней управления обществом? (простые, сложные). Также мы с вами познакомились с одним из подходов к изучению развития общества. Каким? (формационным).

 

Работа учеников с высказываниями: А сейчас, обратите внимание на слайд, где приведены высказывания известных историков, ученых, деятелей культуры и постарайтесь объяснить о чем они, каков их смысл?

1.     «Цивилизация — не состояние, а движение, не гавань, а путешествие»
(Арнолд Тойнби),

2.     «Современное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек»
(Джозеф Томсон),

3.     «Постиндустриальное общество: обмен ценностей на удобства» (Станислав Лем).

Вопрос к учащимся:

- как вы думаете, что объединяет данные высказывания?

- в чем смысл данных высказываний?

- какое высказывание вам ближе? Аргументируйте свое мнение.

 

Формулирование учениками темы и цели урока: Итак, какова тема нашего урока? (Типология обществ) Цели? (выявление особенностей / характерных черт стадиально- и локально – цивилизационного подхода к изучению развития общества)

 

Рассказ учителя: (учитель объясняет локально-цивилизационный подход): Теория цивилизаций имеет два принципиально разных подхода к пониманию цивилизации: стадиальный подход (вопрос: кто авторы этого подхода – ответ учеников – У.Ростоу, Тоффлер) цивилизацию понимает как единый общий процесс сменяющих друг друга стадий развития общества: доиндустриальное общество (IV-III тыс.до н.э. – 60-80 гг. XVIII в.), индустриальное (сер.XIX – к. XX) и постиндустриальное (переход происходит в настоящее время), а локальный (вопрос: кто авторы этого подхода – ответ учеников – А. Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский и др.)– как общественную систему, связанную едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями и т.д.), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом. Единого однонаправленного процесса в развитии общества нет, пути развития цивилизаций разные.

      Арнольд Тойнби – английский ученый, цивилизацией считал сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющие устойчивые особые черты. Главная работа – «Постижение истории» в 12 томах. Основная идея – утверждение термина «цивилизация» «Как появляется цивилизация?» - вопрос, интересовавший ученого. Ответ: в ответ на вызов. Выделял стадии: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель. Религия – объединяющий фактор всех цивилизаций.

        1-ое д/з – найти информацию по образцу по Освальду Шпенглеру и Н.Я. Данилевскому.

 

Самостоятельная работа учащихся в группах (выявление особенностей стадиально-цивилизационного подхода). Группа – 2 человека. Задание – на основании раздаточного материала заполнить недостающие клетки в схеме.

Схема:

Если обратить внимание на типологию обществ по технико-технологическому фактору, то что мы видим, общество разделяется на общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное. Согласно стадиально-цивилизационному подходу выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. В чем же их особенности? Сейчас вам и предстоит узнать, прочитав раздаточные материалы и заполнив пробелы в таблицах, розданных каждому. Время на работу 10 минут. Затем проверка – 5-7 минут.

4.Закрепление нового материала

1. Вопрос: Какой критерий положен в основу типологии обществ, согласно теории цивилизаций?

2. Вопрос: Используя эти критерии дайте характеристику современному российскому обществу.

3. Задание: Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в индустриальном обществе.

1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями.

2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах.

3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллигенцию.

4) В социальной структуре общества ведущее место заняли «белые воротнички» и работники сферы услуг

Ответ: 1,3

 

5.Домашнее задание:

         Поиск информации (по образцу) по Н.Я. Данилевскому и О. Шпенглеру

         Учить записи в тетради

 

6.Рефлексия:

1. Что узнали на уроке?

2. Чему научились на уроке?

3. Какие испытывали трудности?

 

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс

Конспект к уроку "Типология обществ" обществознание профиль 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020