Класс: 10 класс (профиль)
Предмет: обществознание
Тема: Типология обществ (2 урок)
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- образовательная – продолжить знакомство учащихся с типологиями обществ (цивилизационный подход: локальный и стадиальный) и систематизировать знания учащихся по теме, проанализировать отдельные аспекты различных типов обществ, сделать вывод о перспективах дальнейшего развития современной цивилизации;
- развивающая – продолжить развитие умений анализировать, систематизировать и классифицировать аспекты различных типов обществ, работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основании изученного, аргументированно высказывать собственную точку зрения;
- воспитательная – способствовать формированию толерантного отношения друг другу при работе в группе.
Ход урока:
1.Организационный момент, создание позитивного психологического настроя учащихся на урок – 1 мин.
2. Актуализация знаний по пройденному материалу – пятиминутка – 7 минут (5 минут – тест, 2 минуты - проверка):
1 вариант 1.Часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, состоящая из индивидов, наделенных волей и сознанием, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей? 2.Отношения между различными социальными группами, возникающие на основе потребности человека в общении составляют ________ сферу жизни общества. 3.Формационный и стадиально-цивилизационный подходы к изучению общества представляют собой ___________ подход к определению общей направленности исторического процесса. 4. Авторы формационного подхода к изучению развития общества. 5.Совокупность материальных отношений, не зависящих от сознания людей, в которые они вступают в процессе материального производства, в структуре общественно-экономической формации представляет собой ______?
|
2 вариант 1.Определенный исторический этап в развитии человечества или отдельной страны? 2.Отношения возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг составляют ___________ сферу жизни общества. 3.Локально-цивилизационный подход к изучению общества представляют собой ___________ подход к определению общей направленности исторического процесса. 4.Сколько общественно-экономических формаций выделяют авторы формационного подхода? 5.Философия, религия, мораль, государство, право, политика в структуре общественно-экономической формации представляют собой _________? |
Ответы:
1. Общество
2. Социальную, экономическую
3. Линейный, нелинейный
4. Маркс и Энгельс, пять
5. Базис, надстройка
3. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя. На прошлом уроке мы с вами обозначили основные типологии обществ. Так, мы с вами уже знаем, что, например, Морган выделял три вида обществ. Какие? (дикое, варварство, цивилизация) Леви-Стросс? (дописьменные и письменные). По количеству уровней управления обществом? (простые, сложные). Также мы с вами познакомились с одним из подходов к изучению развития общества. Каким? (формационным).
Работа учеников с высказываниями: А сейчас, обратите внимание на слайд, где приведены высказывания известных историков, ученых, деятелей культуры и постарайтесь объяснить о чем они, каков их смысл?
1.
«Цивилизация — не состояние, а движение, не гавань, а путешествие»
(Арнолд Тойнби),
2.
«Современное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения
получил слишком много игрушек»
(Джозеф Томсон),
3. «Постиндустриальное общество: обмен ценностей на удобства» (Станислав Лем).
Вопрос к учащимся:
- как вы думаете, что объединяет данные высказывания?
- в чем смысл данных высказываний?
- какое высказывание вам ближе? Аргументируйте свое мнение.
Формулирование учениками темы и цели урока: Итак, какова тема нашего урока? (Типология обществ) Цели? (выявление особенностей / характерных черт стадиально- и локально – цивилизационного подхода к изучению развития общества)
Рассказ учителя: (учитель объясняет локально-цивилизационный подход): Теория цивилизаций имеет два принципиально разных подхода к пониманию цивилизации: стадиальный подход (вопрос: кто авторы этого подхода – ответ учеников – У.Ростоу, Тоффлер) цивилизацию понимает как единый общий процесс сменяющих друг друга стадий развития общества: доиндустриальное общество (IV-III тыс.до н.э. – 60-80 гг. XVIII в.), индустриальное (сер.XIX – к. XX) и постиндустриальное (переход происходит в настоящее время), а локальный (вопрос: кто авторы этого подхода – ответ учеников – А. Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский и др.)– как общественную систему, связанную едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями и т.д.), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом. Единого однонаправленного процесса в развитии общества нет, пути развития цивилизаций разные.
Арнольд Тойнби – английский ученый, цивилизацией считал сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющие устойчивые особые черты. Главная работа – «Постижение истории» в 12 томах. Основная идея – утверждение термина «цивилизация» «Как появляется цивилизация?» - вопрос, интересовавший ученого. Ответ: в ответ на вызов. Выделял стадии: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель. Религия – объединяющий фактор всех цивилизаций.
1-ое д/з – найти информацию по образцу по Освальду Шпенглеру и Н.Я. Данилевскому.
Самостоятельная работа учащихся в группах (выявление особенностей стадиально-цивилизационного подхода). Группа – 2 человека. Задание – на основании раздаточного материала заполнить недостающие клетки в схеме.
Схема:
Если обратить внимание на типологию обществ по технико-технологическому фактору, то что мы видим, общество разделяется на общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное. Согласно стадиально-цивилизационному подходу выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. В чем же их особенности? Сейчас вам и предстоит узнать, прочитав раздаточные материалы и заполнив пробелы в таблицах, розданных каждому. Время на работу 10 минут. Затем проверка – 5-7 минут.
4.Закрепление нового материала
1. Вопрос: Какой критерий положен в основу типологии обществ, согласно теории цивилизаций?
2. Вопрос: Используя эти критерии дайте характеристику современному российскому обществу.
3. Задание: Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в индустриальном обществе.
1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями.
2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах.
3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллигенцию.
4) В социальной структуре общества ведущее место заняли «белые воротнички» и работники сферы услуг
Ответ: 1,3
5.Домашнее задание:
• Поиск информации (по образцу) по Н.Я. Данилевскому и О. Шпенглеру
• Учить записи в тетради
6.Рефлексия:
1. Что узнали на уроке?
2. Чему научились на уроке?
3. Какие испытывали трудности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.