Конспект
коррекционно - развивающего занятия
« Путешествие в страну Нежность».
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна.
Цель. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания; расширение представлений детей об эмоциях; формирование позитивного образа «Я», снятие эмоционального и телесного напряжения.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширять словарный запас.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Коррекционно-развивающие задачи:
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать предпосылки логического мышления.
4. Повышать уверенность в себе.
Коррекционно-воспитательные задачи
1.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
2. Способствовать созданию положительного эмоционального фона.
Участники: дошкольники старших групп.
Методы и приемы:
Словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, вопрос); наглядный метод; практический метод (действия с художественным материалом, изготовление объекта конструктивным способом); проблемный метод (постановка проблемных вопросов); игровой метод (проведение игры) аналитический метод (рефлексия).
Виды совместной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам поздороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!!!
(Все говорят друг другу «Доброе утро!»)
Утро начинается с улыбок и игры.
Не поддавайтесь скуке и будьте все бодры!
Коммуникативная игра “Поздороваемся”
Под весёлую музыку дети хлопают в ладоши. С окончанием музыки психолог говорит, чем нужно “поздороваться” (ладошками, пяточками, носиками, “хвостиками” и т. д.
Психолог: Ребята, а сейчас мы с вами сделаем веселую зарядку
Эй, девчонки, руки шире, встанем на пол, как в квартире.
А теперь все дружно взяли, руки к поясу убрали.
Шаг всем вправо, шаг всем влево,
Все вы словно королевы!
Эй, мальчишки, ноги вместе, и попрыгаем на месте.
А руками вверх и вниз, все похлопаем на бис!
А потом чихните дружно, а теперь смеяться нужно!
Теперь все вместе на плечи руки, чтобы не было ни тоски, ни скуки. Ногу правую вперёд, а потом наоборот.
Дружно на пол все присели, покрутились, встали, сели,
Будто мы на карусели! А сейчас команду слушай:
Ухватить себя за уши, и наружу языки,
И пошире локотки, и вот так все дружно вместе
Вы попрыгайте на месте
И на стульчики садитесь.
(Садятся на стульчики)
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Нежности. Путь нам предстоит долгий и неблизкий. У всех хватит смелости и сил? (Ответы детей).
- Я думаю, что нам не помешает перед дальней дорогой выполнить очень полезное упражнение, которое поможет лучше всё услышать, рассмотреть и прочувствовать.
Упражнение «Заряд бодрости»
Встаньте свободно, вытяните вперед два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь пальцами правой и левой руки до мочки ушей. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» А теперь опустите руки и тряхните ладошками. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируем эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхните ладошками. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда кулачок и скажите слова: «Я дышу, дышу, дышу!» Теперь скажите: «Я всё слышу! Я всё вижу! Я всё чувствую!»
Игра «Угадай настроение»
Посмотрите и назовите, что лежит в кресле. Правильно подушка с эмоциями. Подушка не простая, а волшебная, она каждому подскажет его настроение. Сначала выясняем, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем ребята выбирают и показывают свое настроение. Вводятся понятия: нежный - (ласковый, любимый), веселый (радостный), грустный ( молчаливый, плаксивый).
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твое настроение?
С каким запахом можно сравнить твое настроение?
-На что похоже твое настроение?
В толковом словаре Ушакова говорится, что нежность – это мягкость и ласковость в отношениях. А ещё поступки, выражающие светлые чувства. В словаре Ожегова говорится, что это – проявление ласки и любви.
Нежность – светлое слово,
Хрупок нежности свет.
Закричишь – нежность растает,
Как тает зимний снег….
Психолог: Как вы понимаете, что такое НЕЖНОСТЬ?
(ответы детей)
- Если бы НЕЖНОСТЬ мы могли увидеть, какого бы цвета она была?
- Какие ассоциации у вас возникают с данным цветом?
(дети называют цвета, с которыми у них ассоциируется понятие «нежность», одновременно выкладывая на доске лепестки ромашки с данным цветом. Получается цветок ромашки, собранный, по цветовым ощущениям детей).
Психолог:
- Если бы мы могли потрогать НЕЖНОСТЬ, что бы мы почувствовали?
(ответы детей)
Упражнение «Мой хороший».
Психолог. Заройте глаза, а из ладошек сделайте лодочку. Каждому из вас я положу маленького друга. (Психолог кладёт перед детьми поролоновые шарики с запахом лаванды (уменьшение агрессивности).
Возьмите шарик в руки. Согрейте его своим теплом. Погладьте осторожно, нежно. Скажите ему как можно больше ласковых слов, назовите его ласково, нежно (Ответы детей).
Упражнение «Нежность»
Дети встают в круг и вытягивают перед собой руки. Психолог незаметно кладёт в ладошки детей сердечко, и громко говорит «Кто сегодня всех нежней, выходи ко мне скорей». Тот, у кого сердечко, должен выбежать в центр круга. Этот ребенок становиться принцем или принцессой нежности. Дотрагивается до кого-нибудь из детей сердечком и говорит о нем что-то доброе, нежное (милая, нежная, красивая…), который в свою очередь говорит что-то доброе следующему по кругу ребенку и т.д. Последний вместе со всеми повторяет, что дети сказали друг другу.
Упражнение «Найди нежные руки»
Детям завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти к другим детям и найти с закрытыми глазами нежные руки и в ответ тоже подарить руками нежность. После этого дети снимают повязки и делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Когда приходит Нежность»
Психолог просит детей представить, что принцесса Нежность подарила им корзину с дарами нежности. Затем дети перечисляют, что может быть нежным. Например, нежные глаза щеночка, нежная улыбка мамы, нежный взгляд бабушки.
Чтобы помочь принцессе оживить дары, нужно сделать следующее:
Посмотреть друг на друга нежными глазами;
Улыбнуться друг другу нежной улыбкой;
Подарить друг другу нежный взгляд;
Сказать друг другу нежные слова. Педагог зажигает свечу.
Психолог
-Посмотрите, дети, можно ли сказать, что свет свечи тоже излучает нежность?
-Свет свечи даёт нам тепло.
-Чей свет ещё нам дарит нежность?
-Свет солнышка.
-В какое время года солнышко бывает самое нежное?
-Весной, когда первые лучи солнца пробуждают природу к жизни.
Положите правую руку на сердце, послушайте биение своего сердечка.
-Сердцем можно согреть человека?
-Люди говорят, что огонь сердца согревает больше всего на свете.
-Что означают эти слова?
-Они говорят о любви к человеку, о тёплом отношении к нему.
Упражнение «Как прекрасен этот мир!»
Как прекрасен этот мир!
Посмотри по сторонам:
Всё нас радует с тобой,
Всё вокруг, ты знаешь сам!
Лес и поле, сад и горы,
Небеса над головой,
Солнце, тучи, дождик, холод-
Всё мы чувствуем с тобой!
Каждому ребенку психолог раздаем карточка с разными картинками. Например: березка, ромашки, щенок, котёнок, солнышко и т.д. Дети должны придумать и рассказать сказку о нежной ромашке или березке и т.д.
Рисование по сказке. (Обсуждения работ)
Физминутка
На всей большой планете |
- чертим руками невидимый круг |
Куда не посмотри |
- голова: влево – прямо – вправо |
И взрослые, |
- руки на пояс – вытянуться |
И дети |
- присесть – руки на коленки |
Мечтают о любви. |
- обе ладони к сердцу |
И птички, |
- руками: полет крыльями |
И котята, |
- ладошками: показать ушки |
И волк, |
- оскал, лапки - царапки |
И лягушата, |
- прыжки на месте вприсядку |
Все люди ищут пару, |
- обнять друг друга |
Чтобы её любить, |
- начертить в воздухе сердце двумя руками |
Чтобы гулять с ней вместе: |
- ходьба на месте |
Вдвоем ведь интересней. |
- подскоки на месте |
Дарить друг другу радость, |
- поднять руки вверх и покружиться |
Тепло |
- ладонь влево; |
И доброту. |
- ладонь вправо |
Приду домой и сразу |
- ходьба на месте |
Я маму обниму, |
- обнять себя руками |
И бабушку, |
- вяжет на спицах |
И папу… |
- читает газету |
Люблю я всю семью! |
- начертить в воздухе сердце двумя руками |
Завершающая часть (игровая релаксация).
Игра «Передай настроение».
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Инструкция. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Встали в круг». Обняли себя за плечи, сказали: - Я храбрый, смелый, я люблю себя и никого не боюсь! Взяли друг друга за руки: «Мы вместе! Мы любим друг друга. Мы смелые! Мы не боимся! Закрыли глаза. Чувствуем свои руки и руки своих товарищей, которые держим в своих руках. Тепло передается друг от друга и согревает нас. Мне тепло от тепла моего друга! Мне хорошо от этого! А теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга и сказали друг другу: Спасибо, что ты подарил мне свое тепло!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.