Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Архангельская СОШ»
К В Н «Пернатые друзья»
Подготовили:
Учитель начальных классов Мартышова Е.В.
Сельский библиотекарь Титова З.В.
С.Архангельское, 2012г
Цель. Познакомить учащихся с поведением и жизнью птиц.
Задачи.
1 Образовательная.
Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, литературному чтению, расширение кругозора о мире пернатых.
2. Развивающая.
Развивать наблюдательность, творческий потенциал учащихся, устную связную речь, выразительность, мышление, воображение.
3. Воспитывающая.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, научить заботиться о пернатых друзьях; воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело.
Оборудование: эмблемы в виде сделанных из бумаги шапочек с изображением птиц; жетоны с изображением снегиря и скворца; презентация «Пернатые друзья»; сорока с вопросами; задания с пословицами; экологические знаки; клей, два листа бумаги; аудиозапись «Голоса птиц в природе»; медали «Пернатые друзья»; презентация «Свой-чужой, сигнальные карточки «да», «нет»; видеофильм «Птицы нашего края».
Ход мероприятия:
Участвуют 2 команды. Деление команд проходит путем жеребьевки. Дети, заходя в класс, берут жетон с цифрой. Садятся за стол.
- Птицы – наши помощники. Они уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полевок. Сегодня наш праздник посвящен пернатым друзьям.
1 конкурс. Выбор названия команды и капитана.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тук как тут! (снегирь)
На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)
Дети получают эмблемы в виде сделанных из бумаги шапочек с изображением птицы.
2 конкурс. Разминка.
Проходит конкурс в два этапа.
Первый - Птицы нашего края.
Рассказ о птицах проходит с применением видеофильма «Птицы нашего края».
Соловей - Немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу
буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной.
Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий. Обитает в светлых лесах, садах
и парках, обычно по сырым местам. Питается
насекомыми.
Излюбленными местами гнездования соловья являются речные заросли кустарников по
сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи,
сады, густые лиственные молодняки, заросшие кладбища и т. д. Предпочитает
места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой. Гнездо
устраивает обычно на земле у корней кустарника, иногда в куче осенних сухих
листьев. Соловей прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его
замечательную звонкую трель. Пение продолжается до конца июня. В конце мая —
начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца
— с птенцами. Отлет проходит в конце августа — сентябре.
Журавль- Журавль — одна из самых известных птиц. Он вошел в поговорки и пословицы и фигурирует в баснях и народных сказках. О журавлях говорят всегда положительно или с доброжелательным юмором, а самочку ласково называют “журкой”, и это несмотря на то, что в некоторых местах журавли, где их много, приносят некоторый вред сельскому хозяйству. Во многих местах у населения журавль был заповедной птицей: убийство его, как и лебедя, рассматривалось как дурное дело.
Живет на болотах,
озерах и т.п. На пролете из года в год останавливаются для отдыха в одних и тех
же местах, кое-где тысячами. На кормежке встречается и на полях.
Питается насекомыми, а также более крупными животными (например, мышевидными
грызунами) и растительной пищей.
Гнездится преимущественно на болотах. Для гнезда выбирает сухое место среди
болота, заросшего камышом, тростником или кустарником, но вокруг гнезда всегда
остается открытое пространство.
Гнездо устраивает на земле, в сухом месте.
Скворец — одна из самых популярных птиц. Кто не знает
скворца, постоянного нашего соседа, обитателя скворечников? Еще ранней весной,
с появлением проталин на пригорках, мы говорим: “Скворцы прилетели!”
Но не только соседство с человеком делает скворца широко известной птицей. Его облик
и окраска настолько своеобразны, что его трудно смешать с какой-либо другой
птицей. Оперение скворца, в общем, очень темное, почти черное, с мелкими
светлыми крапинками, которые более заметны осенью у самок. Темная окраска имеет
почти всюду блестящий отлив зеленоватого или фиолетового оттенков, особенно на
голове, груди и спине. Концы крыльев буроватые.
Ранней
весной они охотятся за земляными червями, выбирающимися к поверхности земли на
оттаявших местах, собирают личинок жуков и других насекомых, зимовавших в
укромных местах.
Обычно скворцы селятся колониями, по несколько пар рядом. Скворцы собирают корм
не в непосредственной близости гнезда, а летают за ним на охоту подальше — на
большие огороды, гумна, окраины и полей и побережья рек.
Несмотря на некоторую вредную деятельность осенью (в виноградниках и фруктовых садах), скворец, несомненно, очень полезная птица, которую следует всячески охранять и привлекать. Он заслуживает этого как истребитель различных огородных гусениц и слизней, двукрылых насекомых и их личинок (мух, оводов, слепней), вредящих домашним животным, майских жуков, а в степных местностях — различных саранчовых. За это ему можно простить нападения на вишни, виноград и другие ягоды осенью. Учитывая пользу скворца в сельском хозяйстве, его поселили в Северной Америке, где он сильно размножился и распространился.
Синица - обитает в лесах и парках.
Чаще других синиц поселяется рядом с человеком.
Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой
питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в
городских парках. Кое-где к декабрю синицы
уже приучаются брать корм с протянутой ладони.
Предпочитает гнездиться старых фруктовых садах, зарослях по берегам
рек. Участков чисто хвойного леса в гнездовой период избегает.
Гнездо устраивает в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок, хищных птиц и
в других закрытых местах.
Материалом для основы гнезда служат тонкие веточки, сухие стебли трав, мох,
корешки, лишайники. К ним синица добавляет пух, вату, шерсть, перья, коконы и
паутину пауков и насекомых и т. п.
Воробей – живет в городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев. Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев и пр. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.
Интересно, что некоторые сорта пшеницы воробьи предпочитают другим, что, невидимому, связано с особенностями строения колосьев. Очень остистые и плотные колосья птицам вылущивать труднее, и они их почти не трогают. Изучение питания домового воробья в условиях южных земледельческих районов заставляет считать его безусловным вредителем в летние месяцы. Вредным он оказался в Америке, куда его завезли переселенцы. Там теперь тратят большие средства на борьбу с ним.
Совы обладают острым зрением и слухом. Их большие глаза приспособлены для охоты в условиях слабого освещения. Часто говорят, будто совы хорошо видят в темноте, зато при свете дня - слабо, но ни то, ни другое мнение не верно. Сове, поскольку глаза у нее смотрят вперед, как и человеку, присуще бинокулярное зрение, но более широкое его поле достигается благодаря способности птицы поворачивать голову почти на 180 градусов. Уши у нее расположены по обе стороны лица. У них тонкий слух.
Почти все совы - птицы оседлые, то есть всю жизнь живут в одном месте, однако бывают среди них и перелетные виды. Болотная сова улетает к зиме на юг. Кочевать с нажитого места многих сов может заставить нехватка пищи.
Оседлых сов отличает характерное поведение, связанное с защитой собственной территории: они агрессивно относятся к попыткам ее нарушить кем-либо, а особенно другими хищными птицами.
- Проведен конкурс для тех, кто был внимательным слушателем. Сейчас выясним: всех ли вы птиц запомнили.
Оздоровительные минутки. Игра «Свой - чужой»
Детям показываются презентация из 8 слайдов: птицы нашей местности и птицы, не проживающие на нашей территории. Если птица нашей территории - дети должны встать и попрыгать на месте, если птица не нашей местности – дети должны присесть. Игра походит на фоне голосов птиц в природе.
Все команды получают жетоны.
3 конкурс. Конкурс капитанов (слайд, тест)
1. Когда появился праздник День Птиц?
a. когда люди птиц стали уничтожать
b. когда люди птиц стали охранять
2. Какого числа отмечается День Птиц?
a. 31 марта
b. 1 апреля
3. В какой стране был впервые проведен этот праздник?
a. В США
b. В России
4. Какая птица является символов 2012 года?
a. Большая синица
b. Варакушка
5. В какой стране поставлен памятник воробью и за какие заслуги?
a. В Англии; он урожай от саранчи
b. В США; он спас сады и посевы от гусениц
6. За что в Англии установили памятник почтовой голубке?
a. она доставила на сушу капсулу с координатами тонущей субмарины, и тем самым спасла людей
b. Она спасла город от нашествия неприятелей, разбудив посты охраны
За каждый правильный ответ дети получают жетон.
4 конкурс. «Подскажи словечко» (по слайдам)
Следующие 3 конкурса проводит Титова Зинаида Васильевна –
Дети по очереди отгадывают загадки. За каждый правильный ответ дети получают жетон.
· В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись…(дятел)
· Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …(снегири)
· Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(сорока)
· В своей короне красной
Он ходит как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
«Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!»
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький…(петух)
· Ты с модницей этой, конечно, знаком,
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится…(синица)
· В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты ее не бей!
Эта птичка …(воробей)
· По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных…(грач)
· Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
5 конкурс. «Птичьи сказки» (слайд)
- Все вы любите сказки. Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы сказки, в названии которых есть названия птиц. Я показываю отрывок из этой сказки, а вы мне говорите, как она называется. Кто ответит правильно, получает жетон.
1 слайд – «Журавль и лиса»
2 слайд – «Дюймовочка»
3 слайд – «Гадкий утенок»
4 слайд – «Гуси-лебеди»
Последний слайд, кто быстрее поднимет руку и назовет сказку.
5 слайд – «Серая шейка»
6 конкурс. «Расшифрую пословицу»
(дети вытягивают листок с заданием)
- Вы должны суметь расшифровать пословицу, а затем объяснить ее значение.
1 пословица.
Лучкешекесикеникецакевкерукекахкечемкежукеракевлькевкенекебеке.
(Лучше синица в руках, чем журавль в небе - )
2 пословица
Сокурокукакунакухвоскутекувескутикуприкунокуситку.
( Сорока на хвосте вести приносит - о неизвестном источнике сообщения, новости)
7 конкурс. «Хвостатая викторина» (на доске макет дерева с сорокой на ветвях)
- На своем хвосте сорока приносит вести. А в следующем задании сорока про хвосты будет задавать вам вопросы, а вы должны угадать о какой птице идет речь. Каждый по очереди выходит к доске и снимает с дерева одну сороку, подходит к команде, вы вместе читаете вопрос и отвечаете на него.
1. Сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух)
2. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый (павлин)
3. Эта птица на своем длинном хвосте разносит вести по лесу (сорока)
4. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове (орел)
5. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)
6. Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой (дятел)
7. Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак (ласточка)
8. Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает – трясет – своим длинным хвостом. Эта ее привычка и дала название птице (трясогузка)
8 конкурс. Экологическая минутка.
- Мы много сегодня говорили о птицах, а сейчас проверим, знаете ли вы правила поведения в природе, как вести себя с птицами, чтобы сохранить их численность.
Каждая команда получает разрезанный знак из серии «Как вести себя в природе»
-не будем разорять птичьи гнёзда
-не уноси птенцов домой.
Команда должна за 4 минуты собрать знак, вспомнить его название, объяснить его значение. Во время работы детей включается аудиозапись «Голоса птиц в природе»
За ответы команды получают от 1 до 3 жетонов в зависимости от полноты и правильности ответа.
9 конкурс. Конкурс чтецов
- Вы знаете как себя вести с пернатыми друзьями, молодцы. Закончить наш КВН мне бы хотелось стихотворениями, которые вы дома готовили. За каждое правильно и выразительно прочитанное стихотворение вы получите и принесете своей команде один балл.
1. Как птице перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах.
|
4. Скорей на помощь. Дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! |
2. У многих даже нет гнезда: Они в грозу и в град, И под дождем, и в холода На ветках сидя спят |
5. Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! |
2. Но если долго снег идет, И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам очень туго. |
6.По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!» |
10 конкурс. Подведение итогов
1. Подведение итогов КВНа
2. Подведение итогов конкурсов
3. Награждение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.