Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [л] - [л’]"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 1б доп. Предмет: логопедическое занятие Тема: Дифференциация звуков [л] - [л’]. Технология «Игра-путешествие». Цель: развивать умение правильно произносить и различать звуки [л] и [л’].
Иконка файла материала Согласные звуки [л] - [л'].doc

 

                                                                                                                                                         

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

ОКПО  52179592   ОКОГУ  2300223   ОГРН  1027801541602 ИНН/КПП   7802142926/780201001

******************************************************************

 

 

 

Дифференциация звуков [л] - [л]

 

 

Логопедическое занятие в 1Б доп. классе

Учитель Банзе Изабель Бартоломеевна

 

 

 

 

 

 

14.11.2023

Санкт-Петербург

 

 

Класс: 1б доп.

Учитель: Банзе И.Б.

Предмет: логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков [л] - [л’].

Технология «Игра-путешествие».

Цель: развивать умение правильно произносить и различать звуки [л] и [л’].

 

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения;

- понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символические средства при характеристике звуков;

Регулятивные УУД:

- формулировать тему занятия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять контроль деятельности, адекватно оценивать собственную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать собеседника

- совершенствовать диалогическую связную речь;

Личностные результаты:

- способствовать развитию познавательной активности;

Коррекционно-развивающие результаты:

- совершенствовать навыки фонематического анализа;

- развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, коммуникативные умения и навыки.

 

 

 

Оборудование: проектор с презентацией

                           Видеофрагмент 2:40-3:10 Колобок | развивающие видео | русский мультфильм | дети видео | Kolobok | Russian Kids Stories - YouTube

                           карта маршрута путешествия с фишкой

                           индивидуальные зеркала

                           карточки для характеристики звуков на магнитной ленте

                           карточки с фрагментами для образования картинки «Самокат»

                           листы самооценки

                           синие и зеленые флажки  

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

Ход занятия

Название этапа

Содержание

Примечание

 

I.

Организация начала занятия

+ Ребята, поприветствуйте гостей.

- Здравствуйте!

+ Садитесь. Начинаем занятие.

Психологический настрой учителя и обучающихся.

 

II.

Основная часть

 

1. Определение темы

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 


2. Артикуляторная гимнастика

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Сегодня вы отправитесь в увлекательное путешествие. Посмотрите на экран. Куда вы отправитесь? (1 слайд)

- Мы отправимся в лес.

+ Верно! Вы отправитесь в лес на помощь одному сказочному герою.

Посмотрите видеофрагмент и назовите, из какой это сказки?

- Это фрагмент из сказки «Колобок».

+ Верно! Вспомните, чем закончилась эта сказка?

- Колобка съела лиса.

+ Давайте изменим конец сказки, чтобы лиса не съела Колобка. Поможем Колобку уйти от лисы: соберем транспортное средство.

Во время путешествия вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание вы получите фрагмент картинки. Собрав все фрагменты, вы узнаете, на чем же уедет Колобок.

+ Назовите животных. (2 слайд)

- Это волк. Это белка.

+ Назовите третий звук в этих словах.

- В этих словах третий звук [л].

+ Продолжим. (3 слайд)

- Это лисица. Это лягушка.

+ Назовите первый звук в этих словах.

- В этих словах первый звук [л’].

+ Сформулируйте тему путешествия.

-  Тема путешествия «Звуки [л] и [л’]».

+ Чему вы будете учиться? (4 слайд)

- Мы будем различать звуки [л] и [л’] и правильно их произносить.

+ Перед вами карта путешествия.

Откуда началось путешествие? (5 слайд)

- Путешествие началось из дома.

+  У порога вас встретили бабушка и дедушка. Они хотят узнать, на сколько хорошо ваш язычок готов к путешествию. Смотрите в зеркала и повторяйте движения. (6 слайд)

Толстые внуки приехали в гости.

С ними худые лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы.

Чистили мы свои верхние зубы:

Вправо и влево, внутри и снаружи, с нижними зубками тоже мы дружим.

Бабушке нашей мы помогаем:

Нитку в иголку мы ей продеваем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покататься успели.

После качелей мы в прятки играли: прятались на чердаке

и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко, звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки.

Вот на опушке мы видим грибочки.

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Блл-блл-блл».

 

+ Молодцы! Бабушка с дедушкой убедились, что вы готовы к путешествию.

 

1 слайд

 

 

Смотрят видеофрагмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд

3 слайд

 

4 слайд

 

 

 

 

5 слайд

 

6 слайд

 

Смотрят в зеркала, повторяют слова и движения.

 

 

3.

Характеристика звуков

3 мин

 

+ Дедушка просит вашей помощи: дайте характеристику звукам [л] и [л’]. Оформите её на доске.

+ Проверим, верно ли вы выполнили задание. (7 слайд)

+ Что между звуками общее?

- Эти звуки согласные и звонкие.

+ Чем звуки отличаются?

- Звук [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

+ Произнесите твердый звук.

+ Произнесите мягкий звук.

+ Есть ли разница в положении языка?

- Да, разница есть.

+ Куда упирается кончик языка при произнесении твердого звука?

- … в верхние зубы.

+ … при произнесении мягкого звука?

- … в бугорки за передними верхними зубами (альвеолы).

+ Молодцы! (8 слайд) Вы получаете первый фрагмент картинки.

+ Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием дедушки.

Выходят к доске и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте. Затем проговаривают характеристику.

7 слайд

Произносят по очереди.

 

 

 

 

 

8 слайд

 

4.

Слуховая дифференциация в словах

3 мин

 

+ Кого Колобок встретил первым?

- Первым Колобок встретил зайца.

+ Прочитайте название остановки.

(9 слайд)

- Остановка «Заячья тропа».

+ Заяц решил проверить, на сколько вы внимательны.

Я буду называть слова.

Если вы услышите слово со звуком [л] – поднимите синий флажок, с [л’] – зеленый.

Слова: липа, клён, яблоня, ель.

 

+ Молодцы! (10 слайд) Вы получаете второй фрагмент картинки.

+ Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием зайца.

 

9 слайд

 

 

 

 

Следуют инструкции.

 

 

10 слайд

 

 

5.

Слухо-произносительная дифференциация в словах

3 мин

 

+ Кого Колобок встретил на своем пути дальше?

- Колобок встретил волка.

+ Прочитайте название остановки.

 (11 слайд)

- Остановка «Волчья поляна».

+ Волк предлагает вам поиграть в игру «Четвертый лишний».

+ Назовите одним словом, что это?

(12 слайд)

- Это цветы.

+ Назовите цветы.

- Это ландыш, лилия, василек, тюльпан.

+ Назовите «лишнее» слово.

- Лишний ландыш, потому что в этом слове звук [л].

+ Назовите одним словом, кто это?

(13 слайд)

- Это птицы.

+ Назовите птиц.

- Это голубь, дятел, лебедь, орел.

+ Назовите «лишнее» слово.

- Лишний лебедь, потому что в этом слове звук [л’].

+ Молодцы! (14 слайд) Вы получаете третий фрагмент картинки.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

 

 

6.

Слухо-произносительная дифференциация в словах и словосочетаниях

4 мин

 

+ Кого Колобок встретил дальше?

- Колобок встретил медведя.

+ Прочитайте название остановки.

(15 слайд)

- Остановка «Медвежий лес».

+ (16 слайд) Предположите, что нужно сделать в этом задании?

Помогите медведю собрать фрукты и ягоды в корзины.

В корзину слева, в названии которых слышится звук [л], в корзину справа – звук [л’]. Назовите фрукты и ягоды. Поместите в корзины.

 

+ Молодцы! (17 слайд) Вы получаете четвертый фрагмент картинки.

+ Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием медведя.

15 слайд

 

Следуют инструкции.

 

16 слайд

17 слайд

 

7.

Слухо-произносительная дифференциация в предложении

4 мин

 

+ Кого Колобок встретил последней?

- Колобок последней встретил лису.

+ Прочитайте название остановки.

(18 слайд)

- Остановка «Лисья дорога».

+ Лиса просит вас составить предложение. (19 слайд)

+ Назовите картинки.

+ Назовите слова со звуком [л].

- … Колобок.

+ Назовите слова со звуком [л’].

- … лес, поляна, лиса.

+ Прочитайте маленькие слова.

- У, на, и.

- Это лес, поляна, лиса, Колобок.

+ Используя картинки, составьте предложение, поставив слова в нужную форму.

- У леса на поляне лиса и Колобок.

+ Повторите предложение.

+ Молодцы! (20 слайд) Вы получаете последний фрагмент картинки.

+ Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием лисы.

 

18 слайд

 

 

Следуют инструкции.

 

 

19 слайд

 

 

 

 

 

20 слайд

 

III.

Организация окончания занятия

 

2 мин

 

+ Ребята, вы получили все фрагменты.

Соберите из фрагментов картинку.

Назовите, что получилось.

- Получился самокат. (21 слайд)

+ Для чего вы собрали картинку самокат?

- … чтобы помочь Колобку уехать от лисы.

+ Можете ли вы изменить конец сказки? (Что произошло?) (22 слайд)

- Колобок сел на самокат и лиса не смогла его догнать.

+ Наше путешествие подошло к концу. Мы помогли Колобку, изменили конец сказки и вернули Колобка бабушке и дедушке целым и невредимым. (23 слайд)

+ Вспомните, чему вы сегодня учились?

+ Посчитайте, каких смайликов у вас больше. (24 слайд)

+ Молодцы! Занятие окончено.

 

21 слайд

 

22 слайд

23 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

№ задания

Отлично

Хорошо

Старайся

1

2

3

4

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

№ задания

Отлично

Хорошо

Старайся

1

2

3

4

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Л]  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Л']  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                            

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru