ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
******************************************************************
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la
ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
Дифференциация звуков [л] - [л’]
Логопедическое занятие в 1Б доп. классе
Учитель Банзе Изабель Бартоломеевна
14.11.2023
Санкт-Петербург
Класс: 1б доп.
Учитель: Банзе И.Б.
Предмет: логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков [л] - [л’].
Технология «Игра-путешествие».
Цель: развивать умение правильно произносить и различать звуки [л] и [л’].
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения;
- понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символические средства при характеристике звуков;
Регулятивные УУД:
- формулировать тему занятия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять контроль деятельности, адекватно оценивать собственную деятельность;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать собеседника
- совершенствовать диалогическую связную речь;
Личностные результаты:
- способствовать развитию познавательной активности;
Коррекционно-развивающие результаты:
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, коммуникативные умения и навыки.
Оборудование: проектор с презентацией
Видеофрагмент 2:40-3:10 Колобок | развивающие видео | русский мультфильм | дети видео | Kolobok | Russian Kids Stories - YouTube
карта маршрута путешествия с фишкой
индивидуальные зеркала
карточки для характеристики звуков на магнитной ленте
карточки с фрагментами для образования картинки «Самокат»
листы самооценки
синие и зеленые флажки
Ход занятия
Название этапа |
Содержание |
Примечание |
I. Организация начала занятия |
+ Ребята, поприветствуйте гостей. - Здравствуйте! + Садитесь. Начинаем занятие. |
Психологический настрой учителя и обучающихся.
|
II. Основная часть
1. Определение темы 4 мин
2. Артикуляторная гимнастика 4 мин
|
+ Сегодня вы отправитесь в увлекательное путешествие. Посмотрите на экран. Куда вы отправитесь? (1 слайд) - Мы отправимся в лес. + Верно! Вы отправитесь в лес на помощь одному сказочному герою. Посмотрите видеофрагмент и назовите, из какой это сказки? - Это фрагмент из сказки «Колобок». + Верно! Вспомните, чем закончилась эта сказка? - Колобка съела лиса. + Давайте изменим конец сказки, чтобы лиса не съела Колобка. Поможем Колобку уйти от лисы: соберем транспортное средство. Во время путешествия вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание вы получите фрагмент картинки. Собрав все фрагменты, вы узнаете, на чем же уедет Колобок. + Назовите животных. (2 слайд) - Это волк. Это белка. + Назовите третий звук в этих словах. - В этих словах третий звук [л]. + Продолжим. (3 слайд) - Это лисица. Это лягушка. + Назовите первый звук в этих словах. - В этих словах первый звук [л’]. + Сформулируйте тему путешествия. - Тема путешествия «Звуки [л] и [л’]». + Чему вы будете учиться? (4 слайд) - Мы будем различать звуки [л] и [л’] и правильно их произносить. + Перед вами карта путешествия. Откуда началось путешествие? (5 слайд) - Путешествие началось из дома. + У порога вас встретили бабушка и дедушка. Они хотят узнать, на сколько хорошо ваш язычок готов к путешествию. Смотрите в зеркала и повторяйте движения. (6 слайд) Толстые внуки приехали в гости. С ними худые лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись в улыбочку губы. Чистили мы свои верхние зубы: Вправо и влево, внутри и снаружи, с нижними зубками тоже мы дружим. Бабушке нашей мы помогаем: Нитку в иголку мы ей продеваем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покататься успели. После качелей мы в прятки играли: прятались на чердаке и в подвале. Дедушка скачет на лошади ловко, звонкие вязнут на глине подковки. Вот замедляет лошадка шажочки. Вот на опушке мы видим грибочки. Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: «Блл-блл-блл».
+ Молодцы! Бабушка с дедушкой убедились, что вы готовы к путешествию. |
1 слайд
Смотрят видеофрагмент.
2 слайд 3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Смотрят в зеркала, повторяют слова и движения.
|
3. Характеристика звуков 3 мин
|
+ Дедушка просит вашей помощи: дайте характеристику звукам [л] и [л’]. Оформите её на доске. + Проверим, верно ли вы выполнили задание. (7 слайд) + Что между звуками общее? - Эти звуки согласные и звонкие. + Чем звуки отличаются? - Звук [л] – твердый, а [л’] – мягкий. + Произнесите твердый звук. + Произнесите мягкий звук. + Есть ли разница в положении языка? - Да, разница есть. + Куда упирается кончик языка при произнесении твердого звука? - … в верхние зубы. + … при произнесении мягкого звука? - … в бугорки за передними верхними зубами (альвеолы). + Молодцы! (8 слайд) Вы получаете первый фрагмент картинки. + Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием дедушки. |
Выходят к доске и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте. Затем проговаривают характеристику. 7 слайд Произносят по очереди.
8 слайд |
4. Слуховая дифференциация в словах 3 мин
|
+ Кого Колобок встретил первым? - Первым Колобок встретил зайца. + Прочитайте название остановки. (9 слайд) - Остановка «Заячья тропа». + Заяц решил проверить, на сколько вы внимательны. Я буду называть слова. Если вы услышите слово со звуком [л] – поднимите синий флажок, с [л’] – зеленый. Слова: липа, клён, яблоня, ель.
+ Молодцы! (10 слайд) Вы получаете второй фрагмент картинки. + Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием зайца. |
9 слайд
Следуют инструкции.
10 слайд
|
5. Слухо-произносительная дифференциация в словах 3 мин
|
+ Кого Колобок встретил на своем пути дальше? - Колобок встретил волка. + Прочитайте название остановки. (11 слайд) - Остановка «Волчья поляна». + Волк предлагает вам поиграть в игру «Четвертый лишний». + Назовите одним словом, что это? (12 слайд) - Это цветы. + Назовите цветы. - Это ландыш, лилия, василек, тюльпан. + Назовите «лишнее» слово. - Лишний ландыш, потому что в этом слове звук [л]. + Назовите одним словом, кто это? (13 слайд) - Это птицы. + Назовите птиц. - Это голубь, дятел, лебедь, орел. + Назовите «лишнее» слово. - Лишний лебедь, потому что в этом слове звук [л’]. + Молодцы! (14 слайд) Вы получаете третий фрагмент картинки. |
11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд
|
6. Слухо-произносительная дифференциация в словах и словосочетаниях 4 мин
|
+ Кого Колобок встретил дальше? - Колобок встретил медведя. + Прочитайте название остановки. (15 слайд) - Остановка «Медвежий лес». + (16 слайд) Предположите, что нужно сделать в этом задании? Помогите медведю собрать фрукты и ягоды в корзины. В корзину слева, в названии которых слышится звук [л], в корзину справа – звук [л’]. Назовите фрукты и ягоды. Поместите в корзины.
+ Молодцы! (17 слайд) Вы получаете четвертый фрагмент картинки. + Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием медведя. |
15 слайд
Следуют инструкции.
16 слайд 17 слайд |
7. Слухо-произносительная дифференциация в предложении 4 мин
|
+ Кого Колобок встретил последней? - Колобок последней встретил лису. + Прочитайте название остановки. (18 слайд) - Остановка «Лисья дорога». + Лиса просит вас составить предложение. (19 слайд) + Назовите картинки. + Назовите слова со звуком [л]. - … Колобок. + Назовите слова со звуком [л’]. - … лес, поляна, лиса. + Прочитайте маленькие слова. - У, на, и. - Это лес, поляна, лиса, Колобок. + Используя картинки, составьте предложение, поставив слова в нужную форму. - У леса на поляне лиса и Колобок. + Повторите предложение. + Молодцы! (20 слайд) Вы получаете последний фрагмент картинки. + Закрасьте смайлик в зависимости от того, как вы справились с заданием лисы. |
18 слайд
Следуют инструкции.
19 слайд
20 слайд |
III. Организация окончания занятия
2 мин
|
+ Ребята, вы получили все фрагменты. Соберите из фрагментов картинку. Назовите, что получилось. - Получился самокат. (21 слайд) + Для чего вы собрали картинку самокат? - … чтобы помочь Колобку уехать от лисы. + Можете ли вы изменить конец сказки? (Что произошло?) (22 слайд) - Колобок сел на самокат и лиса не смогла его догнать. + Наше путешествие подошло к концу. Мы помогли Колобку, изменили конец сказки и вернули Колобка бабушке и дедушке целым и невредимым. (23 слайд) + Вспомните, чему вы сегодня учились? + Посчитайте, каких смайликов у вас больше. (24 слайд) + Молодцы! Занятие окончено. |
21 слайд
22 слайд 23 слайд
|
№ задания |
Отлично |
Хорошо |
Старайся |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
№ задания |
Отлично |
Хорошо |
Старайся |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.