Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Землянозаимская средняя школа
Чановского района Новосибирской области
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением методического объединения зам.директора по УВР
учителей ___________________________ __________Л.В. Романова
протокол от «______»___.2021 г. № _____ «______»_____.2022 г.
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - ВОЛШЕБНИКИ»
2 КЛАСС
Руководитель: Шадрина
Светлана Владимировна
с. Земляная Заимка
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение окружающего мира обучающимися осуществляется через эмоциональную и действенно–практическую сферу. Продуктивная деятельность является для них основным способом самовыражения и самоутверждения.
Различные виды художественно-творческой деятельности обучающихся способствуют эффективному развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоции.
Рисование способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий.
В процессе освоения изобразительных навыков у обучающихся постепенно образуется система специфических навыков и умений.
У обучающихся развивается двигательная память – запоминание и сохранение, воспроизведение разнообразных движений. На основе двигательной памяти формируется двигательное умение и навыки.
Изобразительная деятельность помогает развитию зрительной памяти, способности к воображению.
ЦЕЛЬ:
- Развивать творческое воображение с помощью изучения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям.
ЗАДАЧИ:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Предлагаемое планирование данного курса кружковых занятий составлено для учащихся 2 класса из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
Личностные:
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимание.
- Воспитывать культуру поведения на занятиях.
- Формировать аккуратность в выполнении работ, учить правильной организации рабочего места.
- Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности.
- Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Метапредметные:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Формировать устойчивый интерес к занятиям изо.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Развивать умение различать виды материалов, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.
- Участвовать в коллективном обсуждении; выражать эмоционально – ценностное отношение к прослушанным произведениям народного устного, книжного эпоса.
- Владеть навыками исследовательской работы.
- Высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Предметные:
- Представлять интересные факты из истории своей семьи.
- Называть специфические особенности народных игр.
- Находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве.
- Сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом временном пространстве.
- Выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это
толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока
неизвестных.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и
руки
– инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изотехнологий.
Вся деятельность в программе носит творческий характер.
Программа соответствует следующим педагогическим принципам:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
• Игры-занятия, развивающие творческое воображение.
• Беседы, работа с наглядным материалом.
• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
• Рассматривание репродукций картин.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И КОНТРОЛЯ
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Теория |
Практика |
Всего часов |
|
1 раздел: «Тычок жесткой полусухой кистью». Всего часов: 4 Задачи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – «Тычок жесткой полусухой кистью». Побуждать детей к самостоятельному созданию индивидуальных художественных образов |
|||||
1 |
Вводное занятие. Давайте познакомимся. |
1 |
|
1 |
|
2 |
Волшебные облака. |
|
1 |
1 |
|
3 |
Фейерверк красок. |
|
1 |
1 |
|
4 |
Итоговое занятие - Осень-кудесница. |
|
1 |
1 |
|
2 раздел: «Рисование поролоном». Всего часов: 4 Задачи – Познакомить детей с техникой тампонирования. Заинтересовать детей в активном экспериментировании с различными материалами, находить разнообразные средства изобразительной выразительности. |
|||||
5 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
|
6 |
Добрый пес. |
|
1 |
1 |
|
7 |
Птицы улетают. |
|
1 |
1 |
|
8 |
Листопад. |
|
1 |
1 |
|
3 раздел: «Монотипия». Всего часов: 5 Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипия. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета и формы. Поощрять самостоятельность и инициативу при выборе содержания изображаемого, использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому. Расширять представление детей о путях достижения цели и многообразии способов и средств. Развить творческую фантазию. |
|||||
9 |
Страна Двуляндия. |
1 |
|
1 |
|
10 |
Каких я видел бабочек. |
|
1 |
1 |
|
11 |
Город на реке. |
|
1 |
1 |
|
12 |
Мир под водой. |
|
1 |
1 |
|
13 |
Ах, снег-снежок! |
|
1 |
1 |
|
4 раздел: «Кляксография». Всего часов: 6 Задачи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография и рисование по сырой бумаге. Развивать глазомер, координацию и силу движений. Вызывать желание выполнять выразительную работу. Побуждать к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет, форму, декоративные украшения и др.). Продолжать учить детей использовать цвет, как средство передачи настроения. |
|||||
14 |
Новогодняя открытка. |
1 |
|
1 |
|
15 |
Заколдованные зверушки. |
|
1 |
1 |
|
16 |
Веселые человечки. |
|
1 |
1 |
|
17 |
Радуга-дуга. |
|
1 |
1 |
|
18 |
Я – волшебник. |
|
1 |
1 |
|
19 |
Портрет на память. |
|
1 |
1 |
|
5 раздел: «Граттаж». Всего часов: 5 Задачи. Научить детей рисовать в нетрадиционной технике граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Формировать способность удивляться. Радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты. Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества. Воспитывать интерес к природе родного края. Активизировать детское экспериментирование. |
|||||
20 |
Вводное занятие. |
1 |
|
1 |
|
21 |
В рождественскую ночь. |
|
1 |
1 |
|
22 |
Полет в космос. |
|
1 |
1 |
|
23 |
Для любимой мамы. |
|
1 |
1 |
|
24 |
Вечерний город. |
|
1 |
1 |
|
6 раздел: «Рисование свечой». Всего часов: 3 Задачи. Познакомить детей с еще одним видом нетрадиционной технике – рисование свечой. Упражнять в использовании в рисовании приемов цветного контраста. Заинтересовать детей. Вызвать у них эмоциональный отклик. Развивать творческое воображение. |
|||||
25 |
Вводное занятие. |
1 |
|
1 |
|
26 |
Весенние деньки. |
|
1 |
1 |
|
27 |
Майское настроение |
|
1 |
1 |
|
7 раздел: «Рисование ниточкой». Всего часов: 4 Задачи. Обучить детей несложным способам нетрадиционного рисования – рисование ниточкой. Учить узнавать в рисунках реально существующий или сказочный образы, побуждать к самостоятельному созданию индивидуальных художественных образов. Развивать воображение, фантазию. |
|||||
28 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
29 |
Рисование на цветной основе |
|
1 |
1 |
|
30 |
Рисование на черно-белой основе |
|
1 |
1 |
|
31 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
8 раздел: «Оттиск смятой бумагой». Всего часов: 3 Задачи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – «Оттиск». Побуждать детей к самостоятельному созданию индивидуальных художественных образов. |
|||||
32 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
33 |
Первый дождь |
|
1 |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
Список используемой литературы:
1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
2. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
3. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
5. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002
6. http://okt-art.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.