Тамбовская область, Кирсановский район
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
по познавательному развитию
(Ознакомление с предметным и социальным миром).
Тема: «На чём люди летают»
Составил и провёл:
воспитатель Старчикова Т. Н.
п. Прямица, 2022 г.
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
по познавательному развитию (Ознакомление с предметным и социальным миром). Тема: «На чём люди летают»
ОО: познавательное развитие
Цель: закрепление представлений детей об определённых видах воздушного транспорта.
Задачи:
Образовательные:
· уточнить и закрепить знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный);
· учить различать виды транспорта;
· закрепить способность детей отгадывать загадки;
· формировать умение устанавливать сходство с объектом.
Развивающие:
· развивать познавательный интерес к различным видам транспорта;
· развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог, умение отвечать на вопросы;
· развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;
· обогащать и активизировать словарь детей;
· развивать воображение и фантазию;
· развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывающие:
· воспитывать любознательность;
· воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь;
· воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
· способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Технологии:
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающие (динамическая пауза, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика);
-информационно-коммуникативные (ноутбук, игровые технологии.).
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование ноутбук, иллюстраций).
Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей, поощрение).
Создание проблемных ситуаций.
Использование художественного слова.
Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок любознательный, активный, проявляет интерес к предметному и социальному миру.
Ключевые слова: Воздушный шар, самолет, вертолет, воздушный транспорт, пропеллер, пилот, взлётная полоса.
Оборудование и материалы:
«Воздушный шар» из шариков, карточки с изображением воздушных видов транспорта, иллюстрации с изображением гор и морского побережья, бумажная радуга, бумажные самолётики, штампы-звёздочки (из поролона).
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за птицами, насекомыми, самолётами, вертолётами; чтение и рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, альбомов о транспорте; развивающая настольная игра лото «Транспорт»
Ход НОД:
I. Вводная часть.
1.Организационный момент.
Входит Краска-Раскраска (воспитатель) со связкой разноцветных шаров и привязанными к ним цветными ленточками в одной руке, волшебный карандаш и альбом в другой.
Краска-Раскраска: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Краска-Раскраска, а вас как? Ну-ка, все вместе, ну-ка, все дружно произнесите своё имя. Здорово! Я знала, что сегодня попаду к вам в гости и заранее начала готовиться – раскрасила себе футболку и кепку, шарики и ленточки. Красиво получилось? Весело?
2. Мотивация к деятельности: создание проблемной ситуации.
Краска-Раскраска: Только возникла одна проблема -у меня кончились краски (показываю альбом с картинками пустых баночек), вот только один карандаш остался. Теперь мне надо попасть на радугу и пополнить свои запасы. Дорога предстоит дальняя и долгая, вы поможете мне её преодолеть и раздобыть краски?
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
Если путь предстоит долгий и далёкий, на чём можно передвигаться? (ответы детей).
Всё что мы назвали, как это можно обозначить одним словом? (транспорт)
Если транспорт передвигается по земле, то он к какому виду относится? (наземный). Если транспорт перемещается по воде. То это какой вид транспорта? (водный).
А если по воздуху. То это какой вид транспорта? (воздушный).
Правильно. Нам с вами надо попасть на радугу, скажите. Где она находится? (на небе, в воздухе). Раз радуга находится на небе, то я предлагаю начать наш путь с полёта на воздушном шаре. Согласны?
2.Решение проблемной ситуации.
Краска-Раскраска: Люди давным-давно научились наполнять шар из плотной ткани тёплым и лёгким воздухом и поднимались в небо. Ветер переносил этот шар на дальние расстояния.
Итак, подходите ко мне беритесь за ленточки, сейчас накачаем наш шар:
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать. (делаем глубокий вдох через нос и выдыхаем воздух, складывая губки трубочкой)
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать. (делаем глубокий вдох через нос и выдыхаем воздух через сомкнутые зубы, произнося звук ш-ш-ш)
Краска-Раскраска: Ура! Поднялись и полетели! (ходят по кругу)
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
Но, вдруг ветер непослушный
Подул на шарик наш воздушный
Мы летим, летим, летим,
Удержать его хотим.
Краска-Раскраска: Ребята, шар летит туда, куда дует ветер и нас унесло в сторону. Давайте оглядимся, куда мы попали.
Зрительная гимнастика «Посидим, поглядим»
Вот ущелье, а вокруг- (глаза вниз),
Горы выстроились в круг (глаза вверх)
Мы тихонько посидим (глазки закрыты),
Затем дальше полетим (частое моргание).
Краска-Раскраска: Кажется, мы застряли в горном ущелье (открываю альбом с зарисовкой гор). Действительно, нас унесло в горы, посмотрите сколько здесь горных вершин и места совсем мало. Как вы думаете. Какой транспорт нам поможет снова взлететь в воздух и продолжить путь? (вертолёт).
Даю подсказку:
Без разбега ввысь взлетаю
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полёт
Что же это? (вертолёт)
(открываю альбом с зарисовкой вертолёта)
Ребята, как вы думаете, почем мы выбрали вертолёт?
Правильно, у вертолёта нет длинных крыльев, которые будут нам мешать в горах, но есть пропеллер, он помогает ему взлетать вверх с места без разгона и без взлётной полосы. Вертолёт может зависать в воздухе.А кто управляет вертолётом? (пилот). Сейчас мы попробуем себя в роли пилотов и будем управлять нашим вертолётом. Готовы к взлёту? Занимайте вертолётную площадку, заводим наш вертолёт.
Динамическая пауза «Вертолёт»
Вот мотор затарахтел.
У-у, как быстро полетел. Вращают руками, согнутыми в
локтях,
А потом поднялся в горы, Поднимают руки вверх.
Держит путь он на просторы. Вращают руками, согнутыми в
локтях
Полетел наш вертолёт-
Всё вперёд, вперёд, вперёд. Двигаются по кругу друг за другом.
Краска-Раскраска: Ребята, у нас кончается топливо, а без него машина дальше лететь не сможет, и мы разобьёмся. Надо срочно надо делать вынужденную посадку:
Вижу берег моря, и мы тут - (показывает
зарисовку).
Достаём парашют.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
Наш вертолёт отправился на стоянку для дозаправки топливом, а приземлились мы на широкий длинный морской берег моря. (показывает зарисовку). Как вы думаете-какой транспорт поможет нам продолжить путь к радуге и снова взлететь в воздух?
Даю подсказку:
Железная птица
В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится. (Самолет.)
Продолжим мы наш путь на самолёте. У него нет пропеллера, как у вертолёта, но есть надёжные неподвижные крылья. Для того чтобы оторваться от земли и подняться в воздух, самолет должен сначала разогнаться на большой скорости по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога – взлетная полоса. Самолетом управляет кто? Правильно-пилот.
Краска-Раскраска: Пилоты к взлёту готовы? Я буду читать текст, а вы выполняйте соответствующие движения и звукоподражания.
Речевая игра «Самолёт»
Поиграем в самолет?
Вы все – крылья, я- пилот.
Получили инструктаж-
Начинаем пилотаж.
Дети (строятся друг за другом).
В снег летим мы и в пургууууу.
Дети: У-у-у!
Краска-Раскраска: Видим чьи-то берегаааа.
Дети: А-а-а!
Вот снижаемся мы все (Садятся за столы).
К нашей взлетной полосе!
III. Рефлексия.
1.Беседа по содержанию.
Краска-Раскраска: Ребята, вот мы с вами и добрались до радуги. Чтобы заполнить пустые баночки краской, надо ответить на вопросы. Поможете?
На чем люди могут летать?
Как можно назвать одним словом и самолет, и вертолет, и воздушный шар?
- Кто управляет самолетом и вертолетом?
-Для чего самолету нужна взлетная полоса? (разогнаться и взлететь)
-С помощью чего взлетает вертолёт?
Краска-Раскраска: Посмотрите мои баночки почти заполнились краской. Остаётся совсем чуть-чуть.
2. Дидактическая игра "Летает - не летает".
(называю транспорт если воздушный дети показывают хлопают, а если нет - топают ногами)
Краска-Раскраска: Баночки мои заполнились. Спасибо вам за помощь.
3.Сюрпризный момент.
Краска-Раскраска: Ребята, посмотрите, что я нашла за радугой. Это же…… Правильно- бумажные самолётики. А ещё здесь осталось немного краски, которой мы сейчас и украсим наши самолётики звёздами. Делать мы это будем при помощи штампиков. (Дети украшают самолёты).
Красивые самолётики у вас получились, при помощи них мы и попадём обратно в группу. Закрываем глазки:
Начинаем мы отсчёт-
Отправляемся в полёт:
1-2-3-4-5
Вот и в группе мы опять.
4.Трансляция.
Краска-раскраска: С давних пор человек, глядя в небо, мечтал подняться над землёй высоко-высоко и летать, как птица, но у человека нет крыльев и он этого делать не может. Позже он изобрёл воздушный шар, потом самолёт и вертолёт. Я надеюсь, что когда вы вырастите, кто-нибудь из вас станет изобретателем или конструктором и придумает новый вид транспорта, например электролёт или гидролёт.
Ребята, спасибо за помощь, я теперь ещё больше предметов смогу разукрасить. А, у вас на память обо мне останутся бумажные самолётики, которые вы возьмёте с собой и поиграете с ними на прогулке.
До свидания, дети!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.