Дата : 11.02.2020г.
Тема № 63: Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи: - отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;умение высказывать собственное мнение.
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение
работать в группах, развивать память, логическое мышление, речь
учащегося.
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
УУД: см.КТП
Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, проектор, экран, презентация, ноутбук;конверты с карточками-названиями частей плана; слова-цели;
Ход:
1.Организационный момент. Слайд 2
- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем».
- Как вы понимаете эти слова?
2.Актуализация знаний.
А) расчитка;
Б) проверка д/з
3.Постановка учебной задачи:
-Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
Слайд 3
- Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?
- Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*ки й К*рней
Михалко* С*ргей
Николай Николаевич НосовСлайд 3
- Какие задачи стоят перед нами?
Узнать…
Будем учиться…
Закрепить…
4.Новый материал.
А) знакомство с автором; Слайд 4
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.- Николае Николаевиче Носове
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.Писал он с заразительной веселостью.
Б) выставка книг;Слайд 5
- Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
- Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.
- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
В)чтение статьи о Носове;с.48
- Давайте прочитаем статью о нем и вы сразу вспомните его произведения.
Г) предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.
- Откройте книги на с.50. Как называется рассказ?Слайд 6
- Ребята, а кого называют затейниками?
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
- Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
-И так, затейник - это организатор веселья.
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту.Как вы думаете, о чём будет рассказ?Слайд 7
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему вы так считаете?
Физкультминутка
Д)первичное целостное восприятие произведения. Слайд 8
-Прослушайте текст.
-Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?Грустный или веселый рассказ?
- Понравилось произведение?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
- Могла ли такая история произойти с вами?
- Кто главный герой произведения?
- Что можно сказать про них?(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
- Что можно сказать о характерах героев?
- Затрудняетесь ответить?Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
5. Закрепление содержания.
А)чтение текста учащимися «цепочкой»с.50-53
- Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
- Сколько будет ролей в рассказе? (Петя, Валя).
- Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и Валю.
Б) работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1) Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
2) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1)Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
2) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1)Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
2) Прочитайте отрывок по ролям
В). Прием «Толстые и тонкие вопросы» ;
-Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?
- А вы боитесь темноты? Почему?
- Откуда берутся страхи?
- Как с ними можно справиться?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
-Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
- Что скажете вы?
Г) Составление плана рассказа (в парах )
- Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План:
· Может быть это серый волк?
· Дети читали сказку «Три поросенка».
· Так и не стали играть в «три поросенка».
· Постройка домика.
Проверка плана. Слайд 6
Д) Выборочное чтение частей
-А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?
- А какое название дали бы вы этому рассказу?
6. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Достигли ли, вы, поставленной цели?
- Что для вас было самым трудным?
-Понравился вам урок? Чем?
- С биографией какого автора мы познакомились на уроке?
- Какое произведение мы прочитали?
- Кто являются главными героями данного рассказа?
Домашнее задание.
Выбор творческого задания:
1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.с. 50- 53
2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».
- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.