Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звук «[М], [М’]», буква «М»
Подготовила учитель-логопед: Коклягина Т.Ю.
Цели: Познакомить детей со звуками «[М], [М’]», с буквой М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-умение детей характеризовать звуки М, Мь;
- закрепление знаний детей о домашних птицах и их детенышей.
Коррекционно-развивающие:
- развитие у детей фонематического слуха и восприятия;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- расширение и уточнение активного словаря.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание у детей самоконтроля за речью.
Оборудование: буква М, дядя и девочка, мама с малышом, корова, мама кормит ребенка, подушка, кирпичи. мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
• Игра с мячом лови яичко (кто вылупился? Гусиное, утиное, куриное, индюшинное).
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
Днем работает она,
Вечером она – жена.
Если праздник, она – дама,
Кто же это? Моя … (мама)
Приходит Фея звуков.
Какой же звук мы слышим в начале и середине этого слова? Звук М.
Что делает наш рот чтобы произнести этот звук?
1. Губы – плотно смыкаются
2. Зубы – во рту открыты
3. Язык – лежит во рту спокойно на дне рта
4. Струя – струя выходит через нос.
5. Преграда - губы двери – закрыты.
6. Звук – поется.
7. Звонкий/глухой – да
— Звук [м] — согласный, губы плотно смыкаются, зубы во рту открыты, язык лежит спокойно, струя выходит через нос, преграда – губы, звук поется, звонкий.
По образцу зарисовываем букву в прописи( зарисовываем букву точками)
· «Поймай звук».
Дети выделяют из ряда согласных звуков звук [м] и хлопают в ладоши: м-м-о-м-м-а-ы-м-у-м-и-и.
· «Эхо».
Дети хором и индивидуально повторяют за логопедом слоги: ма-мо; му-мы; ом-ум; мы-мо.
· Твердый и мягкий звук.
К нам пришел дядя и девочка
Скажите как говорит дядя? [М]А как девочка?[МЬ]
Каким цветом обозначим звуки? М – синим, МЬ – зеленым(зачерчиваем квадраты в прописях.
Закрашиваем квадраты в прописях
· «Третий лишний».
Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [м]:
мак, машина, чашка;
мышка, сапоги, дом;
муравей, рыба, лампа.
Логопед предлагает детям составить предложения по картинкам (со звуком [м]).
· «Звуковая капля».
Дети определяют место звука в словах: морковь, дом, космонавт.
Куда упала капля? В первый квадрат(начало), второй(середина) или третий(конец)?
Закрашиваем в прописях
3. Физкультминутка «Имена»
Логопед называет имена. Все мальчики приседают, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское.
Маша, Миша, Милана, Максим, Марина, Азамат, Матвей, Марк, Амалия, Марат.
4. Знакомство с буквой М
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой М, учат стихотворение:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Г. Ванюхина
Ищут букву М в прописях:
· Читаем слоги
· «Наоборот».
Дети находят слоги и слова соответствующие картинкам.
Ам, муму, мама.
Читают слоги и слова, и соотносят их с картинкой(корова, девочка кормит куклу, мама качает малыша)
· Найди букву
Дети в прописях среди букв находят и обводят только буквы М.
5. Итог занятия.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.