Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида
Методическая разработка
Конспект ОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Мусина О.В.
г. Инта
2023 год
Цель: создание условия для знакомства детей с деньгами, их историей.
Задачи:
Образовательная: познакомить с деньгами.
Развивающие:
1. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история);
2. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);
3. Уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);
4. Развивать способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;
5. Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
2. Воспитывать уважение к труду;
3. Воспитывать бережливое отношение к деньгам.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть? Тогда я вам предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас! »
Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Жестяная баночка)
Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (потрясти баночку, дать детям потрясти)
Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. И правда денежки.
Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей, 10 копеек.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
А где вы сталкивались? Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
(Ответы)
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно? Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?
Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?
А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать?
Из чего узнать? Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: В интернете, книгах …
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть книга. Давайте прочитаем, что же такое деньги. «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»
Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это? (ответы)
Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека? Я слышала, что были. А знаете какие? А где мы можем узнать?
Дети: Из интернета.
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно.
Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей.
Давайте посмотрим.
(слайд 1) Перед нами - первобытный человек.
(слайд 2) У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
(слайд 3) Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.
(слайд 4) Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
(слайд 5) Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.
(слайд 6) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
(слайд 7) Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. (слайд 8) Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.
(слайд 9) Затем появились деньги похожие на современные.
Воспитатель: Хотите узнать, как появились металлические деньги? Их делали кузницы, которые работали с молотками и металлом. Они клали кусок серебра на наковальню и ударяли молоточком, а на молоточке был рисунок. Молоточек тук - отчеканился и отпечатался рисунок. А монеты были разной ширины и толщины. Это зависело от удара кузница (компьютерная презентация). Поэтому люди изобрели машины – станки, чтобы чеканить деньги.
Был такой царь - Иван Грозный. Его все очень боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне с копьем в руках. Копейка – от слово копье. Когда нужно было что-то купить, нужен был мешок, чтобы положить туда монеты.
Ребята, а какая главная сторона монеты? Это та сторона, где изображен государственный герб, эмблема. На российских монетах (5 и 10 рублях) изображен двуглавый орел.
(слайд 10) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги? Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали, как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому? Металлические деньги называют монетами.Какие вы знаете монеты? (Копейка,10коп,5руб.,10 руб.) А бумажные деньги называются купюры.
(Закрепление)
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежку мы считать.
Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Воспитатель: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
(ответы) Как же нам наверняка разобраться? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте) Как вы думаете, что будет символизировать бумага? (купюры.)
1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет. Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Следующий эксперимент Намочим бумагу.
Воспитатель: Кладите бумагу в воду. Что происходит? (Она намокает) Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (развалится).
А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (отметить в карте). ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 эксперимент: что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
А теперь подуйте? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод можно сделать? Что легче? ВЫВОД: Что выигрывает? (отметить в карте)
4 эксперимент Что удобней хранить
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк.
Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
(отметить в карте) ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (ответы)
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? (Банковская карта) А вы делали покупки самостоятельно?
Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?»
(слайд 11) Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).
А почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?
(Дружбу, любовь, жизнь)
Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.
А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал… »
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова возьмемся за руки и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас! »
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.