Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по преодолению нарушений слоговой структуры слова по лексической теме "Осень"
Иконка файла материала занятие.docx

Конспект

открытого логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова

«Путешествие по осеннему лесу»

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».
  • Упражнять в умении делить слова на слоги.
  • Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных).
  • Упражнять в умении выполнять синтез слов, подбирать и договаривать слова с заданным слогом.
  • Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Формировать навыки словообразования уменьшительно – ласкательных слов.
  • Упражнять в использовании в речи предлогов.

 Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание. 
  • развивать координацию движений с речью;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность и инициативу.

Оборудование: стулья, доска (2 шт.), металлофон, бубен, барабан, трещотки, маракасы, листочки со слогами: МА, КО, СО, ТА, НО, ПА, слайды («Чей хвост?», деревья, осенние пейзажи), овощи, фрукты,  6 кочек, карточки с животными, гриб, шишки, мнемоквадраты, карта

Ход занятия

Дети вместе с логопедом заходят в зал.

I. Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво,

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева).                                          Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

Логопед: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте представимся.

- А сейчас послушайте внимательно задание: разделите своё имя на слоги. В этом помогут вам музыкальные инструменты.

1. Ме - ня зо - вут  Ай-лин (маракас)

Мо - ё и - мя Все-во-лод (стучит в барабан)

Я О-ля (ложки)

Ме - ня зо - вут Ко-ля(тарелки)

Мо - ё и – мя Ди-ма (ксилофон)

Я Са-ша (бубен)

Я вас приглашаю погулять в осеннем лесу. Перед тем как мы отправимся в путешествие в поисках приключений нам нужно подготовиться и размяться с помощью гимнастики.

2. Дыхательная гимнастика «Ветер»

Дует легкий ветерок –Ш-Ш-Ш….

И качает так листок – Ш-Ш-Ш ….

Выдох спокойный.

Дует сильный ветерок – Ш-Ш-Ш -…

И качает так листок – Ш-Ш-Ш

Активный выдох.

Осенние листочки

На веточках они сидят,

Детям тихо говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

3.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Осень»— Улыбнемся осени (улыбка)— Выглянул язычок, захотелось погулять в лесу (язычок шагает по зубкам)Посмотрел, как листики качаются на ветру (часики)Листики опадают (качели)Послушал, как дятел стучит по дереву (д-д-д-д)Как здорово в осеннем лесу, улыбнемся.

4.Координация речи с движением «Мы идем в осенний лес».                                           Мы идем в осенний лес(Маршируют на месте.)                                                                 А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются»)                               Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук.)                                      Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши.)                                                                               Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну сторону, то в другую.)                                                                                                      И в корзинку собирать (Сводят руки перед собой «корзина».)                                        Вот сидят маслята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)                                                                     На пеньке – опята,                                                                                                               А во мху лисички,                                                                                                               Дружные сестрички.                                                                                                  Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками.)                                                Полезайте в кузовок! Ну, а ты мухомор, Украшай осенний бор (Грозят указательным пальцем).                                                                                                                                  Вот художник так художник!                                                                                                                           Все леса позолотил!                                                                                                                  Даже самый сильный дождик                                                                                                     Эту краску не отмыл…                                                                                                               Отгадать загадку просим,                                                                                                                           Кто художник этот?(осень)  слайд                                                                                                   Логопед: Да ребята, это осень. Посмотрите какое удивительное и красивое время года осень. Ребята назовите мне осенние месяцы(Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Да ребята, в осени 3 месяца. Ребята скажите мне так какая у нас бывает осень(ранняя, золотая, поздняя).                                                                                              

Логопед: Дети вы слышите кто- то зовет на помощь. Наверное, заблудился в лесу. Давайте ответим и позовем аууу – аууу (задание индивидуальное позвать громко, тихо, беззвучно при помощи карточек).

В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! (2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок                                                                                                                      Логопед: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда.                                                              Слоговичок: нет, я стес-ня-юсь.

Логопед: ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались погулять по осеннему лесу.

Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками).

«Дорогие ребята, в моей стране Слогинии случилась беда, злой волшебник Буквоед заколдовал меня и я по-те-рял-ся. Помогите мне попасть домой. Я живу за лесом в сказочной стране Слогинии, но в неё может попасть только тот, кто умеет делить слова на слоги и определять количество слогов в слове».                                                                                                   Логопед: Давайте поможем! Кто знает, как определить сколько слогов в слове (сколько в слове гласных столько и слогов).

Логопед: Ребята, вы готовы помочь и отправиться в путешествие? (Да). В этом нам поможет карта. (мнемодорожка). Но для того, чтобы справится с заданиями, повторим волшебные слоги.

5.  «Повтори слоговые цепочки» (нейрогимнастика) (проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно соединяются с большим пальцем, «Солнышко – тучка») :                                                                 ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ                                                                                СКАМ – СКОМ – СКУМ – СКЫМ                                                                             КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ                                                                                 ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ                                                                                ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ – ВТЫМ                                                                                   ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ                                                                                ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ

6. Игра «Раздели слова на слоги»

Логопед: Нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет - перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение ________3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. А тебе Слоговичок?

Слоговичок: да! Ко-неч-но!

7.Игра «Назови ласково»                                                                                                 Логопед: Сколько здесь деревьев и все они разные. Давайте вспомним какие деревья растут в лесу (тополь, каштан, клен, ель, береза, дуб). Слайды

Какие красивые осенние деревья мне так хочется назвать их ласково. Я называю вам дерево, а вы называете его ласково.                                                                Клен – кленок                                                                                                                             Дуб – дубочек                                                                                                                         Ель – елочка                                                                                                                                      Береза – береза                                                                                                                                           Тополь – тополек

Ребята, посмотрите, куда мы отправляемся дальше? (мнемокарта).                                                                                                                 8. Упражнение «Придумай слово на заданный слог»                                                        «Поляна звуков - листочков». 

 Слоговичок: А теперь переверните листочки, прочитайте написанный на нём слог и придумайте слово с этим слогом.

ЛИ – лиса, лимон, липа                                                                                                         
СО - собака, сосиски
ТА – таракан, Таня, табурет
НО - ноги, носок, носорог
ПА - папа, панама, паровоз

Ребята вы справились с заданиями, постарались придумать слова с заданным слогом.

Слоговичок: - Ребята, мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, жители этого леса спрятались. Испугались волшебника Буквоеда. Узнаем, кто в нём живёт. (слайд)

9. Игра «Чей хвост?»

- Если это хвост зайца. Чей это хвост? Это заячий хвост.                                                         - Если это хвост кошки? Чей это хвост? Это кошачий хвост.                                                  - Если это хвост белки? Чей это хвост? Это беличий хвост.                                                  - Если это хвост медведя? Чей это хвост? Это медвежий хвост.                                              - Если это хвост волка? Чей это хвост? Это волчий хвост.

Логопед: давайте оставим гостинцы для зверей.

10.Игра «Гостинцы для зверей».

Определите первый и по   в названиях овощей и фруктов: яблоко, груша, арбуз, слива, морковь, свёкла… Кого вы хотите угостить?

Я хочу оставить яблоко ежу.                                                                                      Я хочу угостить капустой зайца.                                                                                         Я оставлю морковь для зайца.                                                                                                 Я хочу положить арбуз для медведя.                                                                                      Я хочу угостить грушей лису.                                                                                     Я оставлю свёклу для волка.

Логопед: отправляемся дальше. Посмотрим на карту. Впереди поляна с грибочками и шишками.                                                                  

 11.Игра «Собери шишки».

 Я нашла шишку на грибе.                                                                                                       Я нашёл шишку под грибом.                                                                                                                              Я нашла шишку около гриба.                                                                                                     Я нашёл шишку за грибом.                                                                                                            Я нашёл шишку между грибом и дубовым листочком.                                                                                                  Я нашёл шишку под рябиновым листочком.

Слоговичок: Я сейчас про осень все расскажу:

Осенью часто светит солнце, и редко идут дожди.

Осенью птицы прилетают из тёплых стран.

Осенью на деревьях появляются листья.

Осенью люди на полях сеют семена.

Логопед: Ребята, чтобы Слоговичок не путался, давайте расскажем ему об осени.                                                                                                                                      12.Игра «Приметы осени»

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и расскажите, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Слоговичок: Молодцы какие! А вот и тропинка к моему дому. До свидания всем! Спасибо вам, ребята!

Логопед: до свидания. Слоговичок! До новых встреч!

А нам, чтобы вернуться в детский сад нужно выполнить ещё одно задание.              .Ритмическое упражнение «Листочки».                                                                                                   Вот мы и вернулись.

Итог занятия. Ребята, вы большие молодцы. Все задания сегодня выполнили правильно. А теперь спрошу я вас, что запомнилось у вас?

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru