Конспект
открытого логопедического занятия
по формированию слоговой структуры слова
«Путешествие по осеннему лесу»
Задачи:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: стулья, доска (2 шт.), металлофон, бубен, барабан, трещотки, маракасы, листочки со слогами: МА, КО, СО, ТА, НО, ПА, слайды («Чей хвост?», деревья, осенние пейзажи), овощи, фрукты, 6 кочек, карточки с животными, гриб, шишки, мнемоквадраты, карта
Ход занятия
Дети вместе с логопедом заходят в зал.
I. Организационный момент
Логопед: Давайте встанем все красиво,
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева). Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Логопед: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте представимся.
- А сейчас послушайте внимательно задание: разделите своё имя на слоги. В этом помогут вам музыкальные инструменты.
1. Ме - ня зо - вут Ай-лин (маракас)
Мо - ё и - мя Все-во-лод (стучит в барабан)
Я О-ля (ложки)
Ме - ня зо - вут Ко-ля(тарелки)
Мо - ё и – мя Ди-ма (ксилофон)
Я Са-ша (бубен)
Я вас приглашаю погулять в осеннем лесу. Перед тем как мы отправимся в путешествие в поисках приключений нам нужно подготовиться и размяться с помощью гимнастики.
2. Дыхательная гимнастика «Ветер»
Дует легкий ветерок –Ш-Ш-Ш….
И качает так листок – Ш-Ш-Ш ….
Выдох спокойный.
Дует сильный ветерок – Ш-Ш-Ш -…
И качает так листок – Ш-Ш-Ш …
Активный выдох.
Осенние листочки
На веточках они сидят,
Детям тихо говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
3.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Осень»— Улыбнемся осени (улыбка)— Выглянул язычок, захотелось погулять в лесу (язычок шагает по зубкам)Посмотрел, как листики качаются на ветру (часики)Листики опадают (качели)Послушал, как дятел стучит по дереву (д-д-д-д)Как здорово в осеннем лесу, улыбнемся.
4.Координация речи с движением «Мы идем в осенний лес». Мы идем в осенний лес. (Маршируют на месте.) А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются») Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук.) Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши.) Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну сторону, то в другую.) И в корзинку собирать (Сводят руки перед собой «корзина».) Вот сидят маслята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.) На пеньке – опята, А во мху лисички, Дружные сестрички. Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками.) Полезайте в кузовок! Ну, а ты мухомор, Украшай осенний бор (Грозят указательным пальцем). Вот художник так художник! Все леса позолотил! Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл… Отгадать загадку просим, Кто художник этот?(осень) слайд Логопед: Да ребята, это осень. Посмотрите какое удивительное и красивое время года осень. Ребята назовите мне осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Да ребята, в осени 3 месяца. Ребята скажите мне так какая у нас бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя).
Логопед: Дети вы слышите кто- то зовет на помощь. Наверное, заблудился в лесу. Давайте ответим и позовем аууу – аууу (задание индивидуальное позвать громко, тихо, беззвучно при помощи карточек).
В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! (2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок Логопед: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда. Слоговичок: нет, я стес-ня-юсь.
Логопед: ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались погулять по осеннему лесу.
Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками).
«Дорогие ребята, в моей стране Слогинии случилась беда, злой волшебник Буквоед заколдовал меня и я по-те-рял-ся. Помогите мне попасть домой. Я живу за лесом в сказочной стране Слогинии, но в неё может попасть только тот, кто умеет делить слова на слоги и определять количество слогов в слове». Логопед: Давайте поможем! Кто знает, как определить сколько слогов в слове (сколько в слове гласных столько и слогов).
Логопед: Ребята, вы готовы помочь и отправиться в путешествие? (Да). В этом нам поможет карта. (мнемодорожка). Но для того, чтобы справится с заданиями, повторим волшебные слоги.
5. «Повтори слоговые цепочки» (нейрогимнастика) (проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно соединяются с большим пальцем, «Солнышко – тучка») : ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ СКАМ – СКОМ – СКУМ – СКЫМ КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ – ВТЫМ ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ
6. Игра «Раздели слова на слоги»
Логопед: Нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет - перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение ________3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. А тебе Слоговичок?
Слоговичок: да! Ко-неч-но!
7.Игра «Назови ласково» Логопед: Сколько здесь деревьев и все они разные. Давайте вспомним какие деревья растут в лесу (тополь, каштан, клен, ель, береза, дуб). Слайды
Какие красивые осенние деревья мне так хочется назвать их ласково. Я называю вам дерево, а вы называете его ласково. Клен – кленок Дуб – дубочек Ель – елочка Береза – береза Тополь – тополек
Ребята, посмотрите, куда мы отправляемся дальше? (мнемокарта). 8. Упражнение «Придумай слово на заданный слог» «Поляна звуков - листочков».
Слоговичок: А теперь переверните листочки, прочитайте написанный на нём слог и придумайте слово с этим слогом.
ЛИ –
лиса, лимон,
липа
СО - собака, сосиски
ТА – таракан, Таня, табурет
НО - ноги, носок, носорог
ПА - папа, панама, паровоз
Ребята вы справились с заданиями, постарались придумать слова с заданным слогом.
Слоговичок: - Ребята, мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, жители этого леса спрятались. Испугались волшебника Буквоеда. Узнаем, кто в нём живёт. (слайд)
9. Игра «Чей хвост?»
- Если это хвост зайца. Чей это хвост? Это заячий хвост. - Если это хвост кошки? Чей это хвост? Это кошачий хвост. - Если это хвост белки? Чей это хвост? Это беличий хвост. - Если это хвост медведя? Чей это хвост? Это медвежий хвост. - Если это хвост волка? Чей это хвост? Это волчий хвост.
Логопед: давайте оставим гостинцы для зверей.
10.Игра «Гостинцы для зверей».
Определите первый и по в названиях овощей и фруктов: яблоко, груша, арбуз, слива, морковь, свёкла… Кого вы хотите угостить?
Я хочу оставить яблоко ежу. Я хочу угостить капустой зайца. Я оставлю морковь для зайца. Я хочу положить арбуз для медведя. Я хочу угостить грушей лису. Я оставлю свёклу для волка.
Логопед: отправляемся дальше. Посмотрим на карту. Впереди поляна с грибочками и шишками.
11.Игра «Собери шишки».
Я нашла шишку на грибе. Я нашёл шишку под грибом. Я нашла шишку около гриба. Я нашёл шишку за грибом. Я нашёл шишку между грибом и дубовым листочком. Я нашёл шишку под рябиновым листочком.
Слоговичок: Я сейчас про осень все расскажу:
Осенью часто светит солнце, и редко идут дожди.
Осенью птицы прилетают из тёплых стран.
Осенью на деревьях появляются листья.
Осенью люди на полях сеют семена.
Логопед: Ребята, чтобы Слоговичок не путался, давайте расскажем ему об осени. 12.Игра «Приметы осени»
Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и расскажите, какая примета осени изображена на ней.
Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.
Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди. На дорогах лужи.
Дует сильный, холодный ветер.
Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
С полей и огородов убирают урожай.
Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.
Слоговичок: Молодцы какие! А вот и тропинка к моему дому. До свидания всем! Спасибо вам, ребята!
Логопед: до свидания. Слоговичок! До новых встреч!
А нам, чтобы вернуться в детский сад нужно выполнить ещё одно задание. .Ритмическое упражнение «Листочки». Вот мы и вернулись.
Итог занятия. Ребята, вы большие молодцы. Все задания сегодня выполнили правильно. А теперь спрошу я вас, что запомнилось у вас?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.