Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»
Оценка 5

Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
6 кл
20.10.2023
Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»
Конспект занятия по преодолению нарушений слоговой структуры слова по лексической теме "Осень"
занятие.docx

Конспект

открытого логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова

«Путешествие по осеннему лесу»

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».
  • Упражнять в умении делить слова на слоги.
  • Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных).
  • Упражнять в умении выполнять синтез слов, подбирать и договаривать слова с заданным слогом.
  • Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Формировать навыки словообразования уменьшительно – ласкательных слов.
  • Упражнять в использовании в речи предлогов.

 Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание. 
  • развивать координацию движений с речью;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность и инициативу.

Оборудование: стулья, доска (2 шт.), металлофон, бубен, барабан, трещотки, маракасы, листочки со слогами: МА, КО, СО, ТА, НО, ПА, слайды («Чей хвост?», деревья, осенние пейзажи), овощи, фрукты,  6 кочек, карточки с животными, гриб, шишки, мнемоквадраты, карта

Ход занятия

Дети вместе с логопедом заходят в зал.

I. Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво,

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева).                                          Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

Логопед: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте представимся.

- А сейчас послушайте внимательно задание: разделите своё имя на слоги. В этом помогут вам музыкальные инструменты.

1. Ме - ня зо - вут  Ай-лин (маракас)

Мо - ё и - мя Все-во-лод (стучит в барабан)

Я О-ля (ложки)

Ме - ня зо - вут Ко-ля(тарелки)

Мо - ё и – мя Ди-ма (ксилофон)

Я Са-ша (бубен)

Я вас приглашаю погулять в осеннем лесу. Перед тем как мы отправимся в путешествие в поисках приключений нам нужно подготовиться и размяться с помощью гимнастики.

2. Дыхательная гимнастика «Ветер»

Дует легкий ветерок –Ш-Ш-Ш….

И качает так листок – Ш-Ш-Ш ….

Выдох спокойный.

Дует сильный ветерок – Ш-Ш-Ш -…

И качает так листок – Ш-Ш-Ш

Активный выдох.

Осенние листочки

На веточках они сидят,

Детям тихо говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

3.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Осень»— Улыбнемся осени (улыбка)— Выглянул язычок, захотелось погулять в лесу (язычок шагает по зубкам)Посмотрел, как листики качаются на ветру (часики)Листики опадают (качели)Послушал, как дятел стучит по дереву (д-д-д-д)Как здорово в осеннем лесу, улыбнемся.

4.Координация речи с движением «Мы идем в осенний лес».                                           Мы идем в осенний лес(Маршируют на месте.)                                                                 А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются»)                               Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук.)                                      Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши.)                                                                               Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну сторону, то в другую.)                                                                                                      И в корзинку собирать (Сводят руки перед собой «корзина».)                                        Вот сидят маслята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)                                                                     На пеньке – опята,                                                                                                               А во мху лисички,                                                                                                               Дружные сестрички.                                                                                                  Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками.)                                                Полезайте в кузовок! Ну, а ты мухомор, Украшай осенний бор (Грозят указательным пальцем).                                                                                                                                  Вот художник так художник!                                                                                                                           Все леса позолотил!                                                                                                                  Даже самый сильный дождик                                                                                                     Эту краску не отмыл…                                                                                                               Отгадать загадку просим,                                                                                                                           Кто художник этот?(осень)  слайд                                                                                                   Логопед: Да ребята, это осень. Посмотрите какое удивительное и красивое время года осень. Ребята назовите мне осенние месяцы(Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Да ребята, в осени 3 месяца. Ребята скажите мне так какая у нас бывает осень(ранняя, золотая, поздняя).                                                                                              

Логопед: Дети вы слышите кто- то зовет на помощь. Наверное, заблудился в лесу. Давайте ответим и позовем аууу – аууу (задание индивидуальное позвать громко, тихо, беззвучно при помощи карточек).

В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! (2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок                                                                                                                      Логопед: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда.                                                              Слоговичок: нет, я стес-ня-юсь.

Логопед: ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались погулять по осеннему лесу.

Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками).

«Дорогие ребята, в моей стране Слогинии случилась беда, злой волшебник Буквоед заколдовал меня и я по-те-рял-ся. Помогите мне попасть домой. Я живу за лесом в сказочной стране Слогинии, но в неё может попасть только тот, кто умеет делить слова на слоги и определять количество слогов в слове».                                                                                                   Логопед: Давайте поможем! Кто знает, как определить сколько слогов в слове (сколько в слове гласных столько и слогов).

Логопед: Ребята, вы готовы помочь и отправиться в путешествие? (Да). В этом нам поможет карта. (мнемодорожка). Но для того, чтобы справится с заданиями, повторим волшебные слоги.

5.  «Повтори слоговые цепочки» (нейрогимнастика) (проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно соединяются с большим пальцем, «Солнышко – тучка») :                                                                 ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ                                                                                СКАМ – СКОМ – СКУМ – СКЫМ                                                                             КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ                                                                                 ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ                                                                                ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ – ВТЫМ                                                                                   ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ                                                                                ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ

6. Игра «Раздели слова на слоги»

Логопед: Нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет - перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение ________3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. А тебе Слоговичок?

Слоговичок: да! Ко-неч-но!

7.Игра «Назови ласково»                                                                                                 Логопед: Сколько здесь деревьев и все они разные. Давайте вспомним какие деревья растут в лесу (тополь, каштан, клен, ель, береза, дуб). Слайды

Какие красивые осенние деревья мне так хочется назвать их ласково. Я называю вам дерево, а вы называете его ласково.                                                                Клен – кленок                                                                                                                             Дуб – дубочек                                                                                                                         Ель – елочка                                                                                                                                      Береза – береза                                                                                                                                           Тополь – тополек

Ребята, посмотрите, куда мы отправляемся дальше? (мнемокарта).                                                                                                                 8. Упражнение «Придумай слово на заданный слог»                                                        «Поляна звуков - листочков». 

 Слоговичок: А теперь переверните листочки, прочитайте написанный на нём слог и придумайте слово с этим слогом.

ЛИ – лиса, лимон, липа                                                                                                         
СО - собака, сосиски
ТА – таракан, Таня, табурет
НО - ноги, носок, носорог
ПА - папа, панама, паровоз

Ребята вы справились с заданиями, постарались придумать слова с заданным слогом.

Слоговичок: - Ребята, мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, жители этого леса спрятались. Испугались волшебника Буквоеда. Узнаем, кто в нём живёт. (слайд)

9. Игра «Чей хвост?»

- Если это хвост зайца. Чей это хвост? Это заячий хвост.                                                         - Если это хвост кошки? Чей это хвост? Это кошачий хвост.                                                  - Если это хвост белки? Чей это хвост? Это беличий хвост.                                                  - Если это хвост медведя? Чей это хвост? Это медвежий хвост.                                              - Если это хвост волка? Чей это хвост? Это волчий хвост.

Логопед: давайте оставим гостинцы для зверей.

10.Игра «Гостинцы для зверей».

Определите первый и по   в названиях овощей и фруктов: яблоко, груша, арбуз, слива, морковь, свёкла… Кого вы хотите угостить?

Я хочу оставить яблоко ежу.                                                                                      Я хочу угостить капустой зайца.                                                                                         Я оставлю морковь для зайца.                                                                                                 Я хочу положить арбуз для медведя.                                                                                      Я хочу угостить грушей лису.                                                                                     Я оставлю свёклу для волка.

Логопед: отправляемся дальше. Посмотрим на карту. Впереди поляна с грибочками и шишками.                                                                  

 11.Игра «Собери шишки».

 Я нашла шишку на грибе.                                                                                                       Я нашёл шишку под грибом.                                                                                                                              Я нашла шишку около гриба.                                                                                                     Я нашёл шишку за грибом.                                                                                                            Я нашёл шишку между грибом и дубовым листочком.                                                                                                  Я нашёл шишку под рябиновым листочком.

Слоговичок: Я сейчас про осень все расскажу:

Осенью часто светит солнце, и редко идут дожди.

Осенью птицы прилетают из тёплых стран.

Осенью на деревьях появляются листья.

Осенью люди на полях сеют семена.

Логопед: Ребята, чтобы Слоговичок не путался, давайте расскажем ему об осени.                                                                                                                                      12.Игра «Приметы осени»

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и расскажите, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Слоговичок: Молодцы какие! А вот и тропинка к моему дому. До свидания всем! Спасибо вам, ребята!

Логопед: до свидания. Слоговичок! До новых встреч!

А нам, чтобы вернуться в детский сад нужно выполнить ещё одно задание.              .Ритмическое упражнение «Листочки».                                                                                                   Вот мы и вернулись.

Итог занятия. Ребята, вы большие молодцы. Все задания сегодня выполнили правильно. А теперь спрошу я вас, что запомнилось у вас?

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие по осеннему лесу»

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук

Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук

Логопед : Ребята, вы готовы помочь и отправиться в путешествие? (Да)

Логопед : Ребята, вы готовы помочь и отправиться в путешествие? (Да)

Ребята вы справились с заданиями, постарались придумать слова с заданным слогом

Ребята вы справились с заданиями, постарались придумать слова с заданным слогом

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2023