Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Морское путешествие»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

занятие направлено на развитие познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Иконка файла материала занятие Ислямовой С.Ш..docx

МБДОУ «Раздольненский детский сад «Колокольчик» Советского района                        Республики Крым

Конспект  открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  в подготовительной

группе «Морское путешествие»

 

Разработала: воспитатель Ислямова С.Ш.

 

Цель: Активизация познавательной  активности детей.

 

Образовательные задачи:

Продолжать формировать у детей представления о днях недели.

Учить выкладывать фигуры из счетных палочек.

Продолжать учить  составлять и решать задачи.

Учить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

 

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением.

Развивать внимание детей.

Формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к математике.

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия.

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

 

Планируемые результаты: имеет представление о днях недели, временах года; умеет анализировать; понимает учебную задачу, сосредоточенно действует на протяжении всего занятия, может поддерживать беседу, рассуждает, высказывает свою точку зрения.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Раздаточный материал: счетные палочки,  карточки, математические наборы, циферблаты часов, простые карандаши.

Инвентарь для опытов: воронки, пустые стаканы, стаканы с грязной водой, стаканы с чистой водой,  ватные диски, ложки, тарелки, стаканы с образцами почвы, контейнеры с почвой,  салфетки, сосуд с песком, ключ, магнит.

 

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, конверт с письмом, карта.

 

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

 

Предварительная работа:

1. Решение логических задач.

2. Беседа о воде, о почве, о ее роли в жизни человека, растений , животных.

3. Использование игр: «Моряки».

4. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему «Корабли».

5. Чтение художественной литературы Лев Николаевич Толстой – «Прыжок»,  Борис Степанович Житков - «Морской плот», Борис Степанович Житков – «На льдине».

6. Индивидуальные  занятия.

 

Структура занятия:

I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

1. Организационный момент …2 мин.

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:

1. задание выложить корабль из счетных палочек… 3 мин.

2.  мозговой штурм …. ….2 мин.

3. решение задач.….…  5  мин.

4. гимнастика для глаз … 1 мин.

5. Опытническая деятельность….. 7 мин.

6. физминутка….2 мин.

7. работа с циферблатами….3 мин.

8. опыт- нахождение ключа …2 мин.

III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

1. Подведение итогов … …. 3 мин.

Длительность занятия – 30 минут

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая

Коммуникативная 

Познавательно-исследовательская 

Продуктивная 

 

 

 

 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости.                              

-Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте  и мы улыбнёмся нашим гостям, и скажем – здравствуйте!

- Сегодня утром, у нас под дверью, я нашла вот этот конверт (демонстрация конверта). Давайте  посмотрим, что в нем. Здесь для нас послание! Но почему-то ничего не видно.  На конверте написано: «чтобы узнать, что в этом письме, нагрейте его. Попробуем? (Нагреваем утюгом)   (Но, обратите внимание, ребята, что с нагревательными приборами нужно обращаться очень аккуратно, и без помощи взрослых этот опыт проводить нельзя).

Появляется надпись: «Тот, кто нашел это послание настоящий счастливчик.  Возьмите карту , она укажет, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать.

-Все ясно, в нашей группе побывали волшебные пираты и заколдовали её. Они превратили группу в волшебные острова.                             

Прежде, чем мы доберемся до сокровищ, нам придется сделать несколько остановок и преодолеть препятствия. Но как, же нам попасть на эти острова, как найти туда дорогу? (Предложения детей)

- Действительно можно по карте, она есть в этом письме, по ней можно найти путь к каждому острову. Давайте, теперь решим ,  на чём мы отправимся в это путешествие? (Предложение детей)

- Можно построить корабль из счетных палочек.

Задание 1. выложить корабль из счетных палочек. (Строят)

Сколько палочек вам понадобилось?

- Корабль готов.                                                                           

Воспитатель: - Молодцы! Но,  прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно определить день путешествия. Путешествие состоится сегодня. Какой сегодня день недели?

-А какой сейчас весенний месяц?

Воспитатель: - Значит,  мы отправляемся в путешествие сегодня, в среду утром,  в апреле.

Воспитатель: - Очень хорошо!

- Теперь, давайте рассмотрим карту. Остров с сокровищами находится в самом конце нашего пути.

-Скажите, где на карте расположен наш заветный остров? ( в правом нижнем углу)

Воспитатель: - Вот , теперь мы готовы к путешествию.

-Матросы готовы?

-А я буду вашим капитаном!

-Полный вперед!

-Вот нас встречает

 

Первый остров -  "ОСТРОВ ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧЕК"                

-Где на карте расположен этот остров? (в левом верхнем углу)

-Жители этого острова просят нас придумать новые задачки.     

-Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Дети: Задача: условие-------вопрос------решение ------ответ

-Посмотрите на экран и придумайте по ней задачу.                      

-На какое математическое действие эта задача?

 

ГИМНАСТАКА  ДЛЯ  ГЛАЗ

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в межбровье погляди.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем, медленно вдыхаем.

А на выдохе опять – глазки заставляй моргать.

 

 "ОСТРОВ ПРИРОДЫ"                             

 -Где на карте расположен этот остров? (в правом верхнем углу)

Ребята, а пираты зря времени не теряют, пока мы решали задачи,  они побывали  здесь ,  и загрязнили  всю воду, вытоптали всю почву. Что же нам делать?

-Давайте, исправим ситуацию и очистим остров.

Опыт 1

Оборудование и материалы: пустые стаканы, стаканы с грязной водой, бинт, ватные диски, воронки.

Я предлагаю очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси.

- Давайте попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать ватные диски и бинт .

 Что у меня в руке? (бинт) Давайте проделаем небольшой опыт.   В  стакан поместим воронку. В воронку положим кусок бинта. (При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи)

 Теперь, проведем такой же эксперимент с ватным диском. Какая вода капает в стакан? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь, а  вода становится чистой.

Опыт 2

Цель. Показать, что в почве есть воздух. Показать, что в результате вытаптывания почвы,   ухудшаются условия жизни подземных обитателей,  а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы: образцы почвы (рыхлой и утоптанной); стаканы с водой .

Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. 

Проведение опыта . Одновременно налейте воду  в  образцы  почв,  и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы).

Каждый ребенок выполняет  опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.

 -Где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы,  сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

 Опыт 3

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Два контейнера  с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Проведение опыта. Предложить детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? (в одной чистая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки) .Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одном контейнере чистой водой, в другом - грязной. Что изменилось? В первом контейнере почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во втором контейнере? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте контейнеры  рядом и сравните образцы почв после полива.

-Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

(Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей)

- Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и растения  и животные не могут жить в такой почве.

-Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к природе, стараться сделать так, чтобы в ней всегда было чисто.

-Ребята, мы воду очистили, природа благодарна нам.           

А теперь, спустимся к речке и сделаем физминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Быстро к речке мы спустились,

Освежились и умылись.

1,2,3,4 – вот как славно освежились!

Как прекрасно в речке плавать,

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик – погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Нужно нам грести быстрей.

Мы работаем руками, кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой,

И отправились домой!

 

Наш корабль  приплыл  на  «ОСТРОВ ЧАСОВ»         

 

-Ребята, пираты побывали и на этом острове. Они поломали стрелки  на всех часах. И теперь, жители острова  не знают времени. Давайте, поможем им, и нарисуем стрелки на часах.  (8,12,17 часов).

Давным-давно, когда  часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.

- Но такими часами, ребята, человек мог пользоваться не всегда (Обсудить почему?). Работают они только в солнечную погоду

На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий сосуд с дырочкой наливали воду. Капля  за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Но вот беда, такие часы тоже оказались не удобными, т.к. воду всегда приходилось подливать в эту емкость.

Тогда человек заменил водные часы на песочные.     

Недостатком песочных часов является короткий интервал времени, который можно измерить с их помощью.

Самыми верными для человека оказались механические часы.  

Затем человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе  же колесики вертит стрелки. Но, механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали.

А какие часы не надо заводить?

Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.

-И вот перед нами долгожданный остров.   

"ОСТРОВ СОКРОВИЩ"                                                  

-А вот и сундук.

-Ой, ребята, а сундук-то не открывается. Но я знаю, что нужно сделать. Нужно выполнить последнее задание.
(Записка на сундуке)

 « Ключ будет вашим, если вы достанете его, не касаясь ключика рукой»

 Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой?

 ( С помощью магнита)

 - Вот мы и добыли наш ключ. Теперь сможем открыть сундук, и узнать что в нем лежит.

(Ребята, заберем сундук с собой, а монеты я раздам вам в группе)

- Вот и подошло  время возвращаться  в детский сад. Спасибо Вам, мои дорогие, за доставленное удовольствие, мне приятно было с вами путешествовать.    

-Ребята, понравилось вам путешествие? Что понравилось? Мне тоже  путешествие  показалось очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что вы все очень смелые, много знаете и умеете. Молодцы!

 


 

Посмотрите также