Конспект по окружающему миру
Оценка 4.9

Конспект по окружающему миру

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
28.05.2020
Конспект по окружающему миру
Конспект по окружающему миру: Какие бывают водоёмы? Что такое болото?
Какие бывают водоёмы Что такое болото.docx

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру: «Какие бывают водоёмы? Что такое болото»

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности

Готовятся к восприятию темы урока.

Приветствие. Проговаривание правил поведения на уроке. Уточняет понимание и нужность работы.

Здравствуйте, ребята! 

Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь, ручки, карандаши. Всё лишнее уберите с парт.

 

 

II. Актуализация знаний

Узнают тему урока ставят цель.

 

Организует постановку цели, озвучивает темы урока.

 

 

Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке (о круговороте воды в природе)

Верно.

В каких трех состояниях может находиться вода? (Вода может находиться в таких трех состояниях, как: жидком, твердом и газообразном).

Правильно.

Какое жидкое состояние? (обычная текучая вода)

Твердое состояние? (лед и снег)

Газообразное? (водяной пар)

Верно.

III.Формулиро-вание

проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока.

 

Планирование деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы с вами поговорим о местах, где скапливается и хранится вода. Как вы думаете, что это за места? (это водоёмы)

Откройте учебники на страничке 86.  «Водоём – это место, где скапливается и хранится вода. Недаром в старину водоём называли «вододержа», «водоскоп». Море, океан, озеро – естественные водоемы, их создала природа. Человек тоже создает водоёмы: пруды, водохранилища. Их называют искусственными водоёмами.

Так на какие 2 вида подразделяются все водоёмы? (естественные и искусственные)

Чем они отличаются? (естественные – созданы природой, а искусственные – человеком)

Давайте рассмотрим схему. В каких из этих водоемов вода солёная? (в океане и море)

А пресная вода в каких? (озеро, колодец, болото и водохранилище)

Правильно, но в этом перечне есть исключение, как вы думаете какое? (озеро, так как оно может быть солёным и пресным)

Верно. Например, самыми большими пресными озёрами являются озеро Виктория в Восточной Африке и озеро Верхнее, а самым крупным соленым озером является Каспийское озеро-море.

 Круговорот веществ в озе­ре не замкнут полностью. Поэтому нередко озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему — болото. Как же это происходит?

Ручьи и реки, впадающие в озёра, своим быстрым течением несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет. Поэтому все частицы почвы начинают оседать на дно. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с ними и остаются на дне. В озере скапливается ил. В озере разрастаются кубышки, кувшинки, стрелолист и другие растения. Сплошной ковёр из зелёных растений, плавающий на воде, называют сплавиной.

Сплавина постепенно смыкается, захватывая всё озеро. Дно, заполненное илом с неразложившимися остатками организмов, поднимается. Близ берегов появляется мох сфагнум, который густым ковром покрывает озеро. На этом ковре поселяются клюква, багульник и осоки. Бывшее озеро превращается в болото.

Болото бывает трех видов: низинное, верховое и переходное.

Низинные болота образуются на месте бывших озер, в долинах рек и в понижениях, которые постоянно или временно затопляются водой. Питаются они преимущественно грунтовыми водами, богатыми минеральными солями. В растительном покрове господствуют зеленые мхи, различные осоки и злаки. На более старых болотах появляются береза, ольха, ива. Эти болота отличаются слабой заторфованностью — мощность торфа не превышает 1 — 1,5 м.

Верховые болота формируются на плоских водоразделах, питаются в основном атмосферными осадками, для растительности характерен ограниченный видовой состав — сфагновые мхи, пушица, багульник, клюква, вереск, а из древесных — сосна, береза, реже кедр и лиственница. Деревья сильно угнетены и низкорослы. Сфагновый мох лучше произрастает в середине болотного массива, на окраинах он угнетается минерализованными водами. Поэтому верховые болота несколько выпуклые, их середина возвышается на 3-4 м. Торфяной слой достигает 6-10 м и более.

Переходные болота, или смешанные представляют переходную стадию между низинными и верховыми. В низинных болотах происходит накопление растительных остатков, поверхность болота повышается. В результате этого грунтовая вода, богатая солями, перестает питать болото. Травяная растительность отмирает и заменяется мхами.

(Открытие нового знания), формулирование определения.

Слушают учителя

 

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока.

 

Планирование деятельности на уроке.

 

Кто же живёт в такой экосистеме?

Один из самых интересных болотных обитателей — мох сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя воду. Всего 10 г мха (а это масса одного спичечного коробка) могут «выпить» целый стакан воды.

Ещё одно интересное свойство сфагнума — лечебное. Это растение может убивать микробов. Поэтому вода на сфагновом болоте очень чистая.

Мхи очень длинные и уходят своим основанием глубоко в воду. У поверхности воды все растения зелёные. Ниже можно наблюдать белёсые отмершие части сфагнума. Ещё ниже находятся бурые полуразложившиеся части мха. Это тот же сфагнум, но только давно погибший.

Мёртвые части растений не разрушаются, так как на болотах мало «мусорщиков». Полуразложившиеся остатки растений постепенно уплотняются и превращаются в торф. Во многих районах сухим торфом топят печи. Даже электричество на электростанциях вырабатывают, используя торф в качестве горючего.

Среди болотных растений славится клюква. Особенно хороши ягоды клюквы, прихваченные морозцем. Люди всегда собирали эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах встречаются и другие вкусные ягоды: голубика, морошка.

Много интересных растений можно увидеть на болотах, в том числе и плотоядных. Они способны "ловить" и переваривать насекомых! А называется такое растение росянкой круглолистной. Из этого растения делают лекарства от кашля. А какие животные там живут? Среди обитателей болот известна самая обычная лягушка.

Животные — обитатели болот (кулик, комар, лягушка, лось, белая куропатка, журавль)

К типичным обитателям болот относятся белые куропатки, кулики, журавли. Часто здесь можно встретить лосей.

А ещё на болотах очень много мелких кровососущих насекомых — комаров.

Вместе с «кормильцами» и «едоками» на болотах встречаются и «мусорщики». Без них не мог бы замыкаться круговорот. Но жизнь «мусорщиков» очень нелёгкая. Особенно тяжело приходится маленьким бактериям. Под слоем сфагнума сыро, нет кислорода для дыхания. Да ещё там скапливаются ядовитые вещества, губительные для живых организмов.

«Мусорщики» в болоте не успевают быстро перерабатывать все остатки умерших организмов в питательные вещества для растений. Вот и увеличивается моховое болото.

Иногда болото начинает зарастать травой (осокой, рогозом, злаками). Растения уплотняют почву. На ней развивается сырой луг. Спустя много лет здесь могут появиться луговые растения: лютики, ромашки, колокольчики, щавель и другие

IV. Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Подводит итоги урока

И так, о чем мы сегодня говори на уроке? (о водоемах и подробно познакомились с болотом)

Какими бывают водоемы? (естественным и искусственными)

Какими бывают болота? (низинными, верховыми и переходными)

Какие растения болот вы можете назвать? (мох сфагнум, клюква, голубика)

А каких животных вы можете назвать? (белая куропатка, лось, лягушка, комар)

V. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Записывают домашнее задание

Говорит домашнее задание , прощается с учениками.

Наш урок подошёл к концу. Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо работали.

Теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Ваше домашнее задание – подготовить небольшое сообщение об одном из растений болота на страничке 87, отвечая на вопрос: «Как связаны особенности внешнего вида растения с условиями жизни на болоте?».

 

 


 

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру: «Какие бывают водоёмы?

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру: «Какие бывают водоёмы?

III.Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности

III.Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности

Ручьи и реки, впадающие в озёра, своим быстрым течением несут множество песчинок и мелких частиц почвы

Ручьи и реки, впадающие в озёра, своим быстрым течением несут множество песчинок и мелких частиц почвы

Деревья сильно угнетены и низкорослы

Деревья сильно угнетены и низкорослы

Это тот же сфагнум, но только давно погибший

Это тот же сфагнум, но только давно погибший

Без них не мог бы замыкаться круговорот

Без них не мог бы замыкаться круговорот

Записывают домашнее задание

Записывают домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020