Конспект психологического занятия
Оценка 4.9

Конспект психологического занятия

Оценка 4.9
Разработки уроков
DOCX
психологическая работа +1
1 кл—2 кл
10.12.2019
Конспект психологического занятия
психологическое занятие в рамках курса адаптации первоклассников к школе
Морозова_ТН_конспект псих.занятия.DOCX

Конспект психологического занятия «Учимся справляться с трудностями».

(1 класс, учебное занятие в рамках реализации программы

адаптации первоклассников к школе.)

Составитель:

Морозова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 7» г.Нефтеюганска.

 

Пояснительная записка к аттестационному заданию

(обоснование предлагаемого решения).

 

В        настоящее время приоритетным в образовании становится – развитие. Это не количество знаний, а умение ими пользоваться в нестандартной ситуации, это не наличие знаний, а умение добыть их, это умение определять свое незнание, контролировать и оценивать свою деятельность.

 

Важнейшим условием успешности школьника является сформированная учебная деятельность. Составными компонентами учебной деятельности являются: потребности и мотивы, целеполагание, условия и средства достижения поставленных целей, учебные действия и операции, самоконтроль и самооценка. Все компоненты учебной деятельности имеют то или иное предметное содержание, а сама она направлена на творческое созидание определённого материала иди духовного досуга.

 

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не должен без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет

 

о   принципах работы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и облекать их следует в форму просьб или пожеланий учителя,


а   не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Поэтому в период адаптации первоклассника к школе необходимо уделять большое внимание игре, которая у многих из них не перешла еще в ведущий тип деятельности школьного возраста - учебную деятельность.

 

Игра-это сложное социально-психологическое явление.

 

Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

 

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

В    структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность младшего школьника реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется к качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависит от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. На своих занятиях я использую технологии ролевой игры (ситуационной) связанной с решением конкретной проблемы – игровой ситуации, в которой дети могут легко прийти к различным способам ее разрешения.


 

Предмет: психология.

Тема занятия: «Учимся справляться с трудностями».

 

Цель занятия: решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя их собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли).

 

Задачи:

 

1.     Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

 

2.     Формирование мотивации на преодоление трудностей.

 

3.     Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

 

4.     Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за

 

помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

Продолжительность занятия: 35 минут.

 

Оборудование: музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

 

Используемые педагогические технологии: проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

 

Универсальные учебные действия:

1.     Личностные универсальные учебные действия:

·   -навыки конструктивного взаимодействия,

·   -адекватное  реагирование  на  трудности  (используем  задания  арт-

терапии на создание друга котенка Саши).

 

2.     Познавательные универсальные учебные действия:

 

·   - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

 

3.     Регулятивные универсальные учебные действия:

 

·   -способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

 

4.     Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

·   - умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

 

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках

занятия:

Методы:


·        сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

 

·        дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

 

·        игровые методы (элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

 

Технологии:

 

·        проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

 

·        использование ИКТ (проектор).

 

·        игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

 

Ход занятия

 

 

 

 

 

 

Таблица

Этап

 

Деятельность

 

Деятельность

занятия

 

педагога

 

учащихся

Организационна

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Приветствуют друг

я

Япредлагаювстатьвкруги

друга

Часть

поприветствовать друг

друга необычным

 

 

 

способом:  ладошками.  Передадим  друг

 

2 мин

другу хорошее настроение по кругу.

 

Сообщение

Спасибо!  Ребята,  сегодня  у  нас  с  вами

 

темы

занятия,

будет необычное занятие, к нам на занятие

 

мотивация.

пришел  котенок  Саша  (педагог-психолог

 

 

 

играет   направляющую   роль

котенка

 

 

 

Саши,   показывает   котенка   -   мягкую

 

 

 

игрушку).  Вместе  с  котенком  Сашей  мы

Дети отвечают

 

 

будем решать трудные задачи.

 

 

 

 

Вы готовы помочь котенку Саше?

 

Все садятся в круг

 

 

Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

 

Основная

Итак,  ребята,  для  начала  мы  с  вами

 

часть:

 

послушаем историю про котенка Сашу. Вы

 

1.Постановка

слушайте внимательно и стараетесь найти

Дети отвечают

проблемной

ситуации, в которых Саше было трудно, и

 

ситуации

как он эти трудности решил? Готовы?

Внимательно

 

 

.«История

про

котенка

Сашу»

слушают

 

 

(приложение)

 

 

 

 

2.Обсуждение

- Понравилась вам сказка?

 

Дети отвечают.

истории

про

 

 

 

 

 

котенка Сашу

-  Побеждает  ли  кто-нибудь  в  сказке  и

Дети   отвечают   -

 

 

почему?

 

 

 

котенок Саша.

 

 

 

 

 

 

 


 

Дети

отвечают

-

- С чего все начиналось в этой истории?

вырос

Саша

и

 

пошел

искать

 

знание.

 

- Что после с ним случилось? Кто помог

Дети

отвечают

-

Саше?

встретил  бабушку,

 

и она ему помогла.

Называют         горы:

-      Какие  трудности  встретились  котенку  «Трудно»,

Саше?«Скучно»,

 

«Неудача».

-        Какие  "подсказки"  помогли  котенку  Дети отвечают:

Саше справиться с трудностями?"

1.«Если

трудно  -

 

смелей

и

старайся

 

сильней!»

 

 

2.«Работу

ты

 

закончи

поскорей,

 

чтобы

со

скукой

 

справиться

 

быстрей

 

 

 

3.«Коль

 

ошибка

 

приключиться,

 

буду   я

на   ней

 

учиться, буду я на

А            теперь   давайте   все   дружно   их  ней учиться, да не

 

проговорим.

 

расстраиваться».

3.Установление

-  Ребята,  вы  молодцы.  Теперь  давайте

Дети

 

 

причинно-

пересядем за столы.

 

пересаживаются.

следственной

Перед вами лежат карточки, внимательно

Дети выкладывают

связи  (работа  с

посмотрите на них и выложите карточки в

карточки

в

последовательно

правильномпорядке,чтозачем

правильном

 

стью картинок).

происходило.

 

порядке

с

учетом

 

 

 

причинно-

 

 

(Соревновательный  момент,  кто  быстрее

следственных

Взаимопроверка

выложит карточки)

 

связей.

 

 

 

-А  теперь проверьте  у соседа,  насколько

Проверяют

друг

 

правильно он выполнил это задание.

друга

 

 

 

Ребятапроверяютдругудруга

Сравнивают

 

 

правильностьвыполненного

задания.

правильный

ответ

 

После  этого  на  экране  высвечивается

на презентации

 

правильный порядок раскладки.

 

 

 

 

 

 

 

Дети

отвечают:1

 

- Какая была первая трудность?

Как с ней

гора «Трудно».


справился котенок Саша?

Подсказка«Если

 

трудно -

смелей и

 

старайся сильней»

 

2гора

«Скучно»

 

подсказка «Работу

- Какая была вторая трудность? Как с ней

ты

закончи

справился котенок?

поскорей,

чтобы

 

со

скукой

 

справиться

 

быстрей

 

 

3гора «Неудача».

-   И третья трудность, с которой встретился  Подсказка«Коль

 

Саша называется?

ошибка

Как он решил её?

приключиться,

 

буду   я   на   ней

 

учиться, буду я на

 

ней учиться, да не

 

расстраиваться»

 

Приводят

 

примеры.

 

-           Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

 

 

 

 

Например, Во время учебы, когда скучно

 

 

 

 

на уроке, было у вас такое?

 

 

 

 

Когда не получается  правильно написать

 

 

 

 

букву, решить пример.

 

Физминутка

 

«Кис-кис»

 

Делают

Цель:

снятие

Ребята, мы хорошо поработали, и котенок

физминутку

психического

 

Саша предлагает нам отдохнуть.  Встанем

 

напряжения

с

в   круг.

Я   буду   вам   показывать

 

помощью танца

 

упражнения,  а  вы  все  дружно  за  мной

 

 

 

 

будете повторять либо придумывать свои

 

 

 

 

движения.

 

 

 

 

 

( презентация с физминуткой).

 

 

 

 

Молодцы, ребята!

 

4.Ситуация

 

Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш

 

"Школьные

 

Саша путешествовал в поисках знания, все

 

трудности"

 

его друзья разучились учиться. Им было

 

 

 

 

скучно сидеть на занятиях, трудно решать

 

 

 

 

примеры и задачи, которые давал учитель,

 

 

 

 

и  после  каждой  неудачи  они  не  хотели

Отвечают

 

 

 

идти в школу.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, что Саша посоветовал

Отвечают


 

 

бы своим друзьям?

 

 

 

 

- Как бы вы справлялись с ними?

Высказывают  свои

 

 

- Плакали?

мнения

 

 

 

- Прятались под парту?

Отвечают

 

 

 

-Сами пытались справиться?

Отвечают

 

 

 

-Просили    помощи    у    друга?    У

Отвечают

 

 

 

учительницы?

Отвечают

 

 

 

-   Как можно попросить помощи? Какие

 

 

 

 

знаете волшебные слова?

 

 

 

 

- "У кого еще можно попросить помощи?"

Отвечают

(с

 

 

 

помощью

 

 

 

 

«волшебных» слов).

 

 

-  Что  мы  можем  посоветовать  друзьям

Отвечают

 

 

Саши?

друзей,

у

 

 

 

родителей,

у

 

 

 

учителя)

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

Работают

в

 

 

 

группах

 

 

 

- Давайте разобьемся на две группы и вы

(представляют

 

 

 

найдете  способы,  которые  могут  помочь

свои ответы)

 

 

 

справиться вам и друзьям Саши со своими

 

 

 

 

трудностями.

 

 

 

 

-

отвечают

 

 

 

-Как  вы  считаете,  помогли  мы  друзьям

 

 

 

 

котенка   Саши   справиться   со   своими

 

 

 

 

трудностями?

 

 

 

 

В   жизни   каждого   человека   бывают

 

 

 

 

трудности.   И   силы   для   разрешения

 

 

 

 

трудной ситуации надо искать не только в

 

 

 

 

самом  себе,  но  и  уметь  обратиться  за

 

 

 

 

помощью  к  другим  (другу,  родителям,

 

 

 

 

учителю).

 

 

 

 

-Ребята, запомните важное правило: "Ищи

 

 

 

 

силы для разрешения трудной ситуации

 

 

 

 

не только в самом себе, но и у людей,

 

 

 

 

которые находятся рядом с тобой, ты их

 

 

 

 

обязательно  найдешь  и  ты  наверняка

 

 

 

 

победишь трудности"

 

 

5.АРТ-терапия

А сейчас я предлагаю вам слепить друзей

 

 

«Лепка»

 

котенка  Саши,  чтобы,  когда  возникнут

Дети лепят друзей

Цель:

снятие

трудности,  мы  могли  вспомнить,  как  их

котенка Саши

 


мышечного

разрешал   котенок   Саша   со   своими

 

 

напряжения,

друзьями.

 

 

профилактика

Если вам нужна будет помощь, я раздам

 

 

тревожности.

вам схемы, по которым легче будет лепить

 

 

 

сказочного героя.

Отвечают

чему

 

 

научились

друзья

 

Молодцы!  Давайте,  соберём  всех  друзей

котенка Саши

 

около нашего котенка и покажем их ему.

 

 

 

Вот  какие  друзья  получились  у  нашего

 

 

 

котенка!

 

 

 

Чему они сегодня научились?

 

 

 

И они говорят вам спасибо, ребята.

 

 

Итоговая

Ребята, предлагаю вам встать в круг.

Становятся в круг

часть:

- Кто был нашим помощником?

Отвечают

 

рефлексия.

 

(Котенок Саша)

 

-   Вам   понравилось   помогать   котенку

Отвечают  (умение

 

Саше?

справляться

с

 

- Что нового вы узнали на занятии? Чему

трудностями)

 

мы сегодня научились?

Дети отвечают

 

 

Дети рассказывают

 

 

от лица сказочных

 

-Давайте  сейчас  каждый  из  вас  от  лица

героев.

 

 

вашего  сказочного  героя  скажет,  как  он

 

 

 

будет разрешать трудные ситуации

Хлопают

друг

 

- А пригодится нам это в жизни?

другу за работу.

 

- Ребята, давайте похлопаем друг другу.

 

 

 

-  На  этом  наше  сегодняшнее  занятие

 

 

 

заканчивается.

 

 

 

Всем спасибо за занятие!

 

 

 

 

 

 

 

«02» мая 2015 год


Приложение

 

к аттестационному заданию

 

История «Сказка о котенке Саше».

 

Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

 

Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

 

-     Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

 

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно - смелей и старайся сильней!»Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

 

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

 

Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору

 

и   станешь Ученым котом, котом-пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к

 

Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.


 

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия

Конспект психологического занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019