Конспект психологического занятия

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

психологическое занятие в рамках курса адаптации первоклассников к школе
Иконка файла материала Морозова_ТН_конспект псих.занятия.DOCX

Конспект психологического занятия «Учимся справляться с трудностями».

(1 класс, учебное занятие в рамках реализации программы

адаптации первоклассников к школе.)

Составитель:

Морозова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 7» г.Нефтеюганска.

 

Пояснительная записка к аттестационному заданию

(обоснование предлагаемого решения).

 

В        настоящее время приоритетным в образовании становится – развитие. Это не количество знаний, а умение ими пользоваться в нестандартной ситуации, это не наличие знаний, а умение добыть их, это умение определять свое незнание, контролировать и оценивать свою деятельность.

 

Важнейшим условием успешности школьника является сформированная учебная деятельность. Составными компонентами учебной деятельности являются: потребности и мотивы, целеполагание, условия и средства достижения поставленных целей, учебные действия и операции, самоконтроль и самооценка. Все компоненты учебной деятельности имеют то или иное предметное содержание, а сама она направлена на творческое созидание определённого материала иди духовного досуга.

 

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не должен без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет

 

о   принципах работы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и облекать их следует в форму просьб или пожеланий учителя,


а   не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Поэтому в период адаптации первоклассника к школе необходимо уделять большое внимание игре, которая у многих из них не перешла еще в ведущий тип деятельности школьного возраста - учебную деятельность.

 

Игра-это сложное социально-психологическое явление.

 

Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

 

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

В    структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность младшего школьника реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется к качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависит от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. На своих занятиях я использую технологии ролевой игры (ситуационной) связанной с решением конкретной проблемы – игровой ситуации, в которой дети могут легко прийти к различным способам ее разрешения.


 

Предмет: психология.

Тема занятия: «Учимся справляться с трудностями».

 

Цель занятия: решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя их собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли).

 

Задачи:

 

1.     Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

 

2.     Формирование мотивации на преодоление трудностей.

 

3.     Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

 

4.     Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за

 

помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

Продолжительность занятия: 35 минут.

 

Оборудование: музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

 

Используемые педагогические технологии: проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

 

Универсальные учебные действия:

1.     Личностные универсальные учебные действия:

·   -навыки конструктивного взаимодействия,

·   -адекватное  реагирование  на  трудности  (используем  задания  арт-

терапии на создание друга котенка Саши).

 

2.     Познавательные универсальные учебные действия:

 

·   - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

 

3.     Регулятивные универсальные учебные действия:

 

·   -способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

 

4.     Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

·   - умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

 

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках

занятия:

Методы:


·        сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

 

·        дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

 

·        игровые методы (элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

 

Технологии:

 

·        проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

 

·        использование ИКТ (проектор).

 

·        игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

 

Ход занятия

 

 

 

 

 

 

Таблица

Этап

 

Деятельность

 

Деятельность

занятия

 

педагога

 

учащихся

Организационна

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Приветствуют друг

я

Япредлагаювстатьвкруги

друга

Часть

поприветствовать друг

друга необычным

 

 

 

способом:  ладошками.  Передадим  друг

 

2 мин

другу хорошее настроение по кругу.

 

Сообщение

Спасибо!  Ребята,  сегодня  у  нас  с  вами

 

темы

занятия,

будет необычное занятие, к нам на занятие

 

мотивация.

пришел  котенок  Саша  (педагог-психолог

 

 

 

играет   направляющую   роль

котенка

 

 

 

Саши,   показывает   котенка   -   мягкую

 

 

 

игрушку).  Вместе  с  котенком  Сашей  мы

Дети отвечают

 

 

будем решать трудные задачи.

 

 

 

 

Вы готовы помочь котенку Саше?

 

Все садятся в круг

 

 

Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

 

Основная

Итак,  ребята,  для  начала  мы  с  вами

 

часть:

 

послушаем историю про котенка Сашу. Вы

 

1.Постановка

слушайте внимательно и стараетесь найти

Дети отвечают

проблемной

ситуации, в которых Саше было трудно, и

 

ситуации

как он эти трудности решил? Готовы?

Внимательно

 

 

.«История

про

котенка

Сашу»

слушают

 

 

(приложение)

 

 

 

 

2.Обсуждение

- Понравилась вам сказка?

 

Дети отвечают.

истории

про

 

 

 

 

 

котенка Сашу

-  Побеждает  ли  кто-нибудь  в  сказке  и

Дети   отвечают   -

 

 

почему?

 

 

 

котенок Саша.

 

 

 

 

 

 

 


 

Дети

отвечают

-

- С чего все начиналось в этой истории?

вырос

Саша

и

 

пошел

искать

 

знание.

 

- Что после с ним случилось? Кто помог

Дети

отвечают

-

Саше?

встретил  бабушку,

 

и она ему помогла.

Называют         горы:

-      Какие  трудности  встретились  котенку  «Трудно»,

Саше?«Скучно»,

 

«Неудача».

-        Какие  "подсказки"  помогли  котенку  Дети отвечают:

Саше справиться с трудностями?"

1.«Если

трудно  -

 

смелей

и

старайся

 

сильней!»

 

 

2.«Работу

ты

 

закончи

поскорей,

 

чтобы

со

скукой

 

справиться

 

быстрей

 

 

 

3.«Коль

 

ошибка

 

приключиться,

 

буду   я

на   ней

 

учиться, буду я на

А            теперь   давайте   все   дружно   их  ней учиться, да не

 

проговорим.

 

расстраиваться».

3.Установление

-  Ребята,  вы  молодцы.  Теперь  давайте

Дети

 

 

причинно-

пересядем за столы.

 

пересаживаются.

следственной

Перед вами лежат карточки, внимательно

Дети выкладывают

связи  (работа  с

посмотрите на них и выложите карточки в

карточки

в

последовательно

правильномпорядке,чтозачем

правильном

 

стью картинок).

происходило.

 

порядке

с

учетом

 

 

 

причинно-

 

 

(Соревновательный  момент,  кто  быстрее

следственных

Взаимопроверка

выложит карточки)

 

связей.

 

 

 

-А  теперь проверьте  у соседа,  насколько

Проверяют

друг

 

правильно он выполнил это задание.

друга

 

 

 

Ребятапроверяютдругудруга

Сравнивают

 

 

правильностьвыполненного

задания.

правильный

ответ

 

После  этого  на  экране  высвечивается

на презентации

 

правильный порядок раскладки.

 

 

 

 

 

 

 

Дети

отвечают:1

 

- Какая была первая трудность?

Как с ней

гора «Трудно».


справился котенок Саша?

Подсказка«Если

 

трудно -

смелей и

 

старайся сильней»

 

2гора

«Скучно»

 

подсказка «Работу

- Какая была вторая трудность? Как с ней

ты

закончи

справился котенок?

поскорей,

чтобы

 

со

скукой

 

справиться

 

быстрей

 

 

3гора «Неудача».

-   И третья трудность, с которой встретился  Подсказка«Коль

 

Саша называется?

ошибка

Как он решил её?

приключиться,

 

буду   я   на   ней

 

учиться, буду я на

 

ней учиться, да не

 

расстраиваться»

 

Приводят

 

примеры.

 

-           Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

 

 

 

 

Например, Во время учебы, когда скучно

 

 

 

 

на уроке, было у вас такое?

 

 

 

 

Когда не получается  правильно написать

 

 

 

 

букву, решить пример.

 

Физминутка

 

«Кис-кис»

 

Делают

Цель:

снятие

Ребята, мы хорошо поработали, и котенок

физминутку

психического

 

Саша предлагает нам отдохнуть.  Встанем

 

напряжения

с

в   круг.

Я   буду   вам   показывать

 

помощью танца

 

упражнения,  а  вы  все  дружно  за  мной

 

 

 

 

будете повторять либо придумывать свои

 

 

 

 

движения.

 

 

 

 

 

( презентация с физминуткой).

 

 

 

 

Молодцы, ребята!

 

4.Ситуация

 

Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш

 

"Школьные

 

Саша путешествовал в поисках знания, все

 

трудности"

 

его друзья разучились учиться. Им было

 

 

 

 

скучно сидеть на занятиях, трудно решать

 

 

 

 

примеры и задачи, которые давал учитель,

 

 

 

 

и  после  каждой  неудачи  они  не  хотели

Отвечают

 

 

 

идти в школу.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, что Саша посоветовал

Отвечают


 

 

бы своим друзьям?

 

 

 

 

- Как бы вы справлялись с ними?

Высказывают  свои

 

 

- Плакали?

мнения

 

 

 

- Прятались под парту?

Отвечают

 

 

 

-Сами пытались справиться?

Отвечают

 

 

 

-Просили    помощи    у    друга?    У

Отвечают

 

 

 

учительницы?

Отвечают

 

 

 

-   Как можно попросить помощи? Какие

 

 

 

 

знаете волшебные слова?

 

 

 

 

- "У кого еще можно попросить помощи?"

Отвечают

(с

 

 

 

помощью

 

 

 

 

«волшебных» слов).

 

 

-  Что  мы  можем  посоветовать  друзьям

Отвечают

 

 

Саши?

друзей,

у

 

 

 

родителей,

у

 

 

 

учителя)

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

Работают

в

 

 

 

группах

 

 

 

- Давайте разобьемся на две группы и вы

(представляют

 

 

 

найдете  способы,  которые  могут  помочь

свои ответы)

 

 

 

справиться вам и друзьям Саши со своими

 

 

 

 

трудностями.

 

 

 

 

-

отвечают

 

 

 

-Как  вы  считаете,  помогли  мы  друзьям

 

 

 

 

котенка   Саши   справиться   со   своими

 

 

 

 

трудностями?

 

 

 

 

В   жизни   каждого   человека   бывают

 

 

 

 

трудности.   И   силы   для   разрешения

 

 

 

 

трудной ситуации надо искать не только в

 

 

 

 

самом  себе,  но  и  уметь  обратиться  за

 

 

 

 

помощью  к  другим  (другу,  родителям,

 

 

 

 

учителю).

 

 

 

 

-Ребята, запомните важное правило: "Ищи

 

 

 

 

силы для разрешения трудной ситуации

 

 

 

 

не только в самом себе, но и у людей,

 

 

 

 

которые находятся рядом с тобой, ты их

 

 

 

 

обязательно  найдешь  и  ты  наверняка

 

 

 

 

победишь трудности"

 

 

5.АРТ-терапия

А сейчас я предлагаю вам слепить друзей

 

 

«Лепка»

 

котенка  Саши,  чтобы,  когда  возникнут

Дети лепят друзей

Цель:

снятие

трудности,  мы  могли  вспомнить,  как  их

котенка Саши

 


мышечного

разрешал   котенок   Саша   со   своими

 

 

напряжения,

друзьями.

 

 

профилактика

Если вам нужна будет помощь, я раздам

 

 

тревожности.

вам схемы, по которым легче будет лепить

 

 

 

сказочного героя.

Отвечают

чему

 

 

научились

друзья

 

Молодцы!  Давайте,  соберём  всех  друзей

котенка Саши

 

около нашего котенка и покажем их ему.

 

 

 

Вот  какие  друзья  получились  у  нашего

 

 

 

котенка!

 

 

 

Чему они сегодня научились?

 

 

 

И они говорят вам спасибо, ребята.

 

 

Итоговая

Ребята, предлагаю вам встать в круг.

Становятся в круг

часть:

- Кто был нашим помощником?

Отвечают

 

рефлексия.

 

(Котенок Саша)

 

-   Вам   понравилось   помогать   котенку

Отвечают  (умение

 

Саше?

справляться

с

 

- Что нового вы узнали на занятии? Чему

трудностями)

 

мы сегодня научились?

Дети отвечают

 

 

Дети рассказывают

 

 

от лица сказочных

 

-Давайте  сейчас  каждый  из  вас  от  лица

героев.

 

 

вашего  сказочного  героя  скажет,  как  он

 

 

 

будет разрешать трудные ситуации

Хлопают

друг

 

- А пригодится нам это в жизни?

другу за работу.

 

- Ребята, давайте похлопаем друг другу.

 

 

 

-  На  этом  наше  сегодняшнее  занятие

 

 

 

заканчивается.

 

 

 

Всем спасибо за занятие!

 

 

 

 

 

 

 

«02» мая 2015 год


Приложение

 

к аттестационному заданию

 

История «Сказка о котенке Саше».

 

Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

 

Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

 

-     Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

 

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно - смелей и старайся сильней!»Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

 

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

 

Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору

 

и   станешь Ученым котом, котом-пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к

 

Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.