Конспект психологического занятия «Учимся справляться с трудностями».
(1 класс, учебное занятие в рамках реализации программы
адаптации первоклассников к школе.)
Составитель:
Морозова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 7» г.Нефтеюганска.
Пояснительная записка к аттестационному заданию
(обоснование предлагаемого решения).
В настоящее время приоритетным в образовании становится – развитие. Это не количество знаний, а умение ими пользоваться в нестандартной ситуации, это не наличие знаний, а умение добыть их, это умение определять свое незнание, контролировать и оценивать свою деятельность.
Важнейшим условием успешности школьника является сформированная учебная деятельность. Составными компонентами учебной деятельности являются: потребности и мотивы, целеполагание, условия и средства достижения поставленных целей, учебные действия и операции, самоконтроль и самооценка. Все компоненты учебной деятельности имеют то или иное предметное содержание, а сама она направлена на творческое созидание определённого материала иди духовного досуга.
Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не должен без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет
о принципах работы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и облекать их следует в форму просьб или пожеланий учителя,
а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Поэтому в период адаптации первоклассника к школе необходимо уделять большое внимание игре, которая у многих из них не перешла еще в ведущий тип деятельности школьного возраста - учебную деятельность.
Игра-это сложное социально-психологическое явление.
Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность младшего школьника реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется к качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависит от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. На своих занятиях я использую технологии ролевой игры (ситуационной) связанной с решением конкретной проблемы – игровой ситуации, в которой дети могут легко прийти к различным способам ее разрешения.
Предмет: психология.
Тема занятия: «Учимся справляться с трудностями».
Цель занятия: решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя их собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли).
Задачи:
1. Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.
2. Формирование мотивации на преодоление трудностей.
3. Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.
4. Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за
помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.
Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).
Продолжительность занятия: 35 минут.
Оборудование: музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.
Используемые педагогические технологии: проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.
Универсальные учебные действия:
1. Личностные универсальные учебные действия:
· -навыки конструктивного взаимодействия,
· -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-
терапии на создание друга котенка Саши).
2. Познавательные универсальные учебные действия:
· - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).
3. Регулятивные универсальные учебные действия:
· -способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
· - умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках
занятия:
Методы:
· сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";
· дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);
· игровые методы (элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.
Технологии:
· проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).
· использование ИКТ (проектор).
· игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).
Ход занятия
|
|
|
|
|
|
Таблица |
Этап |
|
Деятельность |
|
Деятельность |
||
занятия |
|
педагога |
|
учащихся |
||
Организационна |
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. |
Приветствуют друг |
||||
я |
Япредлагаювстатьвкруги |
друга |
||||
Часть |
поприветствовать друг |
друга необычным |
|
|||
|
|
способом: ладошками. Передадим друг |
|
|||
2 мин |
другу хорошее настроение по кругу. |
|
||||
Сообщение |
Спасибо! Ребята, сегодня у нас с вами |
|
||||
темы |
занятия, |
будет необычное занятие, к нам на занятие |
|
|||
мотивация. |
пришел котенок Саша (педагог-психолог |
|
||||
|
|
играет направляющую роль |
котенка |
|
||
|
|
Саши, показывает котенка - мягкую |
|
|||
|
|
игрушку). Вместе с котенком Сашей мы |
Дети отвечают |
|||
|
|
будем решать трудные задачи. |
|
|
||
|
|
Вы готовы помочь котенку Саше? |
|
Все садятся в круг |
||
|
|
Давайте сядем все на ковер вокруг меня. |
|
|||
Основная |
Итак, ребята, для начала мы с вами |
|
||||
часть: |
|
послушаем историю про котенка Сашу. Вы |
|
|||
1.Постановка |
слушайте внимательно и стараетесь найти |
Дети отвечают |
||||
проблемной |
ситуации, в которых Саше было трудно, и |
|
||||
ситуации |
как он эти трудности решил? Готовы? |
Внимательно |
||||
|
|
.«История |
про |
котенка |
Сашу» |
слушают |
|
|
(приложение) |
|
|
|
|
2.Обсуждение |
- Понравилась вам сказка? |
|
Дети отвечают. |
|||
истории |
про |
|
|
|
|
|
котенка Сашу |
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и |
Дети отвечают - |
||||
|
|
почему? |
|
|
|
котенок Саша. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети |
отвечают |
- |
- С чего все начиналось в этой истории? |
вырос |
Саша |
и |
|
пошел |
искать |
|
|
знание. |
|
|
- Что после с ним случилось? Кто помог |
Дети |
отвечают |
- |
Саше? |
встретил бабушку, |
||
|
и она ему помогла. |
Называют горы:
- Какие трудности встретились котенку «Трудно»,
Саше?«Скучно»,
«Неудача».
- Какие "подсказки" помогли котенку Дети отвечают:
Саше справиться с трудностями?" |
1.«Если |
трудно - |
|
|
смелей |
и |
старайся |
|
сильней!» |
|
|
|
2.«Работу |
ты |
|
|
закончи |
поскорей, |
|
|
чтобы |
со |
скукой |
|
справиться |
||
|
быстрей |
|
|
|
3.«Коль |
|
ошибка |
|
приключиться, |
||
|
буду я |
на ней |
|
|
учиться, буду я на |
А теперь давайте все дружно их ней учиться, да не
|
проговорим. |
|
расстраиваться». |
||
3.Установление |
- Ребята, вы молодцы. Теперь давайте |
Дети |
|
|
|
причинно- |
пересядем за столы. |
|
пересаживаются. |
||
следственной |
Перед вами лежат карточки, внимательно |
Дети выкладывают |
|||
связи (работа с |
посмотрите на них и выложите карточки в |
карточки |
в |
||
последовательно |
правильномпорядке,чтозачем |
правильном |
|
||
стью картинок). |
происходило. |
|
порядке |
с |
учетом |
|
|
|
причинно- |
|
|
|
(Соревновательный момент, кто быстрее |
следственных |
|||
Взаимопроверка |
выложит карточки) |
|
связей. |
|
|
|
-А теперь проверьте у соседа, насколько |
Проверяют |
друг |
||
|
правильно он выполнил это задание. |
друга |
|
|
|
|
Ребятапроверяютдругудруга |
Сравнивают |
|
||
|
правильностьвыполненного |
задания. |
правильный |
ответ |
|
|
После этого на экране высвечивается |
на презентации |
|||
|
правильный порядок раскладки. |
|
|
|
|
|
|
|
Дети |
отвечают:1 |
|
|
- Какая была первая трудность? |
Как с ней |
гора «Трудно». |
справился котенок Саша? |
Подсказка«Если |
|
|
трудно - |
смелей и |
|
старайся сильней» |
|
|
2гора |
«Скучно» |
|
подсказка «Работу |
|
- Какая была вторая трудность? Как с ней |
ты |
закончи |
справился котенок? |
поскорей, |
чтобы |
|
со |
скукой |
|
справиться |
|
|
быстрей |
|
|
3гора «Неудача». |
- И третья трудность, с которой встретился Подсказка«Коль
Саша называется? |
ошибка |
Как он решил её? |
приключиться, |
|
буду я на ней |
|
учиться, буду я на |
|
ней учиться, да не |
|
расстраиваться» |
|
Приводят |
|
примеры. |
- Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?
|
|
|
Например, Во время учебы, когда скучно |
|
|
|
|
|
на уроке, было у вас такое? |
|
|
|
|
|
Когда не получается правильно написать |
|
|
|
|
|
букву, решить пример. |
|
|
Физминутка |
|
«Кис-кис» |
|
Делают |
|
Цель: |
снятие |
Ребята, мы хорошо поработали, и котенок |
физминутку |
||
психического |
|
Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем |
|
||
напряжения |
с |
в круг. |
Я буду вам показывать |
|
|
помощью танца |
|
упражнения, а вы все дружно за мной |
|
||
|
|
|
будете повторять либо придумывать свои |
|
|
|
|
|
движения. |
|
|
|
|
|
( презентация с физминуткой). |
|
|
|
|
|
Молодцы, ребята! |
|
|
4.Ситуация |
|
Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш |
|
||
"Школьные |
|
Саша путешествовал в поисках знания, все |
|
||
трудности" |
|
его друзья разучились учиться. Им было |
|
||
|
|
|
скучно сидеть на занятиях, трудно решать |
|
|
|
|
|
примеры и задачи, которые давал учитель, |
|
|
|
|
|
и после каждой неудачи они не хотели |
Отвечают |
|
|
|
|
идти в школу. |
|
|
|
|
|
- Как вы думаете, что Саша посоветовал |
Отвечают |
|
|
бы своим друзьям? |
|
|
|
|
- Как бы вы справлялись с ними? |
Высказывают свои |
|
|
|
- Плакали? |
мнения |
|
|
|
- Прятались под парту? |
Отвечают |
|
|
|
-Сами пытались справиться? |
Отвечают |
|
|
|
-Просили помощи у друга? У |
Отвечают |
|
|
|
учительницы? |
Отвечают |
|
|
|
- Как можно попросить помощи? Какие |
|
|
|
|
знаете волшебные слова? |
|
|
|
|
- "У кого еще можно попросить помощи?" |
Отвечают |
(с |
|
|
|
помощью |
|
|
|
|
«волшебных» слов). |
|
|
|
- Что мы можем посоветовать друзьям |
Отвечают |
(У |
|
|
Саши? |
друзей, |
у |
|
|
|
родителей, |
у |
|
|
|
учителя) |
|
|
|
|
Дают свои ответы |
|
|
|
|
Отвечают |
|
|
|
|
Работают |
в |
|
|
|
группах |
|
|
|
- Давайте разобьемся на две группы и вы |
(представляют |
|
|
|
найдете способы, которые могут помочь |
свои ответы) |
|
|
|
справиться вам и друзьям Саши со своими |
|
|
|
|
трудностями. |
|
|
|
|
- |
отвечают |
|
|
|
-Как вы считаете, помогли мы друзьям |
|
|
|
|
котенка Саши справиться со своими |
|
|
|
|
трудностями? |
|
|
|
|
В жизни каждого человека бывают |
|
|
|
|
трудности. И силы для разрешения |
|
|
|
|
трудной ситуации надо искать не только в |
|
|
|
|
самом себе, но и уметь обратиться за |
|
|
|
|
помощью к другим (другу, родителям, |
|
|
|
|
учителю). |
|
|
|
|
-Ребята, запомните важное правило: "Ищи |
|
|
|
|
силы для разрешения трудной ситуации |
|
|
|
|
не только в самом себе, но и у людей, |
|
|
|
|
которые находятся рядом с тобой, ты их |
|
|
|
|
обязательно найдешь и ты наверняка |
|
|
|
|
победишь трудности" |
|
|
5.АРТ-терапия |
А сейчас я предлагаю вам слепить друзей |
|
|
|
«Лепка» |
|
котенка Саши, чтобы, когда возникнут |
Дети лепят друзей |
|
Цель: |
снятие |
трудности, мы могли вспомнить, как их |
котенка Саши |
|
мышечного |
разрешал котенок Саша со своими |
|
|
напряжения, |
друзьями. |
|
|
профилактика |
Если вам нужна будет помощь, я раздам |
|
|
тревожности. |
вам схемы, по которым легче будет лепить |
|
|
|
сказочного героя. |
Отвечают |
чему |
|
|
научились |
друзья |
|
Молодцы! Давайте, соберём всех друзей |
котенка Саши |
|
|
около нашего котенка и покажем их ему. |
|
|
|
Вот какие друзья получились у нашего |
|
|
|
котенка! |
|
|
|
Чему они сегодня научились? |
|
|
|
И они говорят вам спасибо, ребята. |
|
|
Итоговая |
Ребята, предлагаю вам встать в круг. |
Становятся в круг |
|
часть: |
- Кто был нашим помощником? |
Отвечают |
|
рефлексия. |
|
(Котенок Саша) |
|
|
- Вам понравилось помогать котенку |
Отвечают (умение |
|
|
Саше? |
справляться |
с |
|
- Что нового вы узнали на занятии? Чему |
трудностями) |
|
|
мы сегодня научились? |
Дети отвечают |
|
|
|
Дети рассказывают |
|
|
|
от лица сказочных |
|
|
-Давайте сейчас каждый из вас от лица |
героев. |
|
|
вашего сказочного героя скажет, как он |
|
|
|
будет разрешать трудные ситуации |
Хлопают |
друг |
|
- А пригодится нам это в жизни? |
другу за работу. |
|
|
- Ребята, давайте похлопаем друг другу. |
|
|
|
- На этом наше сегодняшнее занятие |
|
|
|
заканчивается. |
|
|
|
Всем спасибо за занятие! |
|
|
«02» мая 2015 год
Приложение
к аттестационному заданию
История «Сказка о котенке Саше».
Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.
Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:
- Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно - смелей и старайся сильней!»Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.
Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.
Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору
и станешь Ученым котом, котом-пятерочником.
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к
Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.