Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня замечательный осенний день. Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесет нам положительные эмоции.
2.Ведение в тему. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с литературными образами, созданными русским народом.
Вспомним, что такое фольклор? (устное народное творчество)
Какие жанры вы знаете? (пословицы, поговорки…)
Это фольклорный жанр, в котором ДОБРО побеждает ЗЛО.
О каком жанре пойдет речь? (о сказке)
-Прочитайте поговорку на доске:
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок ».
Как вы ее понимаете?
-Сказку придумали люди для того, чтобы мы могли научиться чему-то полезному. Получили жизненный урок.
Приведите свои примеры сказок, которые нас учат чему-то полезному? («Гуси-лебеди», «Морозко», «Иван царевич и Серый волк », «Алтын – сака золотая бабка»)
- Есть сказки, которые сочинил писатель. Как называются такие сказки? (авторские)
А есть сказки, которые сочинил народ. Они называются?(народные)
3.Объявление темы и постановка цели урока.
-Ребята, какие сказки будут относиться к волшебным?
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой «Крошечка -Хаврошечка» Откройте содержание ,найдите сказку.
Цель нашего урока?
4.Подготовка к восприятию.
-Как вы думаете, у каждого героя волшебной сказки есть волшебный помощник?
Предположите, кто будет помогать Крошечке – Хаврошечке?
-В сказках чужой мир – это мир чудес, мир обладающий волшебством.
5.Освоение нового материала.
-Прежде чем мы начнём читать сказку, уточним значение сложных слов.
( работа со словарём 2 часть учебника по русскому языку)
Сирота- ребёнок, у которого умер один или оба родителя
Спознать – узнать
Журить-ругать
Изодрать - поранить
Лиха не знать – без горя жить
-Сейчас я начну читать вам сказку, а вы внимательно слушайте, думайте,
кого автор назвал Крошечкой –Хаврошечкой ?
-Каких героев еще вы услышали? (мачеха, дочери, коровушка, принц..)
-Есть ли сходство с другой сказкой? ( «Сивка – Бурка» Герои в семье младшие. Они беззащитны, помогают животным. Переходят сквозь ушко, чтобы попасть в волшебный мир. Это происходит три раза. Волшебное число «3»,автор любит своих главных героев, называя их ласково: Иванушка и Хаврошечка .)
-Как жилось Хаврошечке в чужой семье?
Чем занимались дочери хозяйки?
Кто является другом и волшебным помощником девочки?
Найдите, зачитайте, как ласково называет героиня корову?
-Переходим к чтению следующей части. По цепочке.
Прочитав ее, вы должны узнать, какая из сестёр раскрыла тайну Крошечки.
Почему Триглазка смогла выполнить задание матери? (было три глаза)
-Как вы думаете, что сделала мачеха, узнав тайну?
Слушаем следующую часть. Читают хорошо читающие ученики.
-Какие признаки волшебной сказки мы заметили?
-Можно ли сказать, что у Хаврошечки два помощника? Растение и животное?
-За что была награждена счастьем девочка? (труд, старание, терпение и доброту)
6.Проверка восприятия текста.
-Выберите пословицу, которая выражает основную мысль сказки.
За добро добром и платят
Жизнь дана на добрые дела.
Делая зло, на добро не надейся.
Дружба дружбой, а служба службой.
-А теперь, вы получите рабочие листы (см. приложение), на которых задания по сказке. Будьте внимательны!
7.Итог урока. Рефлексия.
-С каким литературным жанром мы сегодня работали?
-С какой сказкой познакомились?
-Какие уроки вы получили, читая сказку?
-Что показалось более трудным на уроке?
8.Домашнее задание.
Прочитать сказку. Подготовить 2-3 вопроса для одноклассников по тексту сказки. Записать в тетрадь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.