План - конспект урока
Тема: «Буква Ё,ё и её звуковое наполнение»
3-й (из 3-х) урок в теме.
Тип урока: урок-тренинг (применение и
совершенствование знаний).
Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Задачи урока:
предметные: формировать навыки сознательного, правильного и плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами; учить работать с текстом; отвечать на вопросы учителя; выделять нужные звуки в потоке речи, формировать умения характеризовать звуки.
метапредметные: развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
личностные: создать условия для формирования внутренней мотивации обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности, формировать умения контроля и самоконтроля.
Личностные УУД
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и парной работы, жетоны с изображением солнышка, презентация, мультимедийный проектор, видеофрагмент о ёжах, светофоры(карточки обратной связи).
Формы проведения урока: учебный диалог, фронтальная
работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа, дидактическая
игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
Этап урока
|
Цель этапа |
Деятельность учителя Методы, приемы, средства |
Деятельность ученика Формируемые УУД |
Реальный образовательный продукт совместной деятельности |
|||||||||||||||||
1.Организационно-мотивационный
|
Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.
|
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день — всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. -Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной? Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.(2слайд) |
Проверяют готовность рабочего места к уроку. – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л) – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К).
- Тучка Солнышко собою закрывает. -Да! |
Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
|||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач урока.
|
Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся |
1.Повторение. Лучик «Повторяй-ка». -Ребята, буквы в слове названия нашего урока рассыпались. Помогите их собрать, не то урок нам не начать. -Сколько слогов в слове ,какой ударный? -Соотнесите слово и звуковую схему (даны 3 звуковых
схемы)- (3слайд) -Среди них есть лишний, назовите его. Ребята, на уроках обучения грамоты вы познакомились ещё с особенными буквами. Они выполняют в русском языке очень большую и важную работу. Назовите эти буквы и скажите, почему они такие необычные? Итак, гласные е, ё, я- особенные, могут передавать 1 звук или 2. В каких случаях они передают 1 звук, а когда 2? Все верно отвечали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д. |
Коллективная работа – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П); – использование знаково-символических средств (П); – структурирование знаний (П); Дети собирают слово-ЧТЕНИЕ Два слога, первый ударный. Соотносят слово и схему, обосновывают свой ответ. Дают характеристику каждого звука. Звуки делятся на гласные и согласные. В этом слове они все мягкие. Звук ч - всегда мягкий, т н могут быть твердыми. Это буквы-ё и я , они могут обозначать 1 и 2 звука. – учет разных мнений (К); Дети озвучивают опорную запись. |
Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
Вывели название темы урока |
|||||||||||||||||
3. Организация мыслительной деятельности учащихся |
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала |
2. Лучик « Угадай-ка» А теперь я проверю, раскрыли вы секрет этих букв или нет. Предлагаю вам загадки. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель- ёлка) -Росла в лесу ёлочка и было у неё три подружки. Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а без волос.(берёза) Весной зеленела, Летом загорала, Осенью одела Красные кораллы.(рябина) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.(яблоня) На экран выводятся иллюстрации деревьев. На доске открываются слова-отгадки.(слайд 4) 3. Лучик «Размышляй-ка». Работа над развитием
памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.
РЯБИНА БЕРЁЗА
ЯБЛОНЯ ЁЛКА 2)Кто же прячется под лапами ели? Слово рассыпалось, соберите его. ЖИКЁ Задание- напечатать слово, разделить на слоги. Составить звуковую схему. (слайд 5) ü
-Что общего у всех слов?
ü -Соотнесите слово и схему.(ёжик) Сколько звуков и сколько букв? Почему? 4.Физминутка с заданием. Лучик «Поиграй-ка» Ёж спешил к себе домой, Нес запасы он с собой. Через кочки ёж скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился – В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил. |
Коллективная работа
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование знаково -символических средств (П); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
Индивидуальная работа( 4 человека работают у доски)
Парная работа.
Один ученик- наборное полотно. – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); -названия деревьев -елка- хвойное, 2 слога Ё стоит вначале слова, образует два звука.
Называют слова с буквой Ё.
|
Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Умение проводить анализ и синтез (звуко-буквенный анализ слов),умение контроля и самоконтроля. |
|||||||||||||||||
4. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности |
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
1.Лучик «Почитай-ка» Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. Работа с текстом « Как живёт ёжик». Коллективная работа с текстом. Первый раз текст читает учитель, затем хором. Работа по группам. 1 группа- прочитать текст, подчеркнуть слова, в которых буквы е, ё, я обозначают 1 звук. 2 группа- прочитать текст, найти слова в которых буквы е, ё, я обозначают 2 звука. 3группа- читаем слова с доски, текст хором, по цепочке. 2. Лучик «Отвечай - ка» Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса, расширение кругозора. -Что узнали о жизни этого зверька? Что ещё знаете? А знаете ли вы, что есть ёж лесной, а ещё есть... Ёж морской на дне морском Пел о ёжике лесном: Ах ты ёж, братец еж, Как без моря ты живёшь? Еж живёт в глуши лесной, Елка дом его родной. Иглы морского ежа длинные, как спицы и служат для передвижения и защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест, что в рот попадёт. А ещё есть ежи, которые живут в пустыне. Они отличаются от лесного ежа, а чем вы скажете сами после просмотра видеофрагмента. -На прошлом уроке мы говорили о том, как зовут детёнышей разных животных. А как зовут детёнышей ежа? Послушайте вот такие строчки: Ежатки детки хоть куда, и что же тут дивиться ? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах. -Когда так говорят? «Держать в ежовых рукавицах». Молодцы и с этим заданием справились! 3.Лучик «Отдыхай-ка» (электронная физминутка для глаз) ( Слайд 6) |
Коллективная и групповая работа
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
Проверка 2 и 3 ряда.(читают слова, отвечают на вопросы).
Ответы детей. – извлечение необходимой информации из текстов (П);
Просмотр видеофрагмента
Обходиться с кем- нибудь строго, сурово. |
Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся: умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова. Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.
Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях. Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку |
|||||||||||||||||
5. Этап применения знаний и способов действий |
1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
1.Работа с текстами. Лучик « Думай-ка» 1 группа Текст «Ёжик». Прочитать текст, ответить на вопросы. Читаем хором, по «цепочке». Задание: найти слова с буквой ё, подчеркнуть их.
|
– планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К)
Самостоятельная работа.
Карточки у каждого ученика. (На доске пронумерованные предметные картинки) Парная работа. Групповая работа с помощью учителя 3 группа- сколько слов нашли? 2 группа- читают стихотворение, все слушают. Чтение текста стихотворения с доски, заучивание.
|
Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные звук и букву , алгоритмы и пользоваться ими. |
|||||||||||||||||
6.Этап подведения итогов урока |
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
§ Ребята, наш урок подходит к концу. § - Скажите, что нового узнали на уроке? § - Чему научились? § - Где вам новые знания пригодятся? § - Какие задания были более интересными? - Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? |
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); -Я сегодня узнал… -Мне было интересно… – самооценка на основе критерия успешности (Л); Показывают свои светофорчики. |
Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. |
|||||||||||||||||
7.Этап рефлексии |
Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
§ Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение. § - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! (Слайд 7) |
Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных,
отражающий впечатления и настроение, полученные от урока.
|
Реализация когнитивного алгоритма
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.