Конспект урока "Буква Ё"
Оценка 5

Конспект урока "Буква Ё"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
12.01.2021
Конспект урока "Буква Ё"
Подробная технологическая карта изучения буквы Ё
конспект уурока буква ё.doc

План - конспект урока

 

Тема: «Буква Ё,ё и её звуковое наполнение»               

3-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: урок-тренинг (применение и совершенствование знаний).
Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи урока:

предметные: формировать навыки сознательного, правильного и плавного   слогового   чтения   с   переходом   на   чтение целыми словами; учить работать с текстом;   отвечать на вопросы   учителя; выделять нужные звуки в потоке речи, формировать умения характеризовать звуки.

метапредметные: разви­вать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей ра­боты.

 личностные: создать условия для формирования внутренней мотивации обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности, формировать   умения   контроля   и самоконтроля.

 

Личностные УУД

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

 

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 

Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и парной работы, жетоны с изображением солнышка, презентация, мультимедийный проектор, видеофрагмент о ёжах, светофоры(карточки обратной связи).

Формы проведения урока: учебный диалог, фрон­тальная работа, работа в парах, работа в группах, ин­дивидуальная работа, дидактическая игра.
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. 


Ход урока:

Этап урока

 

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организационно-мотивационный

 

 

 

Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

 

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

 Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.    

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.(2слайд)

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л)

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К).

 

 

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач урока.

 

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

1.Повторение. Лучик «Повторяй-ка».

-Ребята, буквы в слове названия нашего урока рассыпались. Помогите их собрать, не то урок нам не начать.

-Сколько слогов в слове ,какой ударный?

-Соотнесите слово и звуковую схему (даны 3 звуковых схемы)- (3слайд)
- Дадим характеристику каждому звуку в слове.
-На какие две группы можно разделить все звуки в слове?
-Что общего у всех согласных звуков?

-Среди них есть лишний, назовите его.
 -Что указывает на мягкость согласных?
-Что можете сказать о количестве звуков и букв в слове? -Почему?

Ребята, на уроках обучения грамоты вы познакомились ещё с особенными буквами. Они выполняют в русском языке очень большую и важную работу. Назовите эти буквы и скажите, почему они такие необычные?

Итак, гласные е, ё, я- особенные, могут передавать 1 звук или 2.

В каких случаях они передают 1 звук, а когда 2?

Все верно отвечали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

Коллективная работа

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П); – использование знаково-символических средств (П);

– структурирование знаний (П);

Дети собирают слово-ЧТЕНИЕ

Два слога, первый ударный.

Соотносят слово и схему, обосновывают свой ответ.

Дают характеристику каждого звука.

Звуки делятся на гласные и согласные.

В этом слове они все мягкие.

Звук ч - всегда мягкий, т н могут быть твердыми.
Гласные е,и
Звуков больше, чем букв,
е  стоит после гласного и образует 2 звука.

Это буквы-ё и я , они могут обозначать 1 и 2 звука.

– учет разных мнений (К);
– подведение под понятие (П);

Дети озвучивают опорную запись.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися  социальной и практической значимости изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Вывели название темы урока

3. Организация мыслительной деятельности учащихся

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

2. Лучик  « Угадай-ка»  А теперь я проверю, раскрыли вы секрет этих букв или нет. Предлагаю вам загадки.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель- ёлка)

-Росла в лесу ёлочка и было у неё три подружки.
Кто они, догадайтесь сами. В их названии 3 слога.

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а без волос.(берёза)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью одела

Красные кораллы.(рябина)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.(яблоня)

На экран выводятся иллюстрации деревьев. На доске открываются слова-отгадки.(слайд 4)

3. Лучик «Размышляй-ка». Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.
1)Разделить слова на слоги, поставить ударение. Выполнить звуковую схему.

 


РЯБИНА                                БЕРЁЗА                                                                           

 


ЯБЛОНЯ                                               ЁЛКА

2)Кто же прячется под лапами ели? Слово рассыпалось, соберите его.

ЖИКЁ

Задание- напечатать слово, разделить на слоги.

Составить звуковую схему. (слайд 5)
4.Лучик «Проверяй-ка» Проверка индивидуальной работы  и парной работы- светофоры.

ü  -Что общего у всех слов?
-Какое « лишнее»? Почему?
-На какие две группы можно разделить?

 

ü  -Соотнесите слово и схему.(ёжик) Сколько звуков и сколько букв? Почему?

4.Физминутка с заданием. Лучик «Поиграй-ка»
 Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Ёж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

 

Коллективная работа

 

 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование знаково -символических средств (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа( 4 человека работают у доски)

 

 

Парная работа.

 

Один ученик- наборное полотно.
Используют светофоры

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

-названия деревьев

-елка- хвойное, 2 слога
1-звуков больше, чем букв, 2- одинаковое  количество звуков и букв

Ё стоит вначале слова, образует два звука.

 

Называют слова с буквой Ё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.

 

 

 

 

 

Умение проводить анализ и синтез (звуко-буквенный анализ слов),умение контроля и самоконтроля.

4. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

1.Лучик «Почитай-ка»  Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Работа с текстом « Как живёт ёжик».

            Коллективная работа с текстом.

Первый раз текст читает учитель, затем хором.
-Как понимаете слово гнёздышко?

            Работа по группам.

1 группа- прочитать текст, подчеркнуть слова, в которых буквы е, ё, я обозначают 1 звук.

2 группа- прочитать текст, найти слова в которых буквы е, ё, я обозначают 2 звука.

3группа- читаем слова с доски, текст хором, по цепочке.

2. Лучик «Отвечай - ка»

Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса, расширение кругозора.

-Что узнали о жизни этого зверька? Что ещё знаете? А знаете ли вы, что есть ёж лесной, а ещё есть...

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты ёж, братец еж,

Как без моря ты живёшь?

Еж живёт в глуши лесной,

Елка дом его родной.

Иглы морского ежа длинные, как спицы и служат для передвижения и защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест, что в рот попадёт. А ещё есть ежи, которые живут в пустыне. Они отличаются от лесного ежа, а чем вы скажете сами после просмотра видеофрагмента.

-На прошлом уроке мы говорили о том, как зовут детёнышей разных животных. А как зовут детёнышей ежа? Послушайте вот такие строчки:

Ежатки детки хоть куда, и что же тут дивиться ? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах.

-Когда так говорят? «Держать в ежовых рукавицах».

Молодцы и с этим заданием справились!

3.Лучик «Отдыхай-ка»   (электронная физминутка для глаз) ( Слайд 6)

Коллективная и групповая работа

 

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

 

 

 

 

 

 

Проверка 2 и 3 ряда.(читают слова, отвечают на вопросы).

 

 

 

Ответы детей.

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

 

 

 

Обходиться с кем- нибудь строго, сурово.

Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся:

умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.

Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.

 

 

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

5. Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

1.Работа с текстами. Лучик « Думай-ка»
Формирование практических умений. Работа с текстами .

1          группа

Текст «Ёжик».

Прочитать текст, ответить на вопросы.
2 группа. Стихотворение « Ёжик- чудачёк» рассыпалось. Восстановить текст, пользуясь подсказкой, подготовиться к выразительному чтению.
3 группа. Текст «В лесу.»- с. 31 « Азбука».

Читаем хором, по «цепочке». Задание: найти слова с буквой ё, подчеркнуть их.

 

 

 

 

– планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К)

 

Самостоятельная работа.

 

 

Карточки у каждого ученика.

(На доске пронумерованные предметные картинки)

Парная работа.

Групповая работа с помощью учителя
Проверка: 1группа- читают по «цепочке, отвечают на вопросы.

3        группа- сколько слов нашли?

2        группа- читают стихотворение, все слушают. Чтение текста стихотворения с доски, заучивание.

 

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные звук и букву , алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

§ Ребята, наш урок подходит к концу.

§  - Скажите, что нового узнали на уроке?

§ - Чему научились?

§ - Где вам новые знания пригодятся?

§ - Какие задания были более интересными?

 - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-Я сегодня узнал…
-Я вспомнил....
- Мне было трудно....
-Мне захотелось….

-Мне было интересно…

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

Показывают свои светофорчики.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

7.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

§ Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

§  - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

(Слайд 7)

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение, полученные от урока.
– рефлексия способов и условий действия (П);

 

Реализация когнитивного алгоритма

 

 

 


План - конспект урока Тема: «Буква Ё,ё и её звуковое наполнение» 3-й (из 3-х) урок в теме

План - конспект урока Тема: «Буква Ё,ё и её звуковое наполнение» 3-й (из 3-х) урок в теме

Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Формы проведения урока: учебный диалог, фрон­тальная работа, работа в парах, работа в группах, ин­дивидуальная работа, дидактическая игра

Формы проведения урока: учебный диалог, фрон­тальная работа, работа в парах, работа в группах, ин­дивидуальная работа, дидактическая игра

Дадим характеристику каждому звуку в слове

Дадим характеристику каждому звуку в слове

Лучик « Угадай-ка» А теперь я проверю, раскрыли вы секрет этих букв или нет

Лучик « Угадай-ка» А теперь я проверю, раскрыли вы секрет этих букв или нет

На какие две группы можно разделить? ü -Соотнесите слово и схему

На какие две группы можно разделить? ü -Соотнесите слово и схему

Лучик «Почитай-ка» Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами

Лучик «Почитай-ка» Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами

Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях1

Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях1

Этап рефлексии Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками §

Этап рефлексии Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками §
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021