Класс: 6
Тема урока: Человек-личность
Цель урока: определение особенностей формирования личности человека.
Задачи:
1. научить выделять признаки и качества, характеризующие человека как индивидуальность, личность;
2. продолжить формировать умение делать выводы, работать с текстом (выделение ключевых слов), отстаивать собственную точку зрения;
3. воспитывать стремление развивать в себе такие качества, как целеустремленность, воля, старательность, терпеливость, настойчивость – качества сильной личности.
Основные понятия: человек, индивид, личность, сознание.
Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М., 2016. – 111 с.
План урока:
1. Понятие «личность». Качества личности.
2. Индивидуальность.
3. «Сильная» личность.
Ход урока:
I. Организационный момент (вопросы, задание):
1. Кто такой человек? Чем он отличается от животного?
2. Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные? Почему это происходило?
3. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует
человек? (учащиеся отвечают, опираясь на выполненное задание с прошлого урока по наследуемым и приобретаемым признакам)
4. Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное.
II. Понятие «личность». Качества личности.
Учитель объясняет: 2500 лет назад по улицам Афин днем с фонарем в руках ходил философ Диоген и возглашал «Ищу человека. Человек, ты где?». И вот, ведь, что странно, вокруг Диогена на этих улицах было много народа, но он продолжал поиски человека. Он искал человеческую личность. Что же такое человеческая личность? (ученики записывают тему урока в тетрадь)
Задание: найти на стр. 8 определение понятия «личность» (ответ: личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми).
Учитель объясняет: Моя маленькая сестра раньше как и все маленькие детки говорила «Ксюша упала», «Ксюша хочет кушать», «Пожалей Ксюшу». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д. Что же это означает? Психологи считают, что это признак развивающейся личности, так как в результате взросления, общения с другими детьми, человек способен отделить себя от окружающего его мира, присвоив себе решающую роль, поэтому со временем мы говорим не «Ксюша хочет кушать», а «Я хочу кушать».
Вопрос: может ли осознать себя животное? Кто оно есть?
Задание: Работа с текстом (фактом)(устно): ученикам раздается текст для самостоятельной работы:
«Когда собака видит своё отражение в зеркале, она думает, что это другая собака. Но так как запаха никакого не чувствует, то быстро теряет интерес к отражению. Кстати, недавно было сообщение в новостях: в Канаде, это было в районе Ванкувера, вдруг у многих автомобилей стали появляться разбитые зеркала. Стали думать, что такое, маньяк какой-то завелся в городе? И вдруг кто-то заметил, что дятел подлетает к зеркалам и начинает их методично разбивать своим клювом. Обратились к орнитологам, орнитологи сказали, что дятел видит в зеркале своего соперника и начинает с ним сражаться и в итоге, разбивая зеркало, его побеждает»
(Сотрудник Института психологии Российской академии наук, кандидат психологических наук Станислав Козловский)
Задача: прочитать текст и выделить в нём факты, которые указывают на то, что животные не осознают самих себя. Время выполнения: 5-7 мин. (с обсуждением).
Зап. в тетрадь:
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чём мечтает.
Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.
Учитель объясняет: Можно также указать еще несколько определений личности:
1. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.
2. Личность – социально и духовно развитый человек.
3. Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Вопросы:
1. Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»
2. А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?
По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
1. Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой),
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Зап. в тетрадь (с комментированием учителя и отражением на доске): таким образом, каждая личность обладает:
* Воля
* Свобода
* Разум
Учитель обращает внимание, что если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!
III. Индивидуальность.
Работа с иллюстрациями на стр. 10-11: Внимательно рассмотрите изображенных на иллюстрациях девушек.
1. Можем ли мы утверждать, что биологически они одинаковы?
2. А чем они друг от друга отличаются?
3. Можем ли мы утверждать, что они одновременно похожи и не похожи?
4. Что это означает? (ответ: данный факт означает, что каждая из изображенных девушек обладает индивидуальностью)
5. Составьте словесный портрет каждой девушки, изображенной на иллюстрациях используя для описания слова со стр. 12 – устно (зеленое поле под знаком вопроса) (на выполнение задания отводится 3-4 мин.)
Зап. в тетрадь: Индивидуальность – это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.
IV. «Сильная» личность.
Задание (устно): рассмотреть иллюстрацию в учебнике – стр. 14 – картина Серова В.А. Петр I. 1907 г. и ответить на вопросы:
? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось?
? Слышали ли вы такое утверждение «Сильная личность»?
? Как вы понимаете это выражение?
? Какими качествами обладает сильная личность?
? Можно ли стать сильной личностью? Обязательно ли для этого совершать подвиг?
Задание (письменно): составьте собирательный портрет сильной личности.
Учитель обращает внимание: Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела. Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.
V. Домашнее задание:
1) Читать параграф 1 (стр.12-17)
2) Задание №2 (стр.17) – устно
3) Вопрос №4 (стр. 16) – устно
VI. Заключение:
Задание: составьте предложение из рассыпавшихся слов (на доске учитель размещает слова): рождается, существо, как, социальное, как, человек, биологическое, развивается, а (ответ: человек рождается как существо биологическое, а развивается как социальное).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.