Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области»
Конспект урока математики в 6 классе по теме
«Что такое процент?»
(Учебник Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова)
Подготовила
Учитель матеаматики
МОУ «СОШ п. Петровский
Краснопартизанского района
Саратовской области»
Токарева Ксения
Олеговна
п. Петровский 2022
Конспект открытого урока для 6 класса по теме «Что такое процент?»
Учитель: Токарева Ксения Олеговна
Класс: 6
Тема урока: Что такое процент?
Место урока в учебном плане: первый урок
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: формирование первичных умений решать задачи на проценты, понимать значение процента
Задачи урока:
1) формировать математическую грамотность в решении задач на проценты
2) вырабатывать навыки применения математических знаний в конкретных ситуациях
3) способствовать развитию умения осуществлять самостоятельный выбор рационального решения
4) развивать способности логического мышления посредством решения задач на проценты;
5) формировать навыки коммуникации в классе
6) воспитывать ответственность к трудовой деятельности
7) способствовать воспитанию добросовестности выполнения работы
Планируемые результаты освоения темы:
- личностные: способствовать формированию ответственности к приобретенным знаниям. Способствовать формированию мотивации при обучении математике. Способствовать осознанию успешности своего обучения; применять здоровье сберегающие технологии.
- метапредметные:
Познавательные – сравнивать, обобщать, искать информацию; осуществлять интерпретацию информации в наиболее целесообразную форму, выбирать наиболее рациональные способы решения задач.
Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать цели и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: способствовать формированию дружеской атмосферы в классе; формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей.
Предметные: формировать умение представлять проценты в виде обыкновенных и десятичных дробей; решать задачи о нахождении процента от числа и числа по его проценту.
Оборудование урока:
1) проектор и компьютер;
2) презентация
3) дидактический материал
План урока:
1) организационный момент
2) мотивация познавательной деятельности (ребус)
3) изучение нового материала
4) Первичное закрепление изученного материала
5) физкультурная пауза
6) изучение нового материала
7) Первичное закрепление изученного материала
8) обобщение изученного материала
9) рефлексия учебной деятельности
10) итог урока
11) домашнее задание
Технологическая карта урока по теме «Что такое процент?» |
||||
п/п № |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный момент |
Доброго утра и хорошего вам дня! Ребята, как сказал знаменитый изобретатель Томас Эдисон «Гений – 1% таланта и 99% труда». Я надеюсь, что сегодня мы все станем немного гениями, будем стараться получать хорошие оценки, находить закономерности и с легкостью освоим новую тему урока. А вот для того, чтобы определить тему нашего урока нам потребуется разгадать несложный ребус. Правила решения математических ребусов мы с вами рассматривали на дополнительных занятиях. Обращаю ваше внимание на слайд презентации. Слайд 1. |
Приветствуют учителя, слушают о теме урока. Включаются в учебный процесс. |
Коммуникативные: формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей. Личностные: Способствовать формированию мотивации при обучении математике
|
2 |
Мотивация познавательной деятельности |
Давайте определим: с каким материалом мы сегодня будем работать, для этого перед вами математический ребус. Правила решения ребусов мы с вами ранее изучали на дополнительных занятиях – попробуем решить его! Слайд 1.
– Какое слово у вас получилось?
– Слайд 2. Найдите, пожалуйста, в учебнике определение процентов. Напомню, что мы остановились с вами на странице 23. Запишите его в тетрадь. – Сегодня мы с вами на уроке будем рассматривать различные задачи и ситуации в которых нам нужны будут знания о процентах, и чтобы наш урок был продуктивный давайте с вами определим: что нужно сделать на уроке?
Что бы вы хотели сделать на уроке? А вот на последний вопрос «что вы можете сделать на уроке?» мы ответим немного позже, по окончанию заполнения индивидуальных карт. Посмотрите, у вас на столах лежат индивидуальные карты, где мы будем отмечать свои достижения. Сегодня у нас с вами будет достаточно творческое задание. Согласны ли вы с тем, что иногда, если посмотреть на один и тот же предмет с различных точек зрения мы можем увидеть различные объекты? Так вот и я предлагаю вам рассмотреть проценты с различных точек зрения. Такой метод мы можем сравнить с методикой «Шесть шляп мышления», созданный Эдвардом де Боно, позволяющий видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. |
Ученики обращают внимание на слайд презентации и стараются решить ребус:
У нас получилось слово «проценты». Ищут определение в учебнике. Один из них зачитывает: «Процентом от некоторой величины называется одна сотая ее часть» Нужно выяснить что такое процент и как мы применяем его в повседневной жизни
На уроке мы бы хотели решать занимательные задачи на проценты. |
Коммуникативные: формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей. Личностные: Способствовать формированию мотивации при обучении математике Познавательные – сравнивать, обобщать, искать информацию. Регулятивные –определять лично значимую цель в рамках учебной темы;
|
3 |
Изучение нового материала |
– Начнем мы с вами сегодня с исторического экскурса – красной шляпки. Наша цель сегодня – изучить процент с различных точек зрения, порешать задачи и вспомнить где же мы можем применить наши знания в повседневной жизни. До урока вы выходили из класса. Я положила в конец учебника одного из вас лист с историческим материалом. Посмотрите у кого находится этот лист? Прочитайте нам небольшое сообщение. Слайд 3. Записываем в индивидуальной карте достижений ваше достижение от знакомства с красной шляпкой. – Слайд 4. Договорились, что будем рассматривать проценты с различных точек зрения совсем как гении . Так мы как давайте же представим проценты 7%, 23%, 50%, 89% и 3% в виде обыкновенной дроби и десятичной. Посмотрите, как это будет выглядеть? 7%= 23%= 50%= 89%= 3%= Так как урок у нас творческий, предлагаю творчески решить следующую занимательную задачу. Занимательная задача: как представить две семерки и две восьмерки так, чтобы получилось число 703. Слайд 5.
Движемся далее и рассматриваем проценты с точки зрения черной шляпки. Это самый грустный цвет среди других, согласны? А вы знали, что возникновение знака %т процентов и вовсе являлась ошибкой. Давайте же обозначим некоторые недостатки наших процентов. Я сейчас вам предоставлю такую черную шляпку, из которой вы сможете вынуть интересную информацию о процентах. После того как все секреты черной шляпки станут доступны для вас мы все вместе составим рассказ о тайне процентов. Слайд 6. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %. Постепенно завоевывая себе место, этот знак особенно часто стал появляться в печатных изданиях в начале XIX в. Широкое распространение знака “%” в печатных изданиях привело к тому, что уже в середине XIX в. он получил всеобщее признание как символ процента. Записываем в индивидуальной карте достижений ваше достижение от знакомства с черной шляпкой.
Но не будем грустить и перейдем к самой яркой точке зрения – желтой. Слайд 7. А теперь увидим «плюсы» в использовании процентов в нашей жизни. Теперь рассмотрим на доске задачу: подскажите пожалуйста где чаще всего нам встречаются проценты? – давайте рассмотрим с вами «вкусную» задачу о яблоках: предположим, что мы решили посетить яблоневый сад. В саду растет 8400 кг яблок. Из них – 45% яблок сорта Антоновка, а остальные сорта – Голден. Сколько кг яблок сорта Голден растет в саду? Какие идеи решения вы можете предложить? Но не будем забывать о том, что мы с вами гении и можем найти второй способ решения этой задачи: 1) Т.е найдем сколько процентов составляют яблоки сорта Голден 100-45=55 % - приходится на яблоки сорта Голден Чтобы упростить правило – давайте переведем проценты в обыкновенную дробь: 55%=55/100=0,55 2) 8400*55/100=4620 шт (яблок Голден). Ответ: 4620 шт. Записываем в индивидуальной карте достижений ваше достижение от знакомства с желтой шляпкой. |
Слушают учителя. Один из учеников обнаруживает лист у себя в учебнике:
Записывают достижение в индивидуальных картах
Слушают учителя, выполняют задание: 7%=7/100=0,07 23%=23/100=0,23 50%=50/100=0,5 89%=89/100=0,89 3%=3/100=0,03
Думают над решением задачи. Решают задачу: 87*8+8=703
Слушают учителя, соглашаются
Получают задание
Читают рассказ
Записывают достижение в индивидуальных картах
Возможные ответы: в магазинах, на распродажах, массовые доли в продуктах питания.
Записывают «дано» в тетрадях
Возможные ответы: для начала переведем процент в десятичную дробь 45%=0,45 – яблок сорта Антоновка Затем найдем количество яблок сорта Антоновка и вычтем из общего количества полученный результат: 1) 8400*0,45=3780 (шт) яблок сорта Антоновка 2) 8400-3780=4620 шт.
Записывают достижение в индивидуальных картах |
Личностные: формирование мотивации при обучении математике; осознание успешности своего обучения. Познавательные –осуществлять интерпретацию информации в наиболее целесообразную форму, Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать цели и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей. Предметные: формировать умение представлять проценты в виде обыкновенных и десятичных дробей;
Регулятивные: выбирать наиболее рациональные способы решения задач. Предметные: решать задачи о нахождении процента от числа. |
4 |
Первичное закрепление изученного материала |
Ребята, у меня тут есть желтая коробочка с различными интересными заданиями для двух вариантов. Давайте попробуем решить их самостоятельно. При окончании рассуждений – поднимите руку. Интересно будет засечь кто же быстрее всех справится с заданием и может получить медаль «Самому активному»? Задача 1: в кондитерской всего 300 пирожных. Из них Корзиночек с белковым кремом – 23%, а эклеров – 37%, остальные пирожные безе. Сколько безе (в шт) продается в кондитерской? Задача 2: В магазине есть 250 коробок с соком. Из них коробок с яблочным соком – 17%, с вишневым – 37%, а остальные с апельсиновым. Сколько коробок апельсинового сока в магазине? |
Ребята решают задачи по карточкам 1 задача: Решение: 1) 100-23-37=40 (%) - приходится на безе 2) 300*0,4=120 (шт) – безе Ответ: 120 шт. 2 задача: Решение: 1) 100-17-37=46 (%) - приходится на коробки с апельсиновым соком 1) 250*0,46=115 (шт) – коробок с апельсиновым Соком Ответ: 115 шт.
|
Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать цели и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Предметные: формировать умение представлять проценты в виде обыкновенных и десятичных дробей; Регулятивные: выбирать наиболее рациональные способы решения задач. Предметные: решать задачи о нахождении процента от числа |
5 |
Физкультурная пауза |
Вернемся к нашим шляпкам – на пути у нас зеленая шляпка. Она у нас обозначает здоровый образ жизни. Слайд 9. Давайте с вами нарисуем окружность глазками; посмотрим на окно и попробуем обозначить мысленно его периметр; Спасибо ребята, присаживайтесь! |
Выполняют задания |
Личностные: использовать здоровье сберегающие технологии |
6 |
Изучение нового материала |
Ребята, но задачи на нахождение процента от числа – это не единственный вид задач на проценты. Не будем забывать, что мы рассматриваем с вами проценты с различных сторон. Слайд 10. Обратимся к белой шляпке, символу чистоты и искренности наших с вами решений. Давайте вместе решим следующую задачу. Внимание на слайд презентации. Маша прочитала 186 страниц книги, что составляет 31% от общего объема книги. Сколько всего страниц в книге? Ребята, обратим внимание на правило: чтобы найти число по его проценту требуется часть, соответствующую проценту разделить на дробь. 186 – число, 31%=31/100 по определению процента. Кто может применить правило и сказать какие действия нам нужно выполнить, чтобы узнать весь объём книги?
Применим правило и получим решение: 1) . Записываем в индивидуальной карте достижений ваше достижение от знакомства с белой шляпкой. |
Слушают учителя. Записывают правило нахождение числа по его проценту: чтобы найти число по его проценту требуется часть, соответствующую проценту разделить на дробь
Стараются решить задачу.
Записывают достижение в индивидуальных картах |
Личностные: формирование мотивации при обучении математике; осознание успешности своего обучения. Познавательные –осуществлять интерпретацию информации в наиболее целесообразную форму, Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать цели и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Предметные: формировать умение представлять проценты в виде обыкновенных и десятичных дробей; Регулятивные: выбирать наиболее рациональные способы решения задач. Предметные: решать задачи о нахождении числа по его проценту. |
7 |
Первичное закрепление изученного материала |
Под белой шляпкой у нас с вами скрывается интересное задание: нужно поработать группой, по рядам. Перед вами три задания. Слайд 11. За каждый верно полученный ответ к заданиям ваша команда получит пазл, из которого вы сможете сложить картинку. Готовы? Портрет какого ученого у вас получился? Слайд 12. Симон Стевин – голландский математик. Посмотрите на его портрет на слайде презентации Ребята математического достижения от зеленой шляпки у нас не было, поэтому запишите еще одно достижение по знаком зеленой шляпки в ваших индивидуальных картах.
|
Слушают учителя, обдумывают задачи, Решают задания:
Задача: Во время экспедиции профессор нашел 12 редких видов бабочек для выставки, что составило 15% всех обитателей. Сколько всего насекомых на выставке? Решение: 1) (бабочек) всего Складывают портрет Симона Стевина. Записывают достижение в индивидуальных картах
Приводят возможные идеи |
Познавательные –осуществлять интерпретацию информации в наиболее целесообразную форму. Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: способствовать формированию дружеской атмосферы в классе; формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей. Предметные: формировать умение представлять проценты в виде обыкновенных и десятичных дробей. |
8 |
Обобщение изученного материала |
Слайд 13. Синие шляпы: анализ и обобщение. И наша последняя шляпка мышления – синяя. Мы наконец рассмотрели проценты с различных сторон. Теперь давайте обобщим всю информацию устным блиц опросом для двух команд: 1) Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Какое математическое определение процентов вы можете привести? 2) Закончите фразу, чтобы найти процент от числа нужно… 3) Где были особенно распространены проценты? 4) Что в переводе с латинского означает это слово? 5) Кто был первым математиком, который ввел таблицу процентов?
|
Готовятся к блиц-опросу. Обобщают изученное на уроке.
Отвечают ан вопросы блиц-опроса: 1) Процент – одна сотая некоторой величины. 2) ту часть, о которой спрашивается, разделить на общее количество и умножить на 100%. 3) Проценты особенно были распространены в Древнем Риме 4) «на сотню» или «со ста» 5) Симон Стевин |
Коммуникативные: способствовать формированию дружеской атмосферы в классе; формировать навыки ведения диалогов, уметь слушать и понимать речь других людей. Личностные: формирование мотивации при обучении математике; осознание успешности своего обучения. Регулятивные – акцентировать внимание на учебном задании; обозначать и устанавливать последовательность действий; принимать и сохранять учебное задание; устанавливать последовательность действий. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности |
Теперь мы с вами можем ответить на последний вопрос в индивидуальной карте достижений: что я могу делать? Посмотрите ваша синяя шляпка оказалась общей – именно это и есть ваше общее достижение, которое состоит из нескольких. Молодцы! |
Анализируют и оценивают свою деятельность. Возможные ответы учеников: Можем представлять проценты в виде обыкновенных дробей Можем решать некоторые задачи на проценты Можем применять правило нахождения процента от числа Можем находить число по его проценту Можем сказать что такое процент и рассказать историю его возникновения |
Личностные: формирование мотивации при обучении математике; осознание успешности своего обучения. |
10 |
Итог урока. |
Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). Тему процентов использовали в своих произведения писатели (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д.) Умение решать задачи на проценты необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Перед вами пример задач на проценты из открытого банка заданий ЕГЭ. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать. До следующего урока, надеюсь сегодняшний урок вам понравился! |
Подводят итог урока. Слушают учителя. |
|
11 |
Домашнее задание |
Слайд 14. Пар.1,5 стр 23-26; № 85,88. |
Записывают домашнее задание. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Материалы презентации «Современное учебное занятие: подходы к проектированию», автор Резник Т. В, старший методист ГЦРО
2. Методические рекомендации к уроку по теме «Процент», автор Давыденко О. А., учитель математики
3. Материалы курса «Организация деятельности учителя математики в условиях реализации ФГОС»
4. Учебник математики для 6 класса авторского коллектива Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.