Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме : "Оркестр русских народных инструментов"
Оценка 5

Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме : "Оркестр русских народных инструментов"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл—5 кл
21.04.2020
Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме : "Оркестр русских народных инструментов"
Критериальное оценивание на уроках музыки
оркестр русских народных инструментов.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

 

Конспект урока для обучающихся 4 класса по теме:

«Оркестр русских народных инструментов» 

 

https://b1.culture.ru/c/639736.jpg

 

 

 

                                                     Выполнила:

                                       учитель музыки

                                   высшей категории

                                          Гоголева  Р.В.                                                                                                                                   

                                                                                                          

 

                                      

с. Нижний Суэтук, 2020 г.


 

Тема урока: Оркестр русских народных инструментов.

Тип урока: урок выведения новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Музыкальный репертуар: Г.В.Свиридов «Тройка», р.н.п «На горе-то калина».

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод размышлений о музыке.

Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

Цели урока:

I.                  Образовательно-развивающие цели:

1.1  Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: струнные народные инструменты, духовые народные инструменты, клавишно-духовые народные инструменты, ударные народные инструменты.

   1.2   Применение обучающимися опорных понятий: оркестр, народные инструменты, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.

   1.3  Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

·        познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; структурирование знаний;

·        регулятивных: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

·        коммуникативных: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.4   Развитие у обучающихся предметных умений:

распознавать инструменты по внешнему признаку; определять на слух звучание русских народных инструментов; классифицировать группы народных инструментов.

II.               Воспитательные цели:

       2.1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: качество – количество, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, целое – часть.

2.2. Развитие личностных УУД: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора; эмоциональная отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения; нравственно-этическое оценивание.

 

 

Заявка на оценку: (10 обучающихся в классе)

«5» - 30 и более

«4» -23 - 29

«3» - 17 - 22

План-конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

I.                   Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку

10 сек.

 

Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки, выбор арбитров

30 сек.

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

II.                Актуализация знаний

Фронтальная работа

(при входе в класс, на небольшом столике расположены  шумовые музыкальные инструменты; у учителя на столе – баян, балалайка).

 - Ребята, что необычное заметили вы, когда вошли в класс? На что обратили внимание?

 - Какие из этих инструментов вам знакомы? Назовите их.

 - Назовите, одним словом эти инструменты.

 - Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов?

 - Что такое оркестр?

 

 

 

Задание 1. Раскройте содержание понятия оркестр, выделите существенные признаки понятия (родовые и видовые).

 

 

 

 

 

 

По 1б за ответ на вопрос.

В виде суждения 2б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верное определение понятия – 2б.

 

 

 

Предполагаемые ответы учеников:

 

 

 

 

 

 - Музыкальные инструменты.

 

 - Баян, балалайка, бубен, трещотки и т.д.

 - Народные инструменты.

 

 - В оркестре.

 - Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

Родовой признак – коллектив музыкантов.

Видовой признак – совместное (коллективное) исполнение музыкального произведения на различных инструментах.

III.             Целеполагание и планирование

- Какие виды оркестров вы знаете?

 

 - В состав какого оркестра входят данные инструменты?

 

 - Сформулируйте тему нашего урока?

 

 

 - Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке?

 

 

 

 

 - Какие задачи вы поставите на урок? (о чем бы вы хотели узнать на уроке? Что мы не знаем об оркестре народных инструментов?)

 

 

 

 

 

По 1 б за каждую версию цели.

 

 

 

 

 

 

Ответ на вопрос в виде суждение 2б.

- Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.

 

 - Оркестра русских народных инструментов.

 - Оркестр русских народных инструментов (инструменты русского народного оркестра).

 - Слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская музыка или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение.

 - Узнать историю возникновения оркестра. Какие инструменты входят в состав оркестра. Как расположены инструменты в оркестре.

(общие и отличительные признаки инструментов)

IV.             Мотивация. Первичное закрепление

 Фронтальная работа.

- Ребята, скажите, вы любите путешествовать?

 - Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну. Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Чтобы мы в дороге не скучали нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка?

(звучит музыка Г.Свиридов «Тройка» - вступление.)

 

Задание 1. (индивидуальная работа)

а) определите состав исполнителей

б) определите музыку – композиторская или народная.

в) назовите инструменты, звучащие в произведении (не менее 3-х)

Самооценка; по 1 б за каждый верный ответ.

 - Вот мы с вами и подъехали к замку. Но двери его закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.

(на экране проекция замка)

Задание 2. (индивидуальная работа)

1-я загадка:

За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко, на красивых ярких…(ложках)

 - Если угадали, поставьте себе 1б. и так к каждой загадке.

 2-я загадка:

По описанию, определите музыкальный инструмент (струнный щипковый инструмент, имеет деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу)

3-я загадка:

Аудиозапись…(жалейка), если затрудняются ответить – стих о жалейке.

4-я загадка:

Инструмент у музыканта – он у нас не без таланта! Как на кнопки нажимает, громко музыка играет. Кажется: звучит орган, хоть в руках простой - ….(баян)

Фронтальная проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По 1 б за верный ответ

(3б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по 1б за каждый правильный ответ. (4б)

 

 

 

 

 

 

 

- Да, мы любим путешествовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Размышлять о произведении.

 

 

 

 

- Симфонический оркестр.

 - Композиторская.

 

 

- Скрипка, виолончель, флейта.

V.                Усвоение новых знаний

 - Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – разделить на группы все инструменты, которые вы видите на экране.

 (индивидуальная работа)

 

 - На сколько групп мы можем разделить наши инструменты?

 - По каким признакам вы это определили?

 

 - Назовите одним понятием группы инструментов, если у вас в группе – домра, свирель; баян, ложки)

(работа в группах)

 

 - Молодцы, ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок. А для того, чтобы узнать, кто нас встречает, вы должны прочитать текст и ответить на вопросы.

(на экране портрет В.В.Андреева)

Индивидуальная работа.

Самопроверка.

 - Наше путешествие продолжается.

(на экране проецируется картина Б.Кустодиева – «Сельский праздник»)

 - Где мы с вами находимся?

 - Что вы видите на картине?

 - Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?

 - Для того, чтобы озвучить нашу картину, мы с вами разучим народную песню «На горе-то калина». Какие нам понадобятся умения?

(фронтальная работа)

 

- Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Исполнение песни «На горе-то калина».

 - Ребята, вам понравилась песня?

 - Вы довольны своим исполнением?

 - Молодцы, я тоже вами довольна!

 - Ребята. Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

(по 1 б за каждую верно выделенную группу)

+ 1б за верно указанные признаки при делении

 

По 1 б за верный ответ

(3б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 б

 

 

за соблюдение критериев при исполнении р.н.п

 

 

Распределяют инструменты проецируемые на экране в группы, по определенным признакам (по способу извлечения звука, звучанию и т.д)

 

 

 

 

 

- На 4 группы.

- По способу извлечения звука, по звучанию и т.д…

 

- Ударные, струнные, духовые и клавишно-духовые группы музыкальных инструментов.

 

 

Узнают историю возникновения оркестра народных инструментов.

(отвечают на 3 вопроса – кто создал, в каком году, первоначальный состав оркестра)

 

 

 

 

 

 

- Из замка мы попали на сельский праздник.

- Народное гуляние….

- Веселую, задорную, плясовую и т.д.

 

 

 

- Выразительное исполнение, точное интонирование, игра на шумовых инструментах и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Да.

Да.

VI.             Рефлексия

(индивидуальная работа)

Задание 1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? (название, к какой группе относится) – работа с цветными карточками.

Красная карточка – клавишно-духовые

Желтая карточка – струнные

Синяя карточка – духовые

Оранжевый цвет – ударные

(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)

Задание 2. Работа с карточками. Определение группы народных инструментов.

(индивидуальная работа)

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:

струн.

дух.

кл-дух.

удар.

1.

балал.

свир.

Трещ.

Лож.

2.

бубен

жал.

баян

буб

3.

домра

гусли

гармонь

домра

 

Подведение итогов работы.

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

б) подсчет баллов, заработанных на уроке;

в) соотнесение набранного кол-ва баллов с заявкой на оценку;

г) выявление обучающихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление обучающихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

е) обсуждение с обучающимися причин расхождения плана и факта оценки.

Домашнее задание.

Нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.

По 1 б за верный ответ (6б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По 1 б за верный ответ (4б)

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока: Оркестр русских народных инструментов

Тема урока: Оркестр русских народных инструментов

Заявка на оценку: (10 обучающихся в классе) «5» - 30 и более «4» -23 - 29 «3» - 17 - 22

Заявка на оценку: (10 обучающихся в классе) «5» - 30 и более «4» -23 - 29 «3» - 17 - 22

Что мы не знаем об оркестре народных инструментов? )

Что мы не знаем об оркестре народных инструментов? )

Аудиозапись…(жалейка), если затрудняются ответить – стих о жалейке

Аудиозапись…(жалейка), если затрудняются ответить – стих о жалейке

А теперь исполним еще раз немного смелее

А теперь исполним еще раз немного смелее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020