10 класс геометрия Урок № 11 Дата_______________
Тема: Решение задач по теме "Параллельность прямых, прямой и плоскости".
Цель урока: формировать умение решать задачи применяя признак параллельности прямой и плоскости. Воспитывать у учащихся точность, аккуратность. Развивать логическое мышление учащихся.
Планируемые результаты:
личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
метапредметные:
познавательные УУД: развивать основы логического и алгоритмического мышления; расширять кругозор учащихся; учить произвольно и осознанно владеть приемами решения задач, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
регулятивные УУД: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
коммуникативные УУД: учить строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения.
личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению учебного материала; формировать навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля.
предметные: повторить теоретический материал по теме «Параллельность прямой и плоскости»; закрепить умения: решать задачи на доказательство, опираясь на точные аргументы(знания теоретического материала); при решении стереометрических задач применять знания, полученные при изучении планиметрии;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы и приёмы: словесный, наглядный
Тип урока: формирование умений и навыков
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Ответить на вопросы учащихся, сверить ответы. После выполнения самостоятельной работы в конце урока собрать тетради и проверить правильность решения.
3. Актуализация опорных знаний
Один ученик у доски доказывает признак параллельности прямой и плоскости.
Остальные отвечают на вопросы:
Выслушивается доказательство теоремы.
4. Формирование умений и навыков. Решение задач
1). Задача 1 (условие и рисунок к задаче записаны на доске)
Доказательство
МN - средняя линия треугольника АВС, значит МN || АВ, АВ a .
Таким образом, МN || a (по признаку параллельности прямой и плоскости).
2). Задача 2 (условие и рисунок к задаче записаны на доске или на экране)
Доказательство
МN - средняя линия трапеции АВСD, значит МN || АВ; АВ a (по условию),
Таким образом, МN || a (по признаку параллельности прямой и плоскости).
3). № 26 (Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян и др.)
Сторона АС треугольника АВС параллельна плоскости a , а стороны АВ и ВС пересекаются с этой плоскостью в точках М и N. Докажите, что треугольники АВС и МВN подобны.
Перед решением данной задачи необходимо вспомнить признаки подобия треугольников.
Доказательство
1. По утверждению 1° : МN || АC. Тогда угол А = углу ВМN (как односторонние при параллельных прямых).
2. угол В - общий.
З. Таким образом, по двум углам треугольник АВС подобен треугольнику МВN.
4). № 28 (Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян и др.)
На сторонах АВ и АС треугольника АВС взяты соответственно точки D и E так, что ОE = 5 см и ВD = 2/3. Плоскость a проходит через точки B и С и параллельна отрезку ОE. Найдите длину отрезка ВС.
Решение:
Из условия задачи № 26: треугольник АВС подобен треугольнику АDЕ.
Тогда АВ/АD = ВС/DЕ, 5/3 = х/5, х = 25/3, х = 81/3.
Ответ: 81/3.
5.Подведение итогов урока
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. В треугольнике АВС на стороне АВ выбрана точка D, такая, что BD : BA = 1 : 3. Плоскость, параллельная прямой АС и проходящая через точку D, пересекает отрезок ВС в точке D1.
а) Докажите, что треугольник DBD1 подобен треугольнику АВС
б) Найдите АС, если DD1 = 4 см.
Вариант 2
1. Точка D лежит на отрезке АВ, причем BD : BA = 1 : 4. Через точку А проведена плоскость α, через точку D – отрезок DD1, параллельный α. Прямая BD1, пересекает плоскость α в точке С.
а) Докажите, что треугольник DBD1 подобен треугольнику АВС
б) Найдите DD1, если АС =12 см
6. Домашнее задание: №27, № 30, № 31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.