Методическая разработка открытого урока
Технологическая карта учебного занятия
Тема урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Цели урока:
деятельностная: создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления и обучения в сотрудничестве.
содержательная: формирование знания о понятии “праведничество”,
“праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера, своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси.
методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве) для создания условий развивать коммуникативные умения, достигать определенных результатов, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения.
Задачи урока
учебно-практические:
¾ расширить содержание образа лесковского праведника
Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера;
¾ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, создание кластера, дискуссии;
¾ совершенствовать речевые умения — умения пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;
¾ воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;
¾ закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве
учебно-познавательные:
¾ создать условия для развития положительной мотивации к учению;
¾ формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;
¾ развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.
воспитательные:
¾ способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы;
¾ воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;
¾ подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-диалог
Образовательные технологии:
технологии обучения:
¾ технология развития критического мышления через чтение и письмо;
¾ технология обучения в сотрудничестве;
¾ информационно-коммуникационные технологии;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в группах).
Методы обучения:
¾ словесные: беседа;
¾ наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
¾ интерактивные: диалог, групповая дискуссия;
¾ практические: исследовательский, частично-поисковый;
¾ методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Планируемые результаты:
а) предметные:
¾ освоение знаний о понятии “праведничество”, “праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера;
¾ освоение знаний о своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси;
¾ совершенствование умений краткого изложения эпизода, анализа, комментирования текста;
¾ осмысление событий художественного произведения;
¾ осознание эстетической функции родного языка.
б) метапредметные:
· регулятивные:
¾ умение планировать деятельность, намечать цель;
¾ умение находить пути решения учебных задач, самооценка;
· познавательны:
·-- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
¾ поиск и отбор необходимой информации,
¾ структурирование знаний, обработка и преобразование информации;
¾ осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
· коммуникативные:
¾ умение воспринимать речь устную и письменную;
¾ адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль;
¾ умение находить в тексте нужные эпизоды, анализировать фрагменты текста, устанавливать последовательность глав произведения, фиксировать нужное;
¾ умение строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);
¾ умение графически генерировать свои идеи по теме.
в) личностные:
¾ осознание значения литературы как части национальной культуры, ее духовную составляющую;
¾ развитие и совершенствование собственной речи.
Средства обучения:
· технические:
-экран, персональный компьютер;
· информационно-коммуникационные:
- компьютерная мультимедийная презентация
· дидактический материал:
- карточки-задания для групп, хрестоматии по литературе, тексты повести «Очарованный странник».
Концепция
народного характера в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник»
|
1. 1.Приветствие. Организационный момент. Рефлексия.
2. Пред уроком проводится рефлексия эмоционального настроя. Ребята выбирают книгу, соответствующую цвету настроения (тем самым происходит деление на творческие группы).
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Каждый из вас перед началом урока выбрал себе понравившуюся эмблему. Перед вами расположены столы с книгами. Выберите стол с книгой , подходящей по цвету вашей эмблеме.
Сегодня урок хочется начать с просмотра фрагмента художественного фильма. После чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какую ключевую фразу произносит герой фильма»?
2.Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.
Преподаватель.
- Кто такой Иван Поддубный?
- Что вы о нем знаете?
- Какими чертами характера он обладал?
- Как вы думаете, почему историю об Иване Поддубном я взяла на наш урок?
- Какое произведение мы изучаем?
- Есть ли сходство у Поддубного и Флягина? Чем они похожи?
- Какую ключевую фразу произносит в этом эпизоде Иван Поддубный?
- Как можно назвать чувство любви, преданности Родине? (патриотизм)
- А как называются люди, вобравшие лучшие черты своей нации? (национальный характер).
- Как можно обозначить цель нашего урока? (Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера).
3. Введение в тему. Ассоциативный ряд.
А теперь предлагаю обратиться к толковым словарям. Найдите и прочитайте определение, что такое
Характер – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми.
Национальный – народный, или народу свойственный.
Праведник: - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Взгляд на русский национальный характер через образ Ивана Флягина).
Есть слово, которое более точно дает определение нашей теме – Концепция.
Концепция — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений.
Итак, тема нашего урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Открыли тетради и записываем тему урока).
4. Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи
Преподаватель: В творчестве Лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. В образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. Праведник прежде вceгo человек верующий. Лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, помогает людям и спасает их.
Постановка проблемного вопроса: «Как же мы будем определять черты народного характера Ивана Флягина?»
Обучающиеся: Проанализируем эпизоды произведения, выделим в них основные черты характера главного героя.
Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте поработаем со словами СТРАННИК и ОЧАРОВАННЫЙ.
СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.
ОЧАРОВАННЫЙ:
1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.
2. Выражающий восхищение.
3. Околдованный, завороженный, плененный, покорённый, восхищенный.
Преподаватель: Почему Лесков называет своего героя странником?
Обучающиеся: У него нет родного дома, в силу обстоятельств ему приходится странствовать.
Преподаватель: Что предопределило такую судьбу Флягину?
Обучающиеся: Флягин – сын моленный, Богу обещанный.
Преподаватель: Почему он не такой, как все?
Обучающиеся: Он очарованный.
Преподаватель: Чем же очарован Иван Северьяныч?
Преподаватель: Давайте обратимся к сюжету повести и восстановим последовательность эпизодов. (Презентация)
Обучающиеся:
1. Крепостной форейтор.
2. Служба у графа.
3. В няньках.
4. В плену у татар.
5. Возвращение на Родину.
6. История с цыганкой Грушей.
7. Служба в монастыре.
Проверьте последовательность событий.
4. Работа над новой темой (открытие нового знания)
Преподаватель: Вашим домашним заданием было прочитать и кратко пересказать предложенные эпизоды.
1 группа. Эпизод «В няньках»
2 группа. Эпизод «В татарском плену»
3 группа. Эпизод «История с цыганкой Грушей»
Итогом анализа этих эпизодов будут служить составленные вами кластеры: в центре образ Ивана Флягина, его составляющие – черты характера героя, проявившиеся в каждом из эпизодов. Поэтому во время выступления групп вы дополняете свой кластер. Для помощи у вас на столах находится выписка из психологического словаря с перечислением основных черт личности.
Выступление 1 группы Оцените работу каждого члена вашей группы.
Выступление 2 группы Оцените работу каждого члена вашей группы.
Выступление 3 группы Оцените работу каждого члена вашей группы.
Выступление 4 группы Оцените работу каждого члена вашей группы.
Преподаватель: Обратите внимание на слайд. Давайте посмотрим и сверим, какими же чертами характера наделен Иван Флягин – национальный герой. Почему мы его так называем?
5. Включение нового знания в систему имеющихся знаний
Преподаватель: А теперь давайте обратимся к тестовым заданиям и проверим ваши знания текста. (Приложение 2)
Обучающиеся выполняют текст с самопроверкой и выставляют себе оценку по тестированию, руководствуясь критериями оценки.
6.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
Преподаватель:
- Чем же сильна Россия?
- В ком выражается ее особенная стать? (В народе, бескорыстно служащему Родине, любящему ее).
- Какую душу имеет Иван Флягин? Смог ли Лесков дать нам образ русского национального характера?
Я думаю, стихотворение Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас не учила…» - это есть видение русского праведника, горячего любящего страну и готового все за нее отдать.
Чтение стихотворения под видеоролик «Флаг моего государства».
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел
- Актуально ли сейчас говорить о праведниках?
- Нужны ли праведники современной России?
Преподаватель: В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Они не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни.
- Целью нашего урока было- Расширить содержание образа Ивана Флягина как воплощение русского народного характера. Удалось ли нам это? Справились ли мы сегодня? Понравился ли вам урок?
7.Выставление оценок. Оценивает учитель при помощи учеников, выслушивавших ответы одноклассников
8.Инструктирование о выполнении домашнего задания
Преподаватель: Вам нужно написать сочинение-миниатюру «Нужны ли России праведники»? В своей работе обратитесь и к другим произведениям Н.С. Лескова.
Преподаватель: Если вам урок понравился прикрепите свою эмблему к нашей книге .
2-Я
ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках»
Задание:
1) Краткий пересказ эпизода.
2) Анализ эпизода по вопросам:
-
Почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монаха, который зовет идти дальше. Подчиняется ли
он знамению или до конца проходит испытание?
- Почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек
должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
- Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?
Составьте схему : Какие качества проявил Флягин в вашем эпизоде, используя таблицу пхисологических терминов?
Оцените работу каждого члена вашей группы.
3-Я
ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».
Задание:
1) Краткий пересказ
эпизода
2) Анализ по вопросам:
- Какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
- На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
- Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по
родине?
- Помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами
миссионерами?
- Как после бегства встретили Ивана на Родине?
Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом
испытании у героя?
Составьте схему : Какие качества проявил Флягин в вашем эпизоде, используя таблицу пхисологических терминов?
Оцените работу каждого члена вашей группы.
4-Я ГРУППА: Фрагмент «История с цыганкой Грушей».
Задание:
1)
Кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина.
2) Анализ истории по вопросам и заданиям:
- Прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!»
- и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».
- Что нового открылось вам в Флягине?
б) Когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает
красоту?
в) Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова напоминает история
князя?
д) Не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли
это?
Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?
Составьте схему : Какие качества проявил Флягин в вашем эпизоде, используя таблицу пхисологических терминов?
Оцените работу каждого члена вашей группы.
1-Я ГРУППА.
Дайте характеристику образа главного героя.
-Попробуйте объяснить к каким эпизодам относятся иллюстрации?
-Какая иллюстрация больше всего соответствует описанию героя, как сильного русского характера. Докажите.
Сделайте выводы, какие черты русского характера раскрываются на иллюстрациях, используя таблицу пхисологических терминов.
Кластер
Оцените работу каждого члена вашей группы.
Приложение 2. Тестовые задания
1.Год создания повести «Очарованный странник»:
1)1873
2)1881
3)1896
4)1854
2.И.С.Флягин напоминает былинного богатыря:
1)Алёшу Поповича
2)Добрыню Никитича
3)Илью Муромца
4)Савелия-богатыря Святорусского
3.Прозвище Ивана Флягина в детстве:
1)Измаил
2)Монах
3)Голован
4)Казачок
4.Награда, которую попросил главный герой за спасение графской семьи:
1)деньги
2)освобождение от крепостной зависимости
3)коня
4)гармонь
5.Причина, по которой И.Флягин бежал в степь:
1)поиск приключений
2)убийство Савакирея
3)плен
4)любопытство
5)страх уголовного преследования
6.Способ удержания главного героя татарами в степи:
1)богатые подарки
2)женитьба на самой красивой девушке
3)насильно в яме в колодках
4)«подщетинивание» пяток
7.Количество лет в плену:
1)10
2)5
3)8
4)13
8.Причина убийства Иваном Флягиным цыганки Груши:
1)неразделённая любовь
2)ревность
3)стремление помочь
4)желание спасти от греха самоубийства
5)случайность
9.Причина отказа Ивана Флягина от пострига:
1)стремление защищать народ в предстоящей войне
2)разочарование в религии
3)состояние здоровья
4)неприятие устоев монашеской жизни
10.Причина, по которой главного героя в монастыре посадили в яму:
1)воспитание силы воли
2)пророчествование
3)собственное желание
4)предсказание войны
11.Жанр произведения «Очарованный странник»:
1)роман
2)трагедия
3)повесть
4)рассказ
12.Основная идея произведения «Очарованный странник»:
1)русский человек со всем справится
2)русский человек всегда стремится к опасностям
3)только в экстремальных ситуациях раскрывается человек
4)русский человек - настоящий богатырь
Ответы
1.1 |
2.3 |
3.3 |
4.4 |
5.2,5 |
6.4 |
7.1 |
8.3,4 |
9.1 |
10.2 |
11.3 |
12.1,4 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.