Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ( урок № 2) 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ( урок № 2) 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл—11 кл
09.02.2021
Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ( урок № 2) 6 класс
использовать в различных жизненных ситуациях знания по данной теме (конфликт, причины, способы выхода из конфликта).
кофликты 6 кл.docx

Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ( урок № 2) 6 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (практикум)

Цель: разработать практические советы по разрешению конфликтов.

Воспитательная задача: воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Используемые технологии: работа в группах, незаконченное предложение, технология проектирования.

  1. Используемые приемы и методы:
  • технология критического мышления.
  • технология проблемного обучения.
  • технология сотрудничества.
  • технология оценивания учебных успехов.
  • ИКТ технологии
  • приём «Кластер»

Планируемые результаты:

Предметные – использовать в различных жизненных ситуациях знания по данной теме (конфликт, причины, способы выхода из конфликта).

Метапредметные:

регулятивные – самостоятельно ставить проблемный вопрос урока; выявлять и анализировать типичные реакции в конфликтной ситуации; выбирать средства достижения цели в группе; определять степень успешности своей работы и работы товарищей.

познавательные – владеть смысловым чтением; извлекать информацию, представленную в различных формах.

коммуникативные – организовывать работу в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; планировать сотрудничество с учителем.

Личностные – формировать толерантное отношение к другим людям.

ЭТАП I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)

Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой (Александров Г.)

Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев В.)

- Что / какая мысль объединяет все эти фразы? А если мы уже вступили в конфликт?

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ М/Л КОНФЛИКТОВ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ С ФИКСАЦИЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

Учитель: В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Проведем  в классе психологический опыт, который позволил выявить, что вы хотите воспитать в СЕБЕ и видеть в ДРУГИХ. Вот какие данные:

1.Хотели бы развить в себе:

А) уверенность, решительность

Б) выдержку, уравновешенность

 В) целеустремлённость, силу воли

Г) терпимость

Д) доброжелательность

2.Окружающим людям я хотел бы добавить:

А) доброты, человечности

Б) честности, порядочности

В) взаимопонимания, сочувствия

Г) терпимости

Д) щедрости

Учитель:

- Какой вывод можно сделать исходя из анализа результатов?

Учащиеся: варианты ответов

(вы себе желаете больше твёрдости, а от окружающих ждёте больше мягкости)

Учитель: Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты. А мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает напряжение, непонимание, которое приводит к возникновению… (конфликта)

 - Вспомним, что такое КОНФЛИКТ

 - Почему он возникает?

- Перечислите ступени развития конфликта.

 

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Учитель: Порошу вас всех закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) поднять руки тем, кого НИКОГДА не обзывали обидными словами.

- К сожалению таких ребят очень мало (или нет совсем – в зависимости от результатов)

- Что вы чувствовали, когда вас обзывали?

- Что вы сделали в ответ обидчику, как поступили?

ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ ФИКСИРУЮТСЯ УЧИТЕЛЕМ НА ДОСКЕ!

ЧУВСТВА

ДЕЙСТВИЯ

- хотелось плакать

- я просто отошёл в сторону

- хотел ударить…- я сказал, что нельзя обзываться…

(здесь могут быть конструктивные решения)

Учитель: - Какова же цель сегодняшнего урока? - О чём мы должны узнать, и на какие вопросы ответить?

Учащиеся: предполагают цель и задачи урок

 (КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ?

КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТА С ЧЕСТЬЮ?)

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Учащиеся: Работают в раздаточном материале по тексту учебника

Задание № 1

Варианты поведения в конфликтной ситуации

?

?

?

?

Взаимная проверка результата выполнения задания №1. Оценочный лист

Выполнено верно (+)

Допущена неточность или ошибка (какая) (-)

Задание №2. Проанализируйте сильные и слабые стороны каждого варианта поведения в конфликтной ситуации. Заполните таблицу:

Вариант поведения в конфликтной ситуации

Стороны

сильные

слабые

Лист взаимооценки результата выполнения задания №2

Мой сосед по парте правильно нашёл сильные и слабые стороны_____ вариантов поведения в конфликтной ситуации

Мне удалось найти правильно ________

(все или количество правильных вариантов поведения в конфликтной ситуации)

Запишите вывод. Полностью ли вы справились с заданием.?Что помогло/помешало вам правильно выполнить задание полностью? Для этого закончите предложение:

Я считаю, что я________________________________________________________________________

Задание № 3. Работа с текстом учебника

Варианты разрешения конфликта

?

?

?

 

Взаимная проверка результата выполнения задания №3. Оценочный лист

Выполнено верно (+)

Допущена неточность или ошибка (какая) (-)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ВКЛЮЧЕНИЕМ В ОБЩУЮ СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Учитель: Предлагает 4 - м парам исполнителей одинаковую конфликтную ситуацию, а вариант разрешения конфликта задаётся карточкой для каждой пары.

Ситуацией является фрагмент «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина

 Конфликтная ситуация

«…платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года…»

Т.е черти задолжали попу за три года оброк. Между ними конфликт.

- Каким могут быть варианты разрешение конфликта?

Остальные учащиеся – эксперты. Их задача – определить, какой вариант разрешения конфликта разыгрывает каждая пара.

Ситуация зачитывается вслух всему классу.

У 4 – х пар исполнителей ситуация на листках.

На карточках, которые выберет каждая пара написан выбранный вариант разрешения

способы разрешения:

  1. Подчинение (черти, хоть им и не хочется, и тяжело материально, выплачивают оброк весь)
  2. Компромисс (обоюдные уступки: поп - уменьшает размер долга, хоть ему и очень не хочется; черти - выплачивают этот уменьшенный долг)
  3. Прерывание конфликтных действий (черти – так как размер оброка для них неподъёмен, то они решают просто покинуть это море и найти себе пристанище в другом море, там, где поп их не достанет)
  4. Интеграция (реструктуризация долга: черти – зная, что поп не простит им этот долг, просят дать им больше времени на его выплату; поп готов пойти на уступки: не уменьшая суммы долга, увеличить время выплаты долга)

Пары выходят за дверь на 3 мин. А потом по очереди представляет свой вариант разрешения конфликта.

Обсуждение итогов:

- Как вы считаете, какой вариант разрешения конфликта выбрала пара

№1 -?, 3» - ?, №3 - ?, №4 - ?

- Какая стратегия вам кажется наилучшей? Почему?

VI. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: Ещё раз напоминает о том, сколько мало было (или не было совсем) детей в классе, кого никогда не обзывали обидными словами.

Давайте вместе предложим правила поведения в конфликтной ситуации для того, чтобы можно было с честью выйти из него, не чувствуя себя униженным и оскорблённым.

Учащиеся: вырабатывают

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  • Сохранять самоконтроль и сдержанность.
  • Предоставлять партнеру возможность выпустить пар.
  • Не подливать масла в огонь: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить на личности.
  • Попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.

Фрагмент м/ф «Крошка Енот» - песня «Дружба начинается с улыбки!» 

Учащиеся: записывают несколько правил в тетрадь. Потом по цепочке озвучивают. Если похожие – то ставят у себя в тетрадях «+»

Учитель: суммирует ответы, подводит итоги. Система оценки работы на уроке – рабочие листы, которые учащиеся сдают.

КОПИЛКА ДОБРЫХ СОВЕТОВ

 «УЛЫБНИСЬ НОВОМУ ДНЮ!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  параграф

Использованная литература:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Проблемно - диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно - диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

4. Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.


Приложение 1
При разрешении конфликта полезно помнить следующие правила:

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он в раздражении агрессивен, то нужно помочь снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии.

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?»

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом с этим человеком и было очень приятным. Сделайте комплимент, например, такой: «В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...». Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные эмоции.

4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не нужно говорить: «Вы меня обманываете», лучше звучит «Я чувствую себя обманутым»; «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Определите вместе с партнером по общению проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов — потом из него выберете лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).

7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не отвечайте агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».

8. Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий. В разговоре с партнером желательно спросить: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения.

Кроме того, она демонстрирует внимание к человеку и уменьшает агрессию.

9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого партнера. Обе эти позиции (сверху — «родительская» или снизу — «детская») неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять свое лицо».

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение.

11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.

12. Замолчите первым. Если уж так получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, то попытайтесь сделать единственное замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. Если же ни один из участников конфликта не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоциональное возбуждение. Чтобы погасить это возбуждение, нужно убрать то, что его разжигает. Молчание не должно быть обидным для партнера. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, опять горячитесь! ... Почему вы нервничаете, чего злитесь? ... Чего беситесь?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция партнера, отказавшегося от ссоры, должна исключать полностью то, что не должно быть обидное и оскорбительное для другого партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последнее слово, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Они всегда должны оставаться на уровне доброжелательности и взаимного уважения. И если вы сохраните отношения и дадите партнеру «сохранить свое лицо», то вы не потеряете его как будущего партнера



















 

 

 

Приложение 2

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 6 - кл. ____________________________________________________(Ф.И.)

Задание № 1 Работа с текстом учебника

Варианты поведения в конфликтной ситуации

 

Взаимная проверка результата выполнения задания №1. Оценочный лист

Выполнено верно (+)

Допущена неточность или ошибка (какая) (-)

 

 

 

Задание №2. Проанализируйте сильные и слабые стороны каждого варианта поведения в конфликтной ситуации. Заполните таблицу:

Вариант поведения в конфликтной ситуации

Стороны

сильные

слабые

 

Лист взаимооценки результата выполнения задания №2

Мой сосед по парте правильно нашёл сильные и слабые стороны_____ вариантов поведения в конфликтной ситуации

Мне удалось найти правильно ________

(все или количество правильных вариантов поведения в конфликтной ситуации)

Запишите вывод. Полностью ли вы справились с заданием.?Что помогло/помешало вам правильно выполнить задание полностью? Для этого закончите предложение:

Я считаю, что я________________________________________________________________________



Задание № 3. Работа с текстом учебника

Варианты разрешения конфликта

 

Взаимная проверка результата выполнения задания №3. Оценочный лист

Выполнено верно (+)

Допущена неточность или ошибка (какая) (-)

 

Конфликтная ситуация

«…платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года…»

Т.е черти задолжали попу за три года оброк. Между ними конфликт.

- Как вы считаете, какой вариант разрешения конфликта выбрала пара №1 -?, № 2 - ?, №3 - ?, №4 - ?

№1 -

№ 2 -

№3 -

№4 –





ЗАДАНИЕ: Сформулируйте собственные правила, как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы сохранить достоинство

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»

 


 

Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

Конспект урока: КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев

Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев

Перечислите ступени развития конфликта

Перечислите ступени развития конфликта

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Взаимная проверка результата выполнения задания №3

Взаимная проверка результата выполнения задания №3

Интеграция (реструктуризация долга: черти – зная, что поп не простит им этот долг, просят дать им больше времени на его выплату; поп готов пойти на…

Интеграция (реструктуризация долга: черти – зная, что поп не простит им этот долг, просят дать им больше времени на его выплату; поп готов пойти на…

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или

Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов — потом из него выберете лучший

Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов — потом из него выберете лучший

Почему вы нервничаете, чего злитесь?

Почему вы нервничаете, чего злитесь?

Приложение 2 РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 6 - кл

Приложение 2 РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 6 - кл

Задание № 3. Работа с текстом учебника

Задание № 3. Работа с текстом учебника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021