Технологическая карта
Тема |
Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Цель |
Познакомить обучающихся с содержанием произведения Н.Носова «Живая шляпа» |
||
Задачи |
Образовательная: -научить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения -формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию; Воспитательная: -воспитывать интерес к чтению -воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе Развивающая: -развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся -развивать навыки выразительного, осознанного чтения |
||
Планируемые результаты |
|
||
Основные понятия |
рассказ |
||
Межпредметные связи |
Русский язык, Изо |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник литературное чтение, 2 класс. Часть 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. |
||
Оборудование |
Презентация, проектор, компьютер. |
||
Организация пространства |
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности и организация на урок |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Владимировна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора.
Ребята, сядьте ровно поднимите голову, расправьте плечи, подарите мне свою улыбку.
Давайте проверим ваши рабочие места, все ли лежит на столах? |
Здравствуйте!
Слушают учителя.
Проверяют готовность к уроку. |
II. Актуализация и пробное учебное действие |
1.проверка домашнего задания
2. создание проблемной ситуации: - Ребята, послушайте стихотворение: Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! - о чем идет речь в стихотворении? -как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. -Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы. - Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа» |
Внимательно слушают стихотворение
|
III. Выявление места и причины затруднения (Постановка учебной задачи) |
-глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? -Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями). - Ребята, какие бывают шляпы?
К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? -Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Как нам убедиться, верны ли наши предположения или нет, о чем будет рассказ? |
О живой шляпе
большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
Ответы детей
Прочитать текст |
IV. Построение проекта и выхода из затруднения |
- чему мы сегодня научимся? |
Слушать чтение, читать рассказ по частям, анализировать его. |
V. Реализация построенного проекта |
1. подготовка к восприятию А)Беседа -Скажите, кто-нибудь знает об авторе ? -Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова. Николай Николаевич Носов русский писатель, родился в семье актера. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Профессиональным литератором он стал только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был «Затейники». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно- сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести. Б) Словарная работа Итак, прежде чем приступить к прослушиванию произведения, давайте узнаем значение незнакомых слов, которые встречаются в произведении: -Что такое КОЧЕРГА? Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. -Кто объяснит значение слова КОМОД? Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. - Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? Треснуть - ударить. -А слово ПЛЮХНУТЬ? Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
2. прослушивание рассказа с постановкой проблемного вопроса. - Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа». (Читает учитель) -Понравился ли вам рассказ? -Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? -Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? -Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? -А вы догадывались? -А как? (в начале рассказа подсказка автора).
Составление плана текста – На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. -Давайте вместе составим план рассказа. -Для чего мы составляем план рассказа? – Послушайте, я буду читать начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. ( Чтение рассказа до слов “Что-то плюхнулось – упало на пол”) – О чём эта часть рассказа? – Как можно озаглавить эту часть – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? --А читатели? - Почему автор именно так построил свой рассказ? – Значит, хотел чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. -Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки? – Как развивались события дальше? ( Прочитаем вторую часть по ролям.) первый раз читает учитель – Сколько здесь действующих лиц? (3) – Подготовьте чтение (Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “^ Соскочили с дивана – и бегом из комнаты”.) – О чём эта часть рассказа? – Придумайте название этой части.
– Прочитаем третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.) – О чём эта часть рассказа – Придумайте название этой части. – Прочитайте четвёртую часть по цепочке. – О чём эта часть рассказа – Придумайте название этой части. -Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? План 1. Котёнок играет. 2. Испуг. 3. Решение ребят. 4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы. – А теперь давайте сравним план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике на стр 41 вопрос 6.
ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. |
Ответы детей
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы
Ответы детей
Ответы детей
Отвечают на вопросы
Вадик, Вова, автор
Отвечают на вопросы |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Обобщающая беседа -Понравился ли вам рассказ? -Какое настроение вызвал? -А что именно вызвало такое настроение? Почему? - как звали котенка? -Назовите героев произведения? - Что делали ребята, что не заметили как Васька попал под шляпу? Молодцы, ребята. |
Да Веселое Отвечают Васька Котенок Васька, Володя и Вадик Раскрашивали картинки |
VII.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону |
Игра “Блиц - опрос”. – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро): 1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу? 2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу? 3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? 4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику? 5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? 6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха? Отлично, справились с заданием, хорошо слушали произведение! |
Отвечают на вопросы
|
VIII. Включение в систему знаний |
Работа с иллюстрацией -Откройте учебник на странице 39 Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Найдите в учебнике эпизод, соответствующий этой иллюстрации и прочтите. |
|
IX. Домашнее задание. |
|
|
X. Рефлексия. Итог урока |
С произведением какого автора мы познакомились? Как называлось произведение? Какие главные герои? Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились! Оцените свою работу на уроке: На столах лежат смайлики, которым нужно дорисовать улыбку (все сегодняшнее на уроке было мне понятно) Грустную ( на уроке я не понял материал, мне было скучно) Урок окончен. До свидания! |
Н.Носов «Живая шляпа»
Оценивают свою работу
До свидания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.