Учитель: Карпичко Ольга Владимировна
Класс: 3 А
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца” Единица содержания: применять план анализа произведения для понимания его главной мысли и с целью формирования активной жизненной позиции.
Цель урока:
обучающий аспект:
- знать композиционные особенности текста повествование (познавательные универсальные учебные действия);
- знать разновидности планов текста (цитатный, вопросный, тезисный, картинный), уметь их отличать, составлять и сопоставлять (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь характеризовать произведение с опорой на текст (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь характеризовать героя произведения с опорой на текст, видео информацию, собственный жизненный опыт (познавательные универсальные учебные
действия);
развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать умение применять полученные знания для решения реальных жизненных ситуаций и умение объяснять собственный выбор (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать нравственные качества (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать осознание важности собственных решений в формировании нравственных качеств личности (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру общения при работе в группах (коммуникативные универсальные учебные действия);
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- применение знаний;
- итог на рефлексивной основе; - информация о домашнем задании.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 7 мин. |
|
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент - деление на группы по цвету подписанных кристаллов, - повторение правил работы в группе.
2. Организует определение темы и задач урока. - рассказ из собственного жизненного опыта; - проблемный вопрос: Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы поверить в себя? (приём Джеффа) - К этому вопросу мы вернёмся ещё раз в конце урока, проанализировав произведение. - А как вы думаете, почему я вам рассказала именно эту историю о себе? На какую литературную историю по сути она похожа? - Тема сегодняшнего урока: “Сказка про храброго зайца”, литературная сказка Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. - Цель нашего урока: анализируя произведение, сделать собственный выбор - ответить на вопрос: Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы поверить в себя? - Чтобы проанализировать произведение мы будем пользоваться планом: 1. Повторить содержание текста. 2. Дать характеристику текста. 3. Дать характеристику героям произведения. |
Проверяют готовность к уроку. Получают кристалл
Называют правила работы в группе.
Слушание. Принятие собственного решения - ответ на поставленный вопрос. Положить свой кристалл под выбранный ответ /пока без объяснений/.
Отвечают на вопрос
Записывают тему урока. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца” |
Применение знаний и способов действий 30 мин |
|
Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Метод: /продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует анализ текста произведения. 1. Повторение содержания текста. Организует составление композиционного плана текста, используя различные виды плана: - вопросный /гр.4/. - тезисный /гр.1/, - цитатный /гр.3/, - картинный /гр.2/, 1/ сбор в группы с опорой на цветные пазлы, 2/ собрать пазл и получить слово в группе /цитата, картина, тезис, вопрос/, ПРИЛОЖЕНИЕ 1 3/ определить вид плана, который нужно составить группе, 4/ у каждого в группе есть свои карточки-части с пунктами плана, необходимо расставить данные карточки так, чтобы пункты плана |
В группах гр.1 - Арина, Маша, Динар гр.2 - Варя, Настя, Егор гр.3 - Дима, Илья, Лиза гр.4 - Саша, Энтони, Серёжа Проверка в процессе представления результатов работы Оценивание (0,1,2) 2 балла - без ошибок; 1 балл – 1 ошибка 0 балл – 2 ошибки
|
текста соответствовали композиции текста повествования. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 5/ представление планов - проверка, 6/ вклеивание общей таблицы в тетрадь. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2.Характеристика произведения. Организует заполнение карточки анализа произведения. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 1/ самостоятельное выполнение тестового задания, 2/ проверка выполненного задания, 3/ вклеивание таблицы в тетрадь.
3. Характеристика героев произведения Организует работу по составлению характеристики главного героя произведения базовый уровень - выбор характеристики продвинутый уровень - самостоятельное заполнение таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ 5 1/ самостоятельное заполнение таблицыхарактеристики по уровням, используя текст произведения, 2/ проверка выполненного задания в паре по ключам, 3/дополнение собственных таблиц. |
Индивидуально Взаимопроверка по образцу Оценивание (0,1,2) 2 балла - без ошибок; 1 балл – 1,2 ошибки 0 балл – 3 и более ошибок
В парах Дифференцированно по уровню сложности Взаимопроверка по образцу Оценивание (0,1,2) 2 балла - без ошибок; 1 балл – 1 ошибка 0 балл – 2 ошибки
|
Итог на рефлексивной основе 8 мин. |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует подведение итогов урока. 1.Организует подсчет количества баллов за урок.
2. Организует рефлексию по содержанию урока. 1/ Сюрприз - видеофрагмент. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 2/ Беседа о характерах героев в реальной жизни. Дадим характеристику ёжику, используя таблицу-план. Какой приём мы будем использовать, сравнивая характеры этих двух героев? Можем ли мы встретить в жизни таких героев как заяц и ёжик? Где мы уже встречались с ёжиком? Сведения о занятиях /краткие/. |
Индивидуально 5 - 5/6 баллов 4 - 4 балла 3 - 3/2 балла 2 - 1/0 баллов
Фронтально Без оценивания Отвечают на вопрос
|
Ждём ли мы случая, чтобы узнавать друг друга? Это наша запланированная деятельность! Что вы услышали от родителей, когда мы обсуждали вопрос: “Хотели бы вы, чтобы Ваш ребёнок имел такие качества характера, как ёжик?” Какая главная отличительная особенность характера ёжика? На кого из героев вы хотели бы быть похожи в жизни? 2/ прием Джеффа: вернемся к вопросу, на который вы отвечали в самом начале урока: Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы поверить в себя? /если у кого-то поменялось мнение по сравнению с началом урока, можете взять свой кристалл и перейти с ним к выбранной табличке/. Мнение учащихся. 3/ вывод: Чтобы стать лучше, не нужно ждать случая, а нужно научиться создавать условия для формирования необходимых качеств! /один из примеров с занятий с родителями/.
3. Сообщение домашнего задания: К.Г.Паустовский “Барсучий нос” /прочитать, подготовиться к характеристики произведения, продумать ответ на вопрос: “Чему я лично могу научиться, прочитав данной произведение?”
|
Фронтально/Индивидуально Без оценивания
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Целый год боялся Заяц всего что бы ни произошло в лесу.
Прокричал Заяц всем, что никого не боится.
Волк обнаружил разхрабрившихся зайцев.
Заяц-хвастун окоченел, увидев Волка.
Прыжок и побег Зайца.
Заяц поверил в то, что он никого не боится.
“Родился зайчик в лесу и всё боялся”.
“Никого я не боюсь! … Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…”
“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!...”
“Тут язык у хвастуна точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него Волка…”
“Дальше случилась совсем необычная вещь…”
“С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится”.
Чего и как долго боялся Заяц?
Что прокричал Заяц через год после своего рождения?
Что задумал Волк, услышав разыгравшихся зайцев?
Почему у Зайца язык точно примёрз?
Почему Заяц и Волк побежали в разные стороны? Какие изменения произошли в характере Зайца?
1. Экспозиция. Чего и как долго боялся Заяц?
Целый год боялся Заяц всего, что бы ни произошло в лесу.
“Родился зайчик в лесу и всё боялся”. |
2. Завязка. Что прокричал Заяц через год после своего рождения?
Прокричал Заяц всем, что никого не боится.
“Никого я не боюсь! … Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…” |
3. Развитие действия. Что задумал Волк, услышав разыгравшихся зайцев?
Волк обнаружил разхрабрившихся зайцев.
“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!...” |
4. Кульминация. Почему у Зайца язык точно примёрз?
Заяц-хвастун окоченел, увидев Волка.
“Тут язык у хвастуна точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него Волка…” |
5. Развязка. Почему Заяц и Волк побежали в разные стороны?
Прыжок и побег Зайца.
“Дальше случилась совсем необычная вещь…” |
6. Эпилог. Какие изменения произошли в характере Зайца?
Заяц поверил в то, что он никого не боится.
“С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится”.
|
Герой (кто?) |
______________________________________ |
Действия (что делал?)
|
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Характер (какой?)
|
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Цель (зачем?)
|
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Результат (чего добился?)
|
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Вывод (мораль)
|
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Герой (кто?) |
Заяц |
Действия (что делал?)
|
Родился, боялся, хвастался, кричал, разыгрался, испугался, подпрыгнул, покатился, побежал, начал верить. |
Характер (какой?)
|
Трусливый, смелый, хвастливый, скромный, смешной, глупый, храбрый, поверивший в себя. |
Цель (зачем?)
|
Без цели. Просто так. Чтобы другие зайцы думали, что он смелый. |
Результат (чего добился?)
|
Поверил, что стал храбрым. Защитил зайцев.
|
Вывод (мораль)
|
|
Герой (кто?) |
Заяц |
Действия (что делал?) |
Хвастался, испугался, начал верить. |
Характер (какой?)
|
Трусливый, хвастливый, смешной, глупый, поверивший в себя. |
Цель (зачем?)
|
Чтобы другие зайцы думали, что он смелый. |
Результат (чего добился?) |
Поверил, что стал храбрым.
|
Вывод (мораль)
|
На случай надейся, а сам не плошай! |
https://www.youtube.com/watch?v=g53RcvpkMrQ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.