Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
чтение +2
3 кл
19.07.2024
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
Урок направлен на формирование читательской грамотности и подготовки к проверочным работа формата ВСОКО, ВПР
Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца”, конспект урока, 3 класс.pdf

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна

Класс: 3 А

Предмет: литературное чтение

 

Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца” Единица содержания: применять план анализа произведения для понимания его главной мысли и с целью формирования активной жизненной позиции.

 

Цель урока:   

обучающий аспект:

-         знать композиционные особенности текста повествование (познавательные универсальные учебные действия);

-         знать разновидности планов текста (цитатный, вопросный, тезисный, картинный), уметь их отличать, составлять и сопоставлять (познавательные универсальные учебные действия);

-         уметь характеризовать произведение с опорой на текст (познавательные универсальные учебные действия);

-         уметь характеризовать героя произведения с опорой на текст, видео информацию, собственный жизненный опыт (познавательные универсальные учебные

действия);

 

развивающий аспект:

-         развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);

-         развивать логическое мышление: умение анализировать,  выделять главное, сравнивать, делать выводы (регулятивные универсальные учебные действия);

-         развивать умение применять полученные знания для решения реальных жизненных ситуаций и умение объяснять собственный выбор (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные действия);

 

воспитывающий аспект:

-         воспитывать нравственные качества (личностные универсальные учебные действия);

-         воспитывать осознание важности собственных решений в формировании нравственных качеств личности (личностные универсальные учебные действия);

-         воспитывать культуру общения при работе в группах (коммуникативные универсальные учебные действия);

 

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний

 

Этапы урока:

-         подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

-         применение знаний;

-         итог на рефлексивной основе; - информация о домашнем задании.

 

 

 

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности                     7 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.          Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

-                     деление на группы по цвету подписанных кристаллов,

-                     повторение правил работы в группе.

 

2. Организует определение темы и задач урока.

-                     рассказ из собственного жизненного опыта; - проблемный вопрос: 

  Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы   поверить в себя? (приём Джеффа)

-                     К этому вопросу мы вернёмся ещё раз в конце урока, проанализировав произведение. - А как вы думаете, почему я вам рассказала именно эту историю о себе? На какую литературную историю по сути она похожа?

-                     Тема сегодняшнего урока: 

“Сказка про храброго зайца”, литературная сказка Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. - Цель нашего урока: анализируя произведение, сделать собственный выбор - ответить на вопрос: Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы поверить в себя?

-                     Чтобы проанализировать произведение мы будем пользоваться планом:

1.  Повторить содержание текста.

2.  Дать характеристику текста.

3.  Дать характеристику героям произведения.

Проверяют готовность к уроку. Получают кристалл

 

Называют правила работы в группе.

 

 

 

Слушание.

Принятие собственного решения - ответ на поставленный вопрос.

Положить свой кристалл под выбранный ответ

/пока без объяснений/.

 

Отвечают на вопрос

 

 

Записывают тему урока.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 

“Сказка про храброго зайца”

                  Применение знаний и способов действий                               30 мин

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий,  усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: /продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует анализ текста произведения.

1. Повторение содержания текста.

Организует составление композиционного плана текста, используя различные виды плана: - вопросный /гр.4/. - тезисный /гр.1/,

-  цитатный /гр.3/,

-  картинный /гр.2/,

1/ сбор в группы с опорой на цветные пазлы,

2/ собрать пазл и получить слово в группе

/цитата, картина, тезис, вопрос/,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3/ определить вид плана, который нужно составить группе,

4/ у каждого в группе есть свои карточки-части с пунктами плана, необходимо расставить данные карточки так, чтобы пункты плана

 

В группах  гр.1 - Арина, Маша, Динар гр.2 - Варя, Настя, Егор гр.3 - Дима, Илья, Лиза гр.4 - Саша, Энтони, Серёжа  Проверка в процессе представления результатов работы Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка 0 балл – 2 ошибки

 

 

 

 

 

 

текста соответствовали композиции текста повествования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

5/ представление планов - проверка,

6/ вклеивание общей таблицы в тетрадь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

2.Характеристика произведения. Организует заполнение карточки анализа произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1/ самостоятельное выполнение тестового задания,

2/ проверка выполненного задания, 3/ вклеивание таблицы в тетрадь.

 

3. Характеристика героев произведения Организует работу по составлению характеристики главного героя произведения  базовый уровень - выбор характеристики продвинутый уровень - самостоятельное

                                         заполнение таблицы

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1/ самостоятельное заполнение таблицыхарактеристики по уровням, используя текст произведения,

2/ проверка выполненного задания в паре по ключам,

3/дополнение собственных таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

Взаимопроверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1                    балл – 1,2 ошибки 0 балл – 3 и более ошибок

 

 

 

В парах 

Дифференцированно по уровню сложности

Взаимопроверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

2                    балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка 0 балл – 2 ошибки

 

 

 

 

 

                                         Итог на рефлексивной основе                                                 8 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует подведение итогов урока.

1.Организует подсчет количества баллов за урок.

 

 

 

 

 

2. Организует рефлексию по содержанию урока.

1/ Сюрприз - видеофрагмент.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

2/ Беседа о характерах героев в реальной жизни. Дадим характеристику ёжику, используя таблицу-план.

Какой приём мы будем использовать, сравнивая характеры этих двух героев?

Можем ли мы встретить в жизни таких героев как заяц и ёжик?

Где мы уже встречались с ёжиком?

Сведения о занятиях /краткие/.

 

Индивидуально

5 - 5/6 баллов

4 - 4 балла

3 - 3/2 балла

2 - 1/0 баллов

 

Фронтально

Без оценивания

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ждём ли мы случая, чтобы узнавать друг друга? Это наша запланированная деятельность! Что вы услышали от родителей, когда мы обсуждали вопрос: “Хотели бы вы, чтобы Ваш ребёнок имел такие качества характера, как ёжик?”

Какая главная отличительная особенность характера ёжика?

На кого из героев вы хотели бы быть похожи в жизни?

2/ прием Джеффа:

вернемся к вопросу, на который вы отвечали в самом начале урока: 

Стоит ли ждать случая в жизни, чтобы поверить в себя?

/если у кого-то поменялось мнение по сравнению с началом урока, можете взять свой кристалл и перейти с ним к выбранной табличке/.

Мнение учащихся.

3/ вывод: Чтобы стать лучше, не нужно ждать случая, а нужно научиться создавать условия для формирования необходимых качеств! /один из примеров с занятий с родителями/.

 

3. Сообщение домашнего задания:

К.Г.Паустовский “Барсучий нос”

/прочитать, подготовиться к характеристики произведения, продумать ответ на вопрос: “Чему я лично могу научиться, прочитав данной произведение?”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально/Индивидуально

Без оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тезисный

 

Целый год боялся Заяц всего что бы ни произошло в лесу.

Прокричал Заяц всем, что никого не боится.

Волк обнаружил разхрабрившихся зайцев.

Заяц-хвастун окоченел, увидев Волка.

Прыжок и побег Зайца.

Заяц поверил в то, что он никого не боится.

 

Цитатный

 

“Родился зайчик в лесу и всё боялся”.

“Никого я не боюсь! … Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…”

“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!...”

“Тут язык у хвастуна точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него Волка…”

“Дальше случилась совсем необычная вещь…”

“С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится”.

 

Вопросный

 

Чего и как долго боялся Заяц?

Что прокричал Заяц через год после своего рождения?

Что задумал Волк, услышав разыгравшихся зайцев?

Почему у Зайца язык точно примёрз?

Почему Заяц и Волк побежали в разные стороны? Какие изменения произошли в характере Зайца?

 

 

 

Картинный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

1. Экспозиция.

Чего и как долго боялся Заяц?

 

Целый год боялся Заяц всего, что бы  ни произошло в лесу.

 

“Родился зайчик в лесу и всё боялся”.

2. Завязка.

Что прокричал Заяц через год после своего рождения?

 

Прокричал Заяц всем, что никого не боится.

 

“Никого я не боюсь! … Ежели мне попадётся  волк, так я его сам съем…”

3. Развитие действия.

Что задумал Волк, услышав разыгравшихся зайцев?

 

Волк обнаружил разхрабрившихся зайцев.

 

“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!...”

4. Кульминация.

Почему у Зайца язык точно примёрз?

 

Заяц-хвастун окоченел, увидев Волка.

 

“Тут язык у хвастуна точно примёрз. 

Заяц увидел глядевшего на него Волка…”

5. Развязка.

Почему Заяц и Волк побежали в разные стороны?

 

Прыжок  и побег Зайца.

 

“Дальше случилась совсем необычная вещь…”

6. Эпилог.

Какие изменения произошли в характере Зайца?

 

Заяц поверил в то, что он никого не боится.

 

“С этого дня храбрый Заяц начал верить,  что он действительно никого не боится”.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Герой (кто?)

______________________________________

Действия  (что делал?)

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Характер  (какой?)

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Цель (зачем?)

 

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Результат  (чего добился?)

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Вывод (мораль)

 

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

 

Герой (кто?)

Заяц

Действия  (что делал?)

 

Родился, боялся, хвастался, кричал, разыгрался, испугался, подпрыгнул, покатился, побежал, начал верить.

Характер  (какой?)

 

Трусливый, смелый, хвастливый, скромный, смешной, глупый, храбрый, поверивший в себя.

Цель (зачем?)

 

 

Без цели. 

Просто так.

Чтобы другие зайцы думали, что он смелый.

Результат  (чего добился?)

 

Поверил, что стал храбрым. Защитил зайцев.

 

Вывод (мораль)

 

 

 

 

 

 

Герой (кто?)

Заяц

Действия 

(что делал?)

Хвастался, испугался, начал верить.

Характер  (какой?)

 

Трусливый, хвастливый, смешной, глупый, поверивший в себя.

Цель (зачем?)

 

Чтобы другие зайцы думали, что он смелый.

Результат 

(чего добился?)

Поверил, что стал храбрым.

 

Вывод (мораль)

 

На случай надейся, а сам не плошай!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

https://www.youtube.com/watch?v=g53RcvpkMrQ

 

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна

Ход урока Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 7 мин

Ход урока Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 7 мин

Организует анализ текста произведения

Организует анализ текста произведения

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности…

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности…

Ждём ли мы случая, чтобы узнавать друг друга?

Ждём ли мы случая, чтобы узнавать друг друга?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тезисный

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тезисный

Картинный

Картинный

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1. Экспозиция

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1. Экспозиция

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Вывод (мораль) ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________

Вывод (мораль) ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________

Вывод (мораль) На случай надейся, а сам не плошай!

Вывод (мораль) На случай надейся, а сам не плошай!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2024