МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ТРЕХ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ПОСЕЛКА МАЛОКУБАНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Конспект урока литературного чтения
А.П.Чехов «ВАНЬКА»
Учитель начальных классов:
Благова Людмила Викторовна
Цели:
1. Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова;
2.Познакомить с особенностями произведения "Ванька";
3.Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
4.Развивать словарный запас, творческие способности, грамотную доказательную речь;
5.Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
6.Воспитывать добрые чувства.
Оборудование: скамейка, свечка, чернильница, чернильное перо , выставка произведений искусства о жизни детей в XIX веке, выставка книг А.П.Чехова, использование компьютерных технологий.
1. Организационный момент.
/ Учитель читает стихотворение/ /Слайд №1/
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель: Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока.
Учитель: «Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым.
Целый день на фабрике колёса
Мы вертим, вертим, вертим!»
- Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе , и А.П. Чехов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя, и его произведением «Ванька»./Слайд № 2 Чехов и эпиграф: У меня в детстве не было детства»/
3. Подготовительная работа. Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. (Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)
Учитель: Лёша и Женя подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове . (Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)
Сообщение детей о Чехове:
1.Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
2.После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
Выставка книг А. П. Чехова.
Учитель: Чехова всегда волновала судьба детей и особенно судьба детей из народа, которым в то время жилось тяжело. С детства он помнил мальчиков, служивших в лавке отца,- Андрюшу и Гаврюшу, потом много встречал таких же беззащитных детей и описал их жизнь в замечательных рассказах. Обратите внимание на книги с произведениями А.П.Чехова о детях: «Детвора»,«Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» - две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.
4. Подготовка к восприятию текста.
Учитель: Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. В тексте встретятся слова, трудные в произношении слова и слова, которые вышли из употребления.
5. Словарная работа /слайд №3/:
заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
образ – икона;
шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
людская – помещение для слуг в барском доме;
дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
подмастерье – помощник мастера;
подпасок- помощник пастуха;
клирос – место певчих (хора) в церкви;
сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
ночь под рождество – церковный праздник;
кадриль – пляска в четыре пары;
кредитом не пользуется – не вызывает доверия;
намедни-вчера;
выволочка- наказание;
ледник- погреб.
6. Первичное восприятие текста/учитель и подготовленный ученик читают произведение/ : инсценировка места написания письма- лавка, свечка, перо, чернильница /слайд № 4 картина «Сочинение»/
7. Проверка первичного восприятия текста.• Какие чувства испытали? • Что взволновало? • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
Учитель: Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
• К какому жанру относится это произведение? (рассказ) • Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.) • Кто автор этого рассказа? • Как озаглавлен рассказ?
8 . Физминутка.
9.Выборочное чтение по вопросам учителя:
Учитель: - Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будете словами, предложениями из текста. / слайд №5 с вопросами/:
• Как звали главного героя?
• Сколько ему лет?
• К кому он был отдан в ученье?
Учитель: Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
/Слайд № 6/
• Почему же Ванька не ложился спать?
• Найдите и прочитайте отрывки к иллюстрациям в тексте.
10. Беседа по содержанию текста:/слайд №7/
- Какая часть письма Ваньки Вам показалась самой драматичной?
- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?
Учитель: Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения , потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым . в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.
- Каким вы представляете себе героя рассказа Ваньку?
Учитель читает стихотворение:
Жизнь сироты – удел
жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
Еще ребёнок, то в
душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
И маленькое прошлое
его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
Теперь полу ребенок –
полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.
Терпеть, надеяться,
молчать и ждать
То чудо, что когда- нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.
И замирая сердцем,
чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
Уже письмо в его
руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.
А мальчику на
побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.
11. Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».
Учитель: Задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были? Прочитайте задание. Чтобы его выполнить, необходимо вернуться к тексту.
12. Работа с пословицами /слайд № 8/:
Учитель: Какие из пословиц можно отнести к нашему герою?
Не знав горя, не
узнаешь и радости.
Знать, уж так суждено.
Живет в тоске, а спит на голой доске.
У бедного шуба овечья, а душа человечья.
Руки делают, а спинка отвечает.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Недоброе всегда быстрее доброго.
13. Знакомство с шедеврами мировой культуры:
Учитель: Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи. Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
• Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины./слайды 9-11/
• Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»? Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было
прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье
исполнится мальчику лет семь или восемь, родители
отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба
приходится работать с утра до ночи.
14 . Обобщающая беседа.
Учитель: Изменилась ли жизнь детей сейчас?
- Как изменилась? ( учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.) /слайд № 12 « О сегодняшней жизни детей»/
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли добрыми, порядочными людьми.
• А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,) • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) / слайд № 13 «Ангелочки»/ • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы представим такой поворот событий!
(Сценка двух почтальонов)
1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим! 1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
Учитель: Видите ребята, дедушка для Ваньки был самым близким, дорогим человеком. Именно к нему он обращается с криком о помощи. А для вас кто сейчас самый близкий, самый дорогой человек? Берегите своих мам!
15. Итог урока.
• С творчеством, какого писателя мы познакомились?• Назовите произведение, с которым познакомились. • Что понравилось вам на уроке?
Учитель: Спасибо всем за урок. Я думаю, что сегодня душа ваша наполнилась крупицами добра и вы будете совершать в своей жизни только хорошие дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.