Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
20.08.2022
Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"
Открытый урок А.П.Чехов.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ТРЕХ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА            ПОСЕЛКА МАЛОКУБАНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

Конспект урока литературного чтения

А.П.Чехов «ВАНЬКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Благова Людмила Викторовна

Цели:

1. Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова;

2.Познакомить с особенностями произведения "Ванька";

3.Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

4.Развивать словарный запас, творческие способности, грамотную доказательную речь;

5.Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;

6.Воспитывать добрые чувства.

Оборудование: скамейка, свечка, чернильница, чернильное перо , выставка произведений искусства о жизни детей в XIX веке, выставка книг А.П.Чехова, использование компьютерных технологий.

1. Организационный момент.

/ Учитель читает стихотворение/ /Слайд №1/

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Учитель: Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Введение в тему урока.

Учитель: «Нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым.

Целый день на фабрике колёса

Мы вертим, вертим, вертим!»

- Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе , и А.П. Чехов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя, и его произведением «Ванька»./Слайд № 2 Чехов и эпиграф: У меня в детстве не было детства»/

3. Подготовительная работа.                                                                                                                  Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. (Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

Учитель: Лёша и Женя подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове . (Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)

Сообщение детей о Чехове:

      1.Антон Павлович Чехов родился  в  городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву.  В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году  окончив гимназию, он  приезжает в Москву и  поступает  на медицинский факультет Московского университета.
      2.После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

  Выставка книг А. П. Чехова.

Учитель: Чехова всегда волновала судьба детей и особенно судьба детей из народа, которым в то время жилось тяжело. С детства он помнил мальчиков, служивших в лавке отца,- Андрюшу и Гаврюшу, потом много встречал таких же беззащитных детей и описал их жизнь в замечательных рассказах. Обратите внимание на книги с произведениями А.П.Чехова о детях: «Детвора»,«Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» - две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.

4.  Подготовка к восприятию текста.

Учитель: Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. В тексте встретятся слова, трудные в произношении слова и слова, которые вышли из употребления.

5. Словарная работа /слайд №3/:

заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;

образ – икона;

 шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;

людская – помещение для слуг в барском доме;

 дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.

подмастерье – помощник мастера;

подпасок- помощник пастуха;

клирос – место певчих (хора) в церкви;

 сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);

восторг – восхищение, подъём радостных чувств;

 судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;

почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;

 ночь под рождество – церковный праздник;

кадриль – пляска в четыре пары;

 кредитом не пользуется – не вызывает доверия;

намедни-вчера;

выволочка- наказание;

ледник- погреб.

6. Первичное восприятие текста/учитель и подготовленный ученик читают произведение/ : инсценировка места написания письма- лавка, свечка, перо, чернильница /слайд № 4 картина «Сочинение»/

7. Проверка первичного восприятия текста.• Какие чувства испытали? • Что взволновало? • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)

Учитель: Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

• К какому жанру относится это произведение? (рассказ) • Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)  • Кто автор этого рассказа? • Как озаглавлен рассказ?

8 . Физминутка.

9.Выборочное чтение по вопросам учителя:

Учитель: - Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будете словами, предложениями из текста. / слайд №5 с вопросами/:

• Как звали главного героя?

 • Сколько ему лет?

• К кому он был отдан в ученье?  

Учитель: Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

/Слайд № 6/

• Почему же Ванька не ложился спать? 

• Найдите и прочитайте отрывки к иллюстрациям в тексте.

10. Беседа по содержанию текста:/слайд №7/

- Какая часть письма Ваньки Вам показалась самой драматичной?

- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?

Учитель: Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения , потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым . в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.

- Каким вы представляете себе героя рассказа Ваньку?

Учитель читает стихотворение:

Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда- нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.

11. Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

Учитель:  Задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были? Прочитайте задание.  Чтобы его выполнить, необходимо вернуться к тексту.

12. Работа с пословицами /слайд № 8/:

Учитель: Какие из пословиц можно отнести к нашему герою?

Не знав горя, не узнаешь и радости.
Знать, уж так суждено. 
Живет в тоске, а спит на голой доске.
У бедного шуба овечья, а душа человечья.
Руки делают, а спинка отвечает.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Недоброе всегда быстрее доброго.

13. Знакомство с шедеврами мировой культуры:

Учитель: Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.  Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)

• Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины./слайды 9-11/

• Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»? Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было

                 прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье  
                 исполнится мальчику лет семь или восемь, родители 
                 отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба  
                 приходится работать с утра до ночи.
14 . Обобщающая беседа. 

Учитель:  Изменилась ли жизнь детей сейчас?

- Как изменилась? ( учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.) /слайд № 12 « О сегодняшней жизни детей»/

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли добрыми, порядочными людьми.

• А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)             • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) / слайд № 13 «Ангелочки»/                                                                                                       • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов)

1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!                           1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

 1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

Учитель: Видите ребята, дедушка для Ваньки был самым близким, дорогим человеком. Именно к нему он обращается с криком о помощи. А для вас кто сейчас самый близкий, самый дорогой человек? Берегите своих мам!

15. Итог урока.

• С творчеством, какого писателя мы познакомились?• Назовите произведение, с которым познакомились. • Что понравилось вам на уроке?

Учитель: Спасибо всем за урок. Я думаю, что сегодня душа ваша наполнилась крупицами добра и вы будете совершать в своей жизни только хорошие дела.

 

 

 

 

 

 

 




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе , и

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе , и

Первичное восприятие текста/учитель и подготовленный ученик читают произведение/ : инсценировка места написания письма- лавка, свечка, перо, чернильница /слайд № 4 картина «Сочинение»/ 7

Первичное восприятие текста/учитель и подготовленный ученик читают произведение/ : инсценировка места написания письма- лавка, свечка, перо, чернильница /слайд № 4 картина «Сочинение»/ 7

Как звали главного героя? •

Как звали главного героя? •

Терпеть, надеяться, молчать и ждать

Терпеть, надеяться, молчать и ждать

Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с…

Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с…

Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"

Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022