Конспект урока литературного чтения "Корзина с еловыми шишками""
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения "Корзина с еловыми шишками""

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—11 кл
11.11.2022
Конспект  урока литературного чтения  "Корзина с еловыми шишками""
1. Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе.docx

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100».

Урок  проведен в рамках семинара « Формы организации учебного процесса на основе использования программно-педагогических средств в начальной школе: современные образовательные технологии.»

 

Тип урока: урок изучения лирического произведения , углубленная работа с текстом.

                     К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

Автор разработки урока: Шелюхова Виктория Владимировна, учитель начальных классов.

 

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 42 г .Комсомольск -на-Амуре

 

Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение   через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие  способности учащихся.

 

 

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.

 

Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).

 

Образовательные технологии, использование программно -педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной  поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах    (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

 

Мета-предметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать  главу текста , структурировать знания по теме урока .

 

Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Оборудование :    

     1) Бунеев «Литературное чтение».

     2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».

     3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты     писателя и композитора.)

     4) Карточки для заполнения .Шаблоны.

     5) Корзина. Шишки.

 

Тема:                       Волшебная сила бессмертной музыки.

                                           Рассказ  К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приложение

1.      Организационный момент.

 

Вступительное слово учителя:

- Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

 

Звучит музыка Э. Грига « Норвежский танец. »      

– Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?

 

Слушание. Создание эмоционального настроения.

Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту, силу любви.

 

   

Слайд 1

2.      Актуализация знаний

1 слайд – цитата :

 « Каждый понимает счастье по -своему. У каждого оно свое…» К.Г. Паустовский.

- Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка?

 Высказывания детей.

Высказывания детей.

 

Слайд 2

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

. 1 слайд – « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

-Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

 - Как вы думаете. Что объединят этих двух выдающихся людей?

 

Учащиеся сами определяют цели урока

 

 

Слайд 3

4. Проверка домашнего задания.

О писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э. Григе.

 

 - О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

 

- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)

 

О1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

 

2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

 

 композиторе Эдварде Григе. Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)

3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

 

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства

Слайд 4 – портреты, даты.

5. «Открытие» детьми нового знания. Самостоятельная работа в группах.

 (4 группы)

 

- Своим творчеством  великие люди побуждают нас…

- Закончите высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

(4)

- О чем говорится в каждой части?

 

 

 

- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки. Заполнение бланков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценирование :. Встреча.

 

 

 

 

Учитель: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!

 

Проблемный вопрос.

Учитель: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей. )

 

Учитель: : А знаете ли вы, как появляются еловые леса? 

 

. Работа в группах в технике «Мозговой штурм».

Правила работы в технике мозгового штурма:

Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

2.         Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

3.         Приветствуются  развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4.         Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5.         Главная цель – получить как можно больше идей.

Высказывание идей по группам.

Общий вывод. Высказывания детей.

 

 

(1 - встреча композитора и девочки;

 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни;

3.- Дагни у тетушки;

4 - на концерте)

 

Бланк №1.

(работают в группах. В это время звучит музыка Э.Грига "Хольберг. Сюита").

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча в лесу.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. Долгожданный подарок.

 

 Диалог из теста

Инсценирование :. Встреча. Мальчик в роли писателя и девочка в роли Дагни, с корзиной в руках.

 

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

 

 

 

 Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

 

 

 

 

Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. (Слайд 22 для люб. )

Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 – звучит музыка Э. Грига.

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Словарно-лексическая работа

 

 

 

 

 

Работа в группе по главам произведения

 

7.Физкультминутка.

 

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске: ( слова-карточки)

Эпитеты, олицетворение, описание, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. 

У: Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить.

Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

2 группа “В доме композитора”. 

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

3 группа “В гостях”. 

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

4 группа “Долгожданный подарок”.

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн. )

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги.

Он может расцвести в душе каждого из вас.

 

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

- Так чему же учит это произведение?

Цитаты: 

Все хорошее в природе - от солнца;

А все лучшее в жизни - от человека.

М. Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.

В.А. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

Рефлексия.

- Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

- Что вы представили, слушая музыку?

- А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

- Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

- Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У: - Как связаны литература и музыка?

- Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как – то Э. Грига.

 

- В произведении, Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды).

-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали

вам надо закрасить одну из шишек красным цветом.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым.

-Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.

 

 

Каждая группа получает карточки с толкованием  слов  и словосочетаний из текста. На слайде ( слайд 5-во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры" ) группы слов и  словосочетаний, соответствующие толкованиям. Задача каждой группы - найти слова, соответствующие толкованиям данным на карточках, найти их в тексте, зачитать.

 

 Работа с текстом, словарем. Четыре группы слов и словосочетаний соответствуют четырем частям текста. По мере анализа толкования слов ведется краткий пересказ текста и зачитывание отдельных эпизодов.

 

 

 

 

 

 

Каждая группа даёт высказывания согласно плану текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

(надо жить, принося радость другим людям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

 

 

 

 

 

 

 

Из текста: (невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)

- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

 

 

 

 

 

 

Ученики-эксперты оценивают работу на уроке своих одноклассников. Выделяют и аргументируют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в 
работу
_______________________________________________________________________________________________
.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100»

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100»

Мета-предметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста ,…

Мета-предметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста ,…

Актуализация знаний1 слайд – цитата : «

Актуализация знаний1 слайд – цитата : «

Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми

Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру

Открытие» детьми нового знания

Открытие» детьми нового знания

Инсценирование :. Встреча.

Инсценирование :. Встреча.

Слайд 4 – звучит музыка Э. Грига

Слайд 4 – звучит музыка Э. Грига

Работа в группе по главам произведения 7

Работа в группе по главам произведения 7

Итог урока. 10

Итог урока. 10

Рефлексия.

Рефлексия.

Словарно-лексическая работа

Словарно-лексическая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2022