Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100».
Урок проведен в рамках семинара « Формы организации учебного процесса на основе использования программно-педагогических средств в начальной школе: современные образовательные технологии.»
Тип урока: урок изучения лирического произведения , углубленная работа с текстом.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Автор разработки урока: Шелюхова Виктория Владимировна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 42 г .Комсомольск -на-Амуре
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).
Образовательные технологии, использование программно -педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Мета-предметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование :
1) Бунеев «Литературное чтение».
2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».
3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.)
4) Карточки для заполнения .Шаблоны.
5) Корзина. Шишки.
Тема: Волшебная сила бессмертной музыки.
Рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Приложение |
1. Организационный момент.
|
Вступительное слово учителя: - Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.
Звучит музыка Э. Грига « Норвежский танец. » – Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?
|
Слушание. Создание эмоционального настроения. Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту, силу любви.
|
Слайд 1 |
2. Актуализация знаний |
1 слайд – цитата : « Каждый понимает счастье по -своему. У каждого оно свое…» К.Г. Паустовский. - Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Высказывания детей. |
Высказывания детей.
|
Слайд 2 |
3. Постановка учебной задачи.
|
. 1 слайд – « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». -Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. - Как вы думаете. Что объединят этих двух выдающихся людей?
|
Учащиеся сами определяют цели урока
|
Слайд 3 |
4. Проверка домашнего задания. |
О писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э. Григе.
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (о композиторе Эдварде Григе)
- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы. (рассказ детей о Григе)
|
О1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
композиторе Эдварде Григе. Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы. (рассказ детей о Григе) 3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. - Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства |
Слайд 4 – портреты, даты. |
5. «Открытие» детьми нового знания. Самостоятельная работа в группах. (4 группы)
|
- Своим творчеством великие люди побуждают нас… - Закончите высказывание.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4) - О чем говорится в каждой части?
- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки. Заполнение бланков.
Инсценирование :. Встреча.
Учитель: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!
Проблемный вопрос. Учитель: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей. )
Учитель: : А знаете ли вы, как появляются еловые леса?
|
. Работа в группах в технике «Мозговой штурм». Правила работы в технике мозгового штурма: Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей. 2. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются. 3. Приветствуются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей. 4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. 5. Главная цель – получить как можно больше идей. Высказывание идей по группам. Общий вывод. Высказывания детей.
(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3.- Дагни у тетушки; 4 - на концерте)
Бланк №1. (работают в группах. В это время звучит музыка Э.Грига "Хольберг. Сюита"). - Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план: 1. Встреча в лесу. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях. 4. Долгожданный подарок.
Диалог из теста Инсценирование :. Встреча. Мальчик в роли писателя и девочка в роли Дагни, с корзиной в руках.
Д: В корзине у Дагни еловые шишки!
Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.
Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. (Слайд 22 для люб. ) Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.
|
Слайд 4 – звучит музыка Э. Грига.
Слайд 5
Слайд 6
|
6. Словарно-лексическая работа
Работа в группе по главам произведения
7.Физкультминутка.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Итог урока.
10. Рефлексия.
|
На доске: ( слова-карточки) Эпитеты, олицетворение, описание, сравнение.
Работа в группе по главам произведения. 1-я группа “Встреча в лесу”. У: Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. ) 2 группа “В доме композитора”. У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”. Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. ) 3 группа “В гостях”. У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. ) 4 группа “Долгожданный подарок”. (Стихотворение собственного сочинения. Синквейн. ) У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны. - Так чему же учит это произведение? Цитаты: Все хорошее в природе - от солнца; А все лучшее в жизни - от человека. М. Пришвин. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. В.А. Сухомлинский.
Рефлексия. - Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение? - Что вы представили, слушая музыку? - А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским? - Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное? - Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку? (её надо услышать) У: - Как связаны литература и музыка? - Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами? - Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как – то Э. Грига.
- В произведении, Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды). -Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали вам надо закрасить одну из шишек красным цветом. - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым. -Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.
|
Каждая группа получает карточки с толкованием слов и словосочетаний из текста. На слайде ( слайд 5-во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры" ) группы слов и словосочетаний, соответствующие толкованиям. Задача каждой группы - найти слова, соответствующие толкованиям данным на карточках, найти их в тексте, зачитать.
Работа с текстом, словарем. Четыре группы слов и словосочетаний соответствуют четырем частям текста. По мере анализа толкования слов ведется краткий пересказ текста и зачитывание отдельных эпизодов.
Каждая группа даёт высказывания согласно плану текста.
Высказывания детей. (надо жить, принося радость другим людям)
- Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.
Из текста: (невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык) - В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.
Ученики-эксперты оценивают работу на уроке своих одноклассников. Выделяют и аргументируют свой выбор.
|
Слайд 8
Слайд 7
|
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру
занятости): обучающиеся работали активно, все были включены
в
работу_______________________________________________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.